«Роботизация» школы

Категории: Статьи

Тэги: ,

У учителей появятся цифровые помощники

Московский городской педагогический университет (МГПУ) объявил, что начинает учить роботов-учителей. Однако пугаться того, что привычную Марьванну в классе вот-вот заменит говорящая железка на колесиках, нет причин. Пока речь идет лишь о подготовке программного обеспечения для облегчения и ускорения процесса подготовки учителя к уроку. Что же касается проникновения роботов в нашу жизнь, то на самом деле оно началось уже давно. Ну чем не робот, скажем, тот же навигатор, давным-давно имеющийся практически в каждом нашем мобильнике?

«Роботизация» труда учителя в России, по словам разработчиков, возникла не на пустом месте:

Е. Лавренова

— Профессия учителя становится технологичной — недаром в нее пошли мужчины, — разъяснила суть идеи директор Института цифрового образования МГПУ Екатерина Лавренова. — Однако учитель-робот — это вовсе не фигура на колесиках, которая иногда встречает нас где-нибудь в аэропорту. Это цифровой ассистент учителя, который помогает ему правильно организовать образовательное пространство и найти индивидуальный подход к каждому из ребят. Фактически мы готовим учителей-методистов, которые смогут грамотно заказать программистам нужное программное обеспечение. Оно, по сути дела, и станет роботом-ассистентом.

Появление цифровых ассистентов учителя выгодно и школе, тут же подсчитал директор школы №548 «Царицыно» Ефим Рачевский:

Е. Рачевский

— За робота не нужно платить ни страховку, ни пенсионные взносы, ни налоги. Одно это сэкономит школе до 40% бюджета!
Экономия бюджета — дело, конечно, хорошее. Однако главная цель введения новшества лежит глубже, не сомневается он.
Прежде всего, с помощью «ассистента» можно будет максимально ускорить процесс подготовки учителя к каждому уроку. Сегодня, чтобы перелопатить весь необходимый для этого материал, учитель ежедневно тратит несколько часов. А вот робот с этой задачей управится практически мгновенно, что оставит учителю дополнительное время на то, до чего сейчас у него сплошь и рядом не доходят руки. Например, на внеучебную, проектную или воспитательную работу, о важности которой сейчас так много говорят с самых высоких трибун.

Кроме того, накопление в памяти робота-ассистента массы, казалось бы, разрозненных индивидуальных данных обо всех учащихся позволит учителю-человеку выработать индивидуальный подход к обучению каждого отдельно взятого школьника. А это выведет образовательный процесс на принципиально новый уровень развития индивидуальных траекторий развития, пока, к сожалению, лишь только декларируемый.

— Сейчас, — уточнила Лавренова, — из-за дефицита времени учитель, как правило, не имеет возможности подготовить один и тот же урок по-разному даже для классов одной параллели, «А» и «Б», где собраны разные дети. Что уж говорить о том, чтобы работать с каждым школьником индивидуально.

А вот новая система программного обеспечения, построенная на базе искусственных нейронных сетей, впервые позволит учителю это сделать, заверяют эксперты вуза. При этом благодаря роботам-ассистентам, предсказывают эксперты, учитель-человек не исчезнет из образовательного процесса. Просто изменится роль, которую он играет: педагог в большей степени станет не основным источником ретрансляции знаний учащимся, а воспитателем-тьютором.

По большому счету, как это ни парадоксально, может так статься, что робот-ассистент поможет учителю остаться человеком. А не это ли самое важное в образовательном процессе?!

Источник: mk.ru