Весёлые школьные истории
Урок внеклассного чтения для 4-5 классов
Анастасия Сергеевна ШПАКОВИЧ, педагог СЦ «Островок», г. Чехов, Московская область
Цель: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
Задачи:
- познакомить учащихся с произведениями Л. Каминского «Школьные рассказы», Т. Крюковой «Школьные истории», В. Медведева «36,9 или Мишкины и Валькины приключения в интересах всего человечества», не входящими в круг обязательного чтения;
- дать возможность проявить свои творческие способности;
- создавать развёрнутые высказывания по предложенному вопросу;
- воспитывать квалифицированных читателей со сформированным эстетическим вкусом.
Планируемы результаты
- Предметные: осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития.
- Метапредметные: оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
- Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самореализации в процессе подготовки проекта (творческого задания); сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Оборудование: проектор для просмотра презентаций, раздаточный материал для оценки и самооценки, реквизиты для инсценировок.
Технология: проектная.
Методы: частично поисковый, использование в деятельности субъективного опыта ученика.
Формы деятельности: групповая, индивидуальная.
Предварительная подготовка: учащие заранее распределяются на три группы и готовят рассказы о писателях, инсценировки или творческое выразительное чтение предложенных произведений.
Отбивка 1:
Отбивка 2:
Для детской разминки — музыка из фильма «Усатый нянь»:
I. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона.
— Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок внеклассного чтения хотелось бы начать с анекдота.
Вася заявляет учителю:
– Обещаю, что с завтрашнего дня начну выполнять все домашние задания!
– Это я от тебя слышал много раз.
– Но сейчас даю твёрдое слово. Мой дедушка вышел на пенсию!
Как вы догадались, речь сегодня пойдёт о школе. Ведь школа – ваш второй дом, а школьная жизнь – это время, полное незабываемых приключений и открытий. Сегодня мы познакомимся с произведениями о таких же мальчишках и девчонках, как вы, у которых очень насыщенная школьная жизнь и незабываемые каникулы.
Представлять писателей и их произведения мы будем по группам. Каждой группе было необходимо заранее подготовить рассказ о писателе и инсценировку/выразительное чтение понравившегося фрагмента книги. Пока одна группа будет представлять результаты своей работы, другая – работает с листом оценивания и готовит вопросы.
II. Представление работ учащихся
Т. Крюкова «Школьные рассказы»
Материалы презентации книги Т. Крюковой «Школьные истории»: презентация, инсценирование/чтение
- Презентация: Т.Ш. Крюкова
- Слово об авторе и краткое представление книги (презентация)
Герои смешных рассказов Тамары Крюковой – обычные школьники, с которыми происходит так много всего интересного! Женька Москвичёв и Лёха Потапов постигают великую науку дизайна и пытаются стать бизнесменами, Юра Петухов организовывает «день вежливости» и поёт в хоре, Лена Синицына хочет перевоспитать мальчишек, а их одноклассница Майка мечтает вызвать дух Пушкина…
Весёлые истории о приключениях ребят из шестого «Б» не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей!
- Инсценирование/творческое прочтение фрагмента произведения «Дольче и Габбана»
Вера Ивановна, классная руководительница шестого «Б», объявила, что сегодня после занятий все должны остаться на уборку территории вокруг школы.
Женька и Лёха начали разговор.
– В кои-то веки собрался по-человечески время провести, и на тебе! – говорил Женька.
– Не переживай. Тут работы на полчаса, – успокоил его верный друг Лёха Потапов.
Женька продолжал нагнетать обстановку:
– Ничего ты понимаешь! Новый «Варкрафт» – полный улёт! Трёхмерная графика, стереозвук. Монстры – закачаешься. Можно вдвоём играть. Прикинь, цивилизация в опасности, а тут мусор собирай.
– Всё равно ведь ничего не поделаешь, – развёл руками Лёха.
– А давай сбежим, – предложил Женька. – Пускай Петухов парится. У него мозг с горошину и силы девать некуда. Или Шмыгунов. Его интеллекта хватает только на то, чтобы метлой махать. А людям умственного труда и без того есть чем заняться.
После недолгого препирательства Женьке удалось убедить друга. Было решено после уроков по-тихому улизнуть, но возникли непредвиденные трудности. Поскольку Москвичёв с Потаповым оказались не единственными умниками, возле выхода из школы стояла завуч и живенько отправляла особо сообразительных за мётлами и граблями.
Заметив преграду, беглецы благоразумно ретировались, но скоро поняли, что попали в окружение. На лестнице они едва не столкнулись с Верой Ивановной. Хорошо ещё, что Женька Зоркий Глаз вовремя её заметил. Друзья заметались в поисках укрытия. Женька бросился к двери спортзала, и – о чудо! – она была не заперта. Ребята юркнули внутрь, чтобы переждать облаву.
В зале было непривычно пусто. Все звуки отдавались гулким эхом под высоким потолком. Женька обошёл зал, оглядев его хозяйским взглядом, и остановился возле «козла». На уроках физкультуры они были непримиримыми врагами. Вернее, «козлу»-то что, он деревянный. А вот Женьке доставалось. Из-за невысокого роста и не слишком развитой мускулатуры он, хоть убей, не мог перепрыгнуть через снаряд и вечно плюхался на него животом, чем вызывал бурное веселье всего класса.
Женька встал в боксёрскую позу и, пружинисто прыгая, нанёс несколько удачных хуков то ли в морду, то ли в тыловую часть злосчастного «козла», чтобы отомстить ему за свой позор, а потом уселся на него верхом, приосанился и, царственно вытянув руку, спросил:
– Я на Юрия Долгорукого похож?
– Чего? – прыснул со смеху Лёха. – Ты похож на Москвичёва на «козле».
– Ну что ты за человек? – разочарованно вздохнул Женька. – Нету у тебя воображения.
– А у тебя есть? Ты скажи ещё, что я на Пушкина похож, – обиделся Лёха.
Это был явный перебор. Даже при очень буйной фантазии было нелегко найти сходство между белобрысым здоровяком Потаповым и светочем русской поэзии. Однако признаться в отсутствии воображения Женька не мог, поэтому он обтекаемо произнёс:
– Это как посмотреть. Некоторые актёры вообще без грима играют.
Л. Каминский «Школьные истории»
Материалы презентации книг Л. Каминского «Школьные истории»: презентация, инсценирование/чтение
- Презентация: Л.Д. Каминский
- Слово об авторе и краткое представление книги (презентация)
«Школьные истории» – это весёлый сборник о школе и о школьниках, о дружбе и взаимовыручке, об учителях и учениках, об интересном времени в жизни, когда всё зависит от тебя – учись и будь самым умным! Но и улыбаться не забывай, читая смешные рассказы Л. Каминского.
- Инсценирование/творческое прочтение фрагмента произведения «Чего только не случилось!»
– Людмила Аркадьевна, можно войти?
– Входи, Серёжкин!
– Я опоздал.
– Об этом я уже догадалась. Во-первых, здравствуй!
– Здрасте.
– Во-вторых, объясни-ка нам: что случилось?
– Ой, чего только не случилось! Сначала испортились часы.
– Остановились что ли?
– Нет, просто часовая стрелка стала двигаться против часовой стрелки, минутная – против минутной. И поэтому я не мог узнать, который час. Но потом всё же узнал.
– Каким образом?
– Очень просто: по телефону. Набрал «ноль восемь», а они и говорят: «Уже полдевятого!» Я говорю: «Правда?» А они отвечают: «Ага!»
– Ну и что же дальше?
– Я понял, что опаздываю, быстро оделся и выскочил за дверь. Смотрю: маляры выкрасили всю лестницу зелёной краской. И табличку повесили: «Проход временно закрыт». Это, значит, пока не высохнет. Что делать? Пришлось всем жильцам спускаться по водосточной трубе.
– И тебе тоже?
– И мне тоже. Я быстро спустился с пятого этажа, выбежал на улицу: что такое! На ту сторону никак не перейти, всю улицу перекрыли.
– Неужели тоже выкрасили зелёной краской?
– Нет, что вы! Просто оказалось, что по проезжей части вели жирафу, поэтому всё движение остановилось.
– Куда же вели эту жирафу?
– Не знаю. Наверное, в зоопарк. Или в цирк.
– Или на киносъёмку?
– Или на киносъёмку. В общем, пришлось ждать. Ну, а потом я побежал в школу, потому что больше ничего не случилось.
– Всё?
– Всё.
– Так. Очень удивительная история. А теперь сознайся, Серёжкин: есть ли хоть два слова правды из того, что ты нам сейчас рассказал?
– Два слова есть…
– Какие же это слова?
– «Я опоздал»…
«Понедельник – день тяжёлый»
– Так и знал! Ведь сегодня понедельник! – мрачно сказал Антон Петухов, в третий раз перетряхивая свой портфель.
– Понедельник? Ну и что? – удивился сосед Петухова по парте Юра Серёжкин.
– Что-что! А то, что в понедельник со мной всякие неприятности происходят. Вот и сегодня: ручку потерял. Такую классную. С гелевым стержнем.
– Поищи в карманах.
– Искал. Нету. Скорее всего, на перемене посеял, когда с Брюквиным боролся.
– Слушай, Петух, у меня идея! Напиши-ка объявление!
– Какое ещё объявление?
– Ну, что ручку потерял. И приметы опиши. Знаешь, как пишут: «Пропал кот. Сам рыжий, хвост полосатый, глаза зелёные. Просим убедительно вернуть за вознаграждение».
– Ты что, ещё смеешься?
– Да нет, я серьёзно. На, возьми мою ручку, пиши. И повесь где-нибудь на видном месте, например, у буфета.
Антон вздохнул и стал писать объявление. На перемене он прикрепил его у входа в буфет, около плаката с надписью «Все здоровы – вы, мы, ты, если руки вымыты!»
…Людмила Аркадьевна вошла в класс и объявила:
– Прошу приготовить тетради и ручки. Сегодня пишем сочинение. Все, кроме Петухова.
– Почему кроме?.. – удивился Антон. – А я?
– Во-первых, тебе нечем писать. А во-вторых, ты уже сегодня одно сочинение написал. Возьми, пожалуйста, я его проверила.
Петухов взял у учительницы листок бумаги и сел на место.
Серёжкин заглянул в листок Антона и прочел:
– Я же говорил, – проворчал Петухов, – понедельник для меня день тяжёлый!
В. Медведев «36,9 или Мишкины и Валькины приключения в интересах всего человечества»
Материалы презентации книги В. Медведева «36,9 или Мишкины и Валькины приключения в интересах всего человечества»: презентация, инсценирование/чтение
- Презентация: В.В. Медведев
- Слово об авторе и краткое представление книги (презентация)
Мишка и Валька решили готовить себя к «будущим героическим путешествиям в интересах всего человечества». А это значит, что братьев впереди ждёт весёлое лето и множество удивительных приключений. Они будут испытывать себя на прочность, учиться читать мысли на расстоянии, ужинать с удавом… Правда, окружающие от их «подвигов» почему-то не в восторге… Невероятно, но факт: у Мишки, инициатора всех этих авантюрных затей, температура всегда тридцать шесть и девять. Может быть, это нормально для будущего «героического путешественника»?
- Инсценирование/творческое прочтение фрагмента произведения «По траве босиком»
Пролог
Я приоткрыл немного дверь и затаил дыхание.
– Здоров! – сказал доктор, выслушивая Мишку. – Абсолютно здоров!
– Здоров, а температура всегда тридцать шесть и девять, – сказала Мишкина мама. – Вы знаете, меня это очень беспокоит.
Доктор взял термометр и долго задумчиво смотрел на него, покачивая головой, потом положил свою руку на Мишкину и стал в который раз выслушивать пульс.
– А может, у него это от электричества? — спросила Мишкина мама.
– От какого электричества? – удивился доктор.
– Прыгает всё время.
– Зачем?
– Вычитал, что какие-то туземцы Кенга…
– Мбенга, – поправил Мишка свою маму.
– …подпрыгивая, заряжаются на десять ампер…
– На десять вольт… и поэтому могут ходить по раскалённым камням босиком, не обжигаясь…
Мишка уже оделся, и для порядка мама провела расчёской по его голове, при этом раздался неожиданно громкий треск и волосы у Мишки встали дыбом.
– Видите? – сказала Мишкина мама. Доктор, которому, вероятно, впервые попался такой необычный пациент, заметно удивился. А Мишка Киселёв подпрыгнул ещё несколько раз на месте и стал медленно сводить указательные пальцы. Вдруг раздался лёгкий щелчок и между кончиками пальцев проскочила искра.
– Пусть ходит больше босиком по траве, – сказал доктор, – по траве… и как можно больше…
«Всё, – подумал я про себя, – теперь Мишкина мать наверняка отпустит его к нам на дачу…» А нам с Мишкой только этого и надо было… Только я вообще-то зря радовался, то есть не зря, а вернее, раньше времени, потому что если бы я так сильно не радовался, то, наверно, не попал бы в историю, которую я назвал: «Калорийные ботинки».
III. Обсуждение представления книги, оценка и самооценка (по листу оценивания)
IV. Рефлексия
Задание: оформить до конца листы оценивания и написать краткий отзыв о представлении книги, которое понравилось наиболее.
Беседа по вопросам
— Привлекло ли ваше внимание какое-то из произведений, о котором вы услышали на уроке?
— Чем заинтересовало вас произведение?
— Планируете ли вы обратиться к чтению понравившегося вам произведения?
С. Михалков говорил:
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Домашнее задание: прочесть произведение, привлекшее ваше внимание в течение урока.
Лист оценивания
Кто активно участвовал в представлении автора и в постановке/чтении | |
Над чем стоит поработать группе? | |
Что получилось у группы? + | |
Вопросы |