Устали учиться: Китай начинает реформу школьного образования

24 июля этого года официальное информационное агентство правительства Китайской Народной Республики Синьхуа разместило на своем сайте «Заключение о дальнейшем сокращении нагрузки на детей, связанной с обучением в школе и внеклассными занятиями», подготовленное совместно Главным управлением ЦК Коммунистической партии Китая и Главным управлением Государственного совета. Это объемный документ, который уже привел к обвалу на бирже китайских компаний, работающих в сфере онлайн-образования. В частности, пострадал один из лидеров отрасли, компания New Oriental Education & Technology, акции которой упали в понедельник почти на 40%. Почему обрушился этот сегмент рынка и какие изменения ожидают школу в Поднебесной? Попробуем во всем этом разобраться, проанализировав текст «Заключения».

 

Несколько слов о формате документа

Как и любое программное заявление, «Заключение» содержит множество лозунгов и пространных фраз о стремлении, пути к цели, повышению качества и снижению количества. Таким же абстрактным лозунгом является и термин «двойное сокращение», который, по тексту, применяется как к продолжительности домашних заданий, так и к снижению нагрузки на детей, количеству частных образовательных организаций и многим иным аспектам образования. Не нужно думать, что Китай решил в два раза сократить сферу образования. Никаких конкретных требуемых или ожидаемых результатов «Заявление» не содержит. Однако позднее на его основе могут быть приняты документы, конкретизирующие цели и показатели. Текст этого программного послания со всей определенностью говорит о том, что Китай готовится к глобальному изменению ситуации, сложившейся в сфере национального образования и в первую очередь в школе.

Основные моменты грядущих изменений

Попробуем выделить главное.

Сокращение расходов семей на образование детей

Через весь документ прослеживается ключевая мысль: Китай решил планомерно сокращать затраты семей на образование детей. Это касается не только финансовых расходов, но и затрачиваемого времени, и, говоря условно, «потраченных нервов». В идеале затраты семьи на образование детей должны стремиться к нулю, и это относится не только к школе, но и ко всем образовательным услугам за ее пределами.

Утомление детей и время обучения вне школы, расходы семей на образование и соответствующие эмоциональные затраты родителей должны быть эффективно сокращены в течение одного года, а достигнуть значительных результатов необходимо в течение трех лет.

Из «Заключения о дальнейшем сокращении нагрузки на детей, связанной с обучением в школе и внеклассными занятиями»

Снижение нагрузки на учащихся через уменьшение объема домашних заданий

Планируется полностью пересмотреть систему домашних заданий путем координации и взаимодействия педагогов, унификации материалов. Сложность «домашки» не должна выходить за пределы национальной учебной программы. Что очень важно, отныне категорически запрещается привлекать родителей как к подготовке заданий дома, так и к их проверке.

Продолжительность подготовки домашних заданий также будет жестко ограничена. Максимально допустимое время для старших классов – 90 минут. Чтобы обеспечить этот показатель, школы должны переработать структуру задаваемого на дом материала.

Кроме того, школу ждет проверка и унификация экзаменов, а также их возможный пересмотр для соответствия национальной программе образования. Цель – сделать так, чтобы вопросы и задания на уроках и экзаменах не выходили за пределы программы.

Школа − на весь день, работа с детьми − после уроков

Школы должны всячески расширять внеклассную деятельность, внедрять дополнительные образовательные мероприятия — словом, сделать все, чтобы занять детей после уроков, пока их родители не вернутся с работы.

Время окончания внеклассных мероприятий не должно быть раньше обычного местного времени окончания рабочего дня.

Из «Заключения о дальнейшем сокращении нагрузки на детей, связанной с обучением в школе и внеклассными занятиями»

Бесплатное онлайн-обучение и запрет на репетиторство

Учителям фактически запрещается преподавать за дополнительную плату вне школы, иначе их ждут жесткие санкции.

[Школы обязаны] строго расследовать и наказывать учителей за оплачиваемые дополнительные уроки вне школы вплоть до дисквалификации.

Из «Заключения о дальнейшем сокращении нагрузки на детей, связанной с обучением в школе и внеклассными занятиями»

Онлайн-обучение должно предоставляться бесплатно. Для этих целей департаментам образования следует аккумулировать и создавать разнообразные высококачественные онлайн-ресурсы, а также использовать национальные и местные платформы образовательных и учебных ресурсов, образцово-показательные сетевые платформы школ.

Образование только в школе − борьба с частными образовательными компаниями

Похоже, что правительство Китая «объявляет войну» платным образовательным услугам, что уже привело к краху акций частных компаний на бирже. В частности, пострадал один из лидеров отрасли New Oriental Education & Technology, чьи акции упали в понедельник почти на 40%. Отныне любые компании, которые предоставляют образовательные услуги, входящие в стандарт национального образования, могут быть зарегистрированы только как некоммерческие организации. Это касается в том числе и онлайн-школ, курсов и пр. Все организации, которые сегодня предоставляют образовательные услуги школьникам, должны пройти повторную перерегистрацию в соответствии с новыми требованиями.

Решительно сократить предметное обучение вне школы. Пересмотреть регистрацию существующих компаний, предоставляющих образовательные услуги, постепенно сокращать их количество и решать такие серьезные проблемы этих организаций, как отсутствие квалификации преподавателей, хаотичное управление, использование образования для сбора денег с родителей, ложная реклама и сговор со школами для получения прибыли.

Из «Заключения о дальнейшем сокращении нагрузки на детей, связанной с обучением в школе и внеклассными занятиями»

Для тех, кто выживет на рынке образования после перерегистрации, планируется ввести систему контроля цен и образовательных кредитов (кроме этого, государство будет контролировать их выдачу).

Повышение качества образования

Главные цели концепции указаны отдельно: содействовать качественному и сбалансированному развитию обязательного образования, сократить разницу в уровне городского и сельского школьного образования.

Что будет дальше

Последние несколько лет мы все чаще слышали о том, что китайские школьники перегружены и переутомлены из-за слишком интенсивной учебы и строгих требований на экзаменах. Теперь все будет по-другому. Сначала концепция, описанная в «Заключении», будет реализовываться в пилотных регионах, таких как Пекин, Шанхай, Шэньян, Гуанчжоу, Чэнду, Чжэнчжоу, Чанчжи, Вэйхай и Наньтун. Но в любом случае, всю систему образования Поднебесной ждут серьезные перемены.


Источник