Каникулы с пользой: проводим опыты на улице

Категории: Статьи

Тэги: ,

Пока еще впереди целый месяц лета, мы подобрали простые и увлекательные опыты из разных областей науки, которые легко можно провести с ребенком на улице. Материалы для них есть в каждом доме, а сами эксперименты не требуют никаких специальных условий и подготовки. Пока лето не кончилось, успейте провести его с пользой!

1. Ракета из бутылки

Что подготовить

  • пробка от винной бутылки;
  • бутылка 0,5 литра;
  • маленький полиэтиленовый пакет;
  • уксус;
  • вода;
  • пищевая сода;
  • воронка;
  • несколько бумажных салфеток.

Как провести опыт

С помощью воронки наливаем 100 грамм уксуса в бутылку, после чего горлышко вытираем насухо снаружи и внутри. Теперь засовываем в бутылку несколько сложенных вместе салфеток, пары будет достаточно, глубоко засовывать не нужно). В углубление, образованное в салфетках, засыпаем две чайные ложки соды. Обматываем пакетом винную пробку и вставляем в бутылку. Ненужные кусочки салфетки можно оборвать или обрезать. Ракета готова, осталось осуществить запуск.

Выберите место, где вы будете проводить эксперимент: бутылку встряхните и поставьте горлышком вниз. Отойдите на безопасное расстояние и наблюдайте. Для красоты и зрелищности на пробку можно приклеить полоски гофрированной бумаги.

Как объяснить результат

Когда салфетки размокли от уксуса (CH3COOH), сода (NaHCO3) вступила с ним в реакцию, при которой выделяется большое количество углекислого газа (CO2). Он и поднимает нашу ракеты вверх.

2. Фонтан из колы

Что подготовить

  • двухлитровая бутылка кока-колы;
  • пачка мятного ментоса.

Как провести опыт

Этот эксперимент может стоить вам пары чистых и сухих футболок, но зато будет весело и точно как в «Разрушителях легенд». Опытможно проводить с другими газированными напиткам, не обязательно сладкими, но выше всех фонтан получается именно с колой.

Провести эксперимент очень просто: найдите поверхность, на которую можно поставить бутылку с содовой. Аккуратно откройте упаковку с драже и высыпьте все его содержимое в воду. Для хорошего фонтана на двухлитровую колу будет достаточно пяти конфет.

Как объяснить результат

Легендарный эксперимент имеет два объяснения: химический и физический.

Первый заключается в том, что в состав колы входит ортофосфорная кислота (H3PO4), а ментос содержит щелочные компоненты. При взаимодействии кислоты и щелочи происходит химическая реакция с выделением углекислого газа.

Физическое объяснение связано с углекислым газом (CO2) из колы, которые в огромном количестве высвобождается при соприкосновении с шероховатой поверхностью драже.

3. Песочный вулкан

Что подготовить

  • мокрый песок;
  • пустая емкость с широким горлышком;
  • сода;
  • лимонная кислота;
  • вода;
  • пищевой краситель или гуашь, желательно красного цвета;
  • средство для мытья посуды;
  • две емкости для смешивания ингредиентов;
  • ложка.

Как провести опыт

Для начала сделайте «каркас» вулкана: пустую емкость — заготовку для кратера — облепите песком, создав гору. В двух остальных смешиваем ингредиенты для лавы.

Одну из емкостей на 2/3 заполняем водой, добавляем несколько капель красителя и средства для мытья посуды, туда же — пять столовых ложек соды. Получившуюся смесь заливаем в жерло вулкана.

Готовим второй раствор: разводим лимонную кислоту в пропорции 5 столовых ложек на 1,5 стакана воды. Потом медленно добавляем его в жерло и наблюдаем за извержением.

Как объяснить результат

Происходит реакция нейтрализации: лимонная кислота и щелочь (сода) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ (CO2).Он вспенивает залитую в жерло смесь и заставляет ее переливаться через края. А средство для мытья посуды добавляет лаве больше пузырей.

4. Солнечные часы

Что подготовить

  • разноцветные мелки;
  • 12 палочек, камней или ракушек.

Как провести опыт

Выберете во дворе открытое место, на котором обычно солнечно большую часть дня. Примерно в середину ставим палочку — это будет гномон, тень от него будет стрелкой часов. Вокруг палки нарисуйте циферблат, либо выложите по кругу камни или ракушки с числами. Теперь можно учится определять время!

Учтите, что солнечные часы работают только летом в ясную или малооблачную погоду и в светлое время суток.

Как объяснить результат

Расскажите ребенку, что солнце — не только источник света и тепла. Расскажите, как менялись древние цивилизации с появлением солнечных часов, как развивались системы измерения времени, как это влияло на культуру и технический прогресс.

5. Цветные муравьи

Что подготовить

  • сахар;
  • пищевые красители;
  • пластмассовая разделочная доска или доска для лепки;
  • вода;
  • лупа.

Как провести опыт

Найдите место, где водятся муравьи. Когда оно будет найдено, подготовьте несколько ярких цветных сиропов: смешайте сахар, пищевые красители и воду. Положить доску или кусочек бумаги как можно ближе к месту скопления насекомых и капнете на нее несколько капель каждой из полученных смесей. Чтобы дети могли лучше рассмотреть, как изменятся брюшки муравьев, захватите с собой лупу, а сироп капните в несколько прозрачных крышек.

Как объяснить результат

Сахарный сироп — наиболее распространенная углеводная пища для муравьев. Поскольку брюшко насекомого полупрозрачно, оно окрашивается, когда муравей пьет цветную жидкость.


Источник