Урок ОБЖ: как сделать его интересным

В основе интересного и полезного для учеников урока ОБЖ лежат два базовых принципа.

Спрашивая у детей, какой из школьных предметов нравится им больше всего, очень редко можно услышать в ответ: «ОБЖ». Такое отношение к «Основам безопасности жизнедеятельности» распространено и среди многих взрослых. Кому-то может показаться, что эта дисциплина слишком проста, и на нее не стоит тратить даже один академический час в неделю. Кто-то считает, что ОБЖ — штука полезная, но никак не для наших окруженных любовью и заботой детей, а, возможно, для жителей тех далеких стран, где регулярно случаются цунами, землетрясения или существует постоянная опасность открытых военных действий.

«Зачем мне это учить, ну разве эти знания действительно пригодятся мне в реальной жизни?» — с подобных вопросов начинается непринятие ребенком предмета, которое очень быстро переходит в незаинтересованность и, как следствие, в очень поверхностное изучение темы. Чтобы суметь найти правильные слова для ответа на подобные вопросы, в первую очередь, давайте определимся: что же такое ОБЖ и без чего этот урок не может обойтись?

Основы безопасности жизнедеятельности (или ОБЖ) — это учебная дисциплина для воспитания в учениках культуры безопасного поведения. Во время уроков ОБЖ дети должны узнавать:

  • Что такое безопасность, в чем ее ценность, и какова взаимосвязь между нашими ответственными действиями и нашей безопасностью (а также безопасностью наших близких)?
  • Какие опасности существуют в современном мире? Какие из них могут подстерегать на каждом шагу? Какие из ситуаций происходят реже, и почему это не означает, что мы не должны оставаться начеку?
  • Как предотвращать возникновение опасных ситуаций, и как справляться с их последствиями?

Таким образом, на уроках ОБЖ дети учатся смотреть на мир незатуманенным, ясным взглядом, различать все возможные риски, правильно их оценивать и совершать адекватные ситуациям действия. Кроме того, урок ОБЖ потеряет очень большую смысловую нагрузку, если не будет содержать разговора о том, почему же безопасность — это не пустое слово из взрослого вокабуляра, а катастрофически важная и очень ценная штука.

2 главных принципа интересного урока ОБЖ

В основе интересного и полезного для учеников урока ОБЖ лежат два базовых принципа. Вот они:

1. Актуальность

Любая информация должна так или иначе соотноситься с актуальными потребностями и интересами учеников. Изучаете правила оказания первой медицинской помощи? Прежде всего обсудите, почему эти знания полезны для ваших юных подопечных. Возможно, кто-то уже попадал в ситуацию, в которой эта информация оказалась бы весьма кстати?

Чтобы размышления об основах безопасности не казались детям совсем уж оторванными от жизни и искусственными, ищите способы связать тему с интересами учеников. Например, можно обсудить правила поведения при пожаре на примере действий героя популярного фильма. Для этого учителю всегда необходимо понимать, в каком информационно-культурном поле находятся его ученики, чем они увлекаются, чем «дышат»

2. Положительные эмоции

Взрослым людям часто кажется, что лучший способ оградить ребенка от опасности — напугать его страшными последствиями, которые обязательно проявят себя во всей красе, если ребенок будет плохо себя вести. К примеру, во время профилактических бесед о вреде наркотиков детям показывают страшные кадры, от которых в горле застревает ком, и внутри становится невыносимо холодно. Эту взрослую привычку запугивать подрастающее поколение учителя часто переносят и на свою работу. И вот тут-то урок ОБЖ может стать раздольем для взрослых любителей страшилок. Ведь в мире столько всего ужасного: и лесные пожары, и террористическая угроза, и падающие с крыш сосульки в конце концов! Вот только ни одному нормальному человеку не захочется регулярно ходить туда, где тебя пугают, где в любой момент момент можешь ощутить горечь, страх, даже отчаяние и вообще целую палитру неприятных эмоций.

Напрашивается вопрос: как же быть учителю, ведь мир, с которым мы знакомим детей, действительно неидеален? Помните, что уроки ОБЖ посвящены вообще-то не столько опасностям, сколько безопасности. Учителю важно актуализировать, насколько приятной и радостной может быть безопасная жизнь, чтобы ученикам захотелось стать маленькими супергероями, которым под силу сотворить настоящее чудо — сделать свою жизнь безопасной.

5 советов, как сделать урок ОБЖ интересным

А теперь давайте перейдем от теории к практике. Что может и должен сделать учитель, чтобы у учеников пропало желание прогуливать ОБЖ? Вот несколько советов.

1. Используйте интерактивный подход

Ни один живой человек не сможет вынести сорокаминутного рассказа о том, как правильно жить. Урок ОБЖ не должен предполагать исключительно лекционный или дискуссионный формат. Другими словами, на этих уроках дети под руководством учителя могут не только слушать, конспектировать и обсуждать полученную информацию. В основе интерактивного подхода лежит сочетание различных игровых и творческих практик, командной и индивидуальной работы. Также этот подход предполагает определенную свободу выбора и высказывания, которой наделены учащиеся. В течение всех уроков старайтесь сочетать разные формы активностей: предлагайте детям посмотреть видеоролик, прочесть или прослушать отрывок текста, выполнить тест, нарисовать рисунок и пр.  Позволяйте детям проявлять инициативу. Предоставьте ученикам возможность периодически выступать с докладом на любую интересующую их тему или придумайте другой способ подарить им порцию свободы, которая является топливом любого комфортного и увлеченного обучения.

2. Отрабатывайте навыки на практике

Теоретические знания не должны всегда оставаться теоретическими, особенно если речь о таком предмете, как ОБЖ. В противном случае они очень скоро выветрятся из памяти. Но, к  сожалению, частенько преподаватели по разным причинам пренебрегают практикой. Устраивайте уроки с отработкой навыков как минимум один раз в полтора месяца. К примеру, изучив тему оказания первой медицинской помощи, стоит попрактиковаться на учебных манекенах.

3. Обсуждайте актуальные темы, даже если они не входят в официальную программу

Многие темы, напрямую связанные с безопасностью в современном мире, не входят в утвержденную программу по ОБЖ. Однако это не означает, что опытный и вдумчивый учитель не сможет грамотно интегрировать изучение интересного и актуального для учеников материала в официальную программу. Возможно, ваши ученики захотят углубиться в тему информационной безопасности, безопасности при пользовании всемирной сетью? Или им захочется побольше узнать о потребительской безопасности, то есть о том, как не стать жертвой обмана, совершая покупки? Проведите опрос среди учеников и узнайте, какая тема им ближе. Изучение дополнительного материала лишь углубит заинтересованность детей в предмете в целом.

4. Организуйте встречи с приглашенными гостями

ОБЖ — предмет о реальной жизни и в этом его преимущество. На урок литературы вы едва ли сможете пригласить Гоголя, а на урок математики — Пифагора. Зато среди жителей современных городов достаточно людей, которые профессионально разбираются в различных тонкостях безопасной жизни. Врачи скорой смогут рассказать о правилах и секретах оказания первой медицинской помощи лучше любого учебника. Дети с куда больши удовольствием послушают о правилах поведения при пожаре от настоящих пожарных! Очень многие специалисты своего дела с радостью и энтузиазмом отзовутся на приглашение на открытый школьный урок. И инициатором подобных предложений должен быть активный, влюбленный в свой предмет учитель. Кто, если не он?

5. Ищите связи с другими школьными предметами

Не секрет, что любая информация усваивается и запоминается намного лучше, если она встроена в контекст. Мы уже сказали о том, что знания, приобретаемые учениками на уроках ОБЖ, должны быть встроены в контекст их реальной внешкольной жизни. Но и находясь в школе, ученик проживает свою маленькую историю — историю обучения. И если вы знаете, что именно ваши ученики изучают на других уроках, вы можете умело этим пользоваться! На классном часе, посвященном истории мировых религий, детям рассказали о Всемирном потопе? Самое время обсудить правила поведения при наводнении. На уроке истории они изучают Отечественную войну 1812 года? Почему бы не вспомнить о том, как горела Москва, обсуждая безопасные действия при пожаре? Не бойтесь придумывать, порой самые безумные идеи могут оказаться самыми эффективными.

И помните, что не бывает менее важных или менее интересных предметов. Все зависит лишь от учителя.

Источник