Учителя, дышите полной грудью!

Размышления гештальт-психолога Ольги Некрасовой о том, как психология способна стать для педагогов ключом к трансформации в профессии.

Чем школа сегодня может привлечь детей?

Конечно, не тем, что научит их читать и писать, не тем, что даст им необходимый минимум знаний. Очевидно, что за последнее десятилетие школа потеряла монополию на образование: она не выдерживает конкуренции с тоннами образовательных платформ, сайтов, блогов и других источников информации.

Единственный ценный ресурс, который есть у школы и благодаря которому она может снова стать привлекательной, — это люди, которые в ней работают, то есть учителя.

Вместе с трансформацией образования меняются и перерастают во что-то большее отношения «учитель — ученик». Школьники, особенно подростки, заявляют: они нуждаются в учителе-наставнике, хотят видеть перед собой личность, способную вдохновлять. Человека, который готов их выслушать и помочь им почувствовать себя значимыми. Вот таким, по мнению детей, должен быть современный педагог!

Звучит как вызов, правда?

Лекция главного редактора «Педсовета» Сергея Сафронова о том, почему педагогу важно быть психологом, специалистом по мозгу и отношениям

На это многие учителя скажут: «Миссия невыполнима. У нас не преподавание, а гонка на выживание: мы решаем организационные вопросы, пишем планы, проверяем контрольные, повышаем квалификацию. Пытаясь все успеть, мы несем работу домой. У нас нет личной жизни и не хватает времени, чтобы просто посмотреть ученику в глаза. А вы говорите о каком-то «выслушать, вдохновить, наставить…»

Да, работа педагога не только в России, но и во всем мире — тяжелый труд. И в первую очередь, с эмоциональной точки зрения.

Учителя в основной массе — это люди с развитой эмпатией. Они принимают чужие проблемы близко к сердцу. Особенно молодые педагоги, которые только пришли в школу и движимы желанием изменить мир через образование. В таких условиях выгорание наступает очень быстро.

Учителя постоянно работают для других. Им так часто приходится использовать свои эмоциональные резервы, пропускать через себя чужие проблемы, что они быстро истощаются. Это называется «вторичная травма» или «усталость от сострадания». А если она накладывается на материальную неудовлетворенность, на конфликты внутри школы, то это толкает учителя на то, чтобы вообще уйти из профессии.

Как в этой ситуации помочь педагогу, который сломался под тяжестью эмоционального груза?

Предоставить легкий и быстрый доступ к службам психологической помощи. Учителям и ученикам, администраторам и вообще всем работникам школы.

Каждому образовательному учреждению нужны специалисты, которые оказывают социальную и эмоциональную поддержку, смогут заметить, что человек близок к получению психологической травмы, и вовремя оказать помощь.

С этим, как показал опрос в сообществе Педсовета в ВК, согласно большинство педагогов.

К сожалению, на данном этапе у российских учителей нет прямого доступа к квалифицированной психологической поддержке. А сами они не всегда способны разобраться в своем эмоциональном состоянии и услышать тревожные звоночки, которые сигнализируют о выгорании или депрессии.

Несмотря на это, забота о ментальном здоровье и соблюдение психологической гигиены для педагога не менее важны, чем забота о физическом здоровье.

Согласитесь: гораздо эффективнее вечно задерганного, сердитого учителя будет преподаватель, который находится в эмоциональном и психологическом балансе. Только он будет иметь внутренний ресурс, чтобы стать тем самым неравнодушным наставником, о котором так мечтают дети.

Только он, обладая необходимыми знаниями по психологии, сможет заинтересовать детей своим предметом — ведь, понимая, как устроен ученик, его мозг и психика, учитель сможет мягко и без насилия заставить его двигаться в нужном направлении. Только он сможет заметить у ребенка психологические проблемы и, возможно, предотвратить трагедию, подобную стрельбе в Казани или Перми.

Когда мы садимся в самолет, чтобы куда-то лететь, электронный голос напоминает: «В случае разгерметизации салона наденьте кислородную маску сначала на себя, потом — на ребенка».

Дорогие учителя, не пренебрегайте своим ментальным здоровьем. Обращайтесь за помощью к психологам, становитесь психологами сами — надевайте на себя кислородную маску! Дышите полной грудью!


Источник