Школьник учителю не товарищ

Что делать с дерзкими подростками

Эту историю рассказала челнинский школьный психолог Гульяна Бадгиева. А случилась она в одном из начальных классов той школы, где специалист работает.
 
Девочку «вышибли» из-за «вышибалы»

В классе стали возникать конфликты. Ученики ссорились с одной и той же одноклассницей. Случались драки. Ученица не уступала, не успокаивалась, и дошло до того, что в ссоре с ней оказались половина класса. Учительница вмешивалась, «разруливала» конфликты, вела беседы, но ссоры продолжались. В школу пригласили маму агрессивной ученицы. Родительница пришла и так же агрессивно стала упрекать во всем учителя и одноклассников. Мол, мою дочь не понимают, третируют. Конфликт поэтому усугубился, а у агрессивной девочки из-за переживаний появились приступы рвоты.

— Когда я стала разбираться в ситуации, то выяснилось, что учительница не догадалась выяснить первопричину всех конфликтов. Надо было спросить у ребят, почему до какого-то момента все было нормально, а потом вдруг одна ученица стала вызывать у одноклассников раздражение. Учителя — это, как правило, хорошо образованные и опытные педагоги, но они не психологи. И это создает им сложности в их работе, — говорит Бадгиева.

Психолог выяснила, что ссоры начались во время игры в «вышибалу» на уроке физкультуры. По мнению ребят, их одноклассница нарушила правила и не согласилась с этим, а стала доказывать, что она играет как надо, а правила нарушают все остальные. Специалисту пришлось учить ребят умению разбираться в конфликтной ситуации (разговаривать спокойно, без оскорблений, не повышая голоса) и умению идти на компромиссы. В таких случаях многое зависит и от родителей. Здесь мамам и папам надо прийти на помощь учителям, а не бросаться на них в атаку. Родителю ведь бывает проще выяснить, что случилось, дети с ними могут быть более откровенны.

Учитель забывает, что имеет дело с детьми, а не молодыми людьми

По словам Бадгиевой, у учителей постоянно возникают сложности в работе еще и потому, что работать многим из них приходится со школьниками разных возрастов.

— Учитель принимает пятый класс, ведет его до девятого, а потом снова принимает пятый класс. Сложность здесь в том, что иметь дело с 16-летними юношами и девушками — это одно, а с двенадцатилетними подростками совсем другое. Учителя знакомы с особенностями детей разных возрастов, но им все равно нужно время для адаптации, — объясняет психолог.

Двенадцатилетние ученики — это еще во многом дети, они нуждаются в повышенном внимании и помощи со стороны учителя. А педагоги по инерции ведут себя с ними уже, как со взрослыми людьми.

— Простой пример. Учитель дает задание на дом и указывает параграф. И этим ограничивается. А пятикласснику этого мало, он ждет, что ему скажут, в каком разделе и на какой странице учебника задание находится. Без этого он его может не найти, а родителям потом скажет, что на дом ничего не задавали. Потому что он в этом искренне уверен, — растолковывает специалист.

В итоге ученик попадает под «перекрестный огонь»: ему ставит «двойку» учитель, а дома за это наказывают родители. Это тот нюанс, о котором родителям пятиклассников не мешает знать. Разбирайтесь в ситуации и тактично помогайте учителю адаптироваться.
 
Когда педагог с плачем выбегает из класса

— В принципе можно дать еще один совет, но он адресуется только учителям. Бывают случаи, когда учительница со слезами на глазах, а то и громко плача, убегает из класса посреди урока, — говорит психолог об очередной большой сложности в работе учителей.
Чаще всего такое случается, когда в классе среди учеников появляется тот, кто начинает дерзить во время урока. Прерывает преподавателя какими-то словечками, комментариями. А в ответ на замечания огрызается, хамит.

— У такого поведения чаще всего две причины. Или у ребенка возникли сложности в семье, ему трудно, и он таким образом обращает на себя внимание. Или ученик уверен, что в какой-то момент учитель его оскорбил, унизил, поступил с ним несправедливо, и тогда его поведение — это месть преподавателю, — раскрывает суть дела Бадгиева.

Опытный преподаватель «разрулит» такой конфликт без осложнений. Неопытные педагоги или педагоги, привыкшие весь класс и каждого ученика в отдельности держать в узде, в подчинении, столкнувшись с дерзостью на уроке, стремятся тут же ученика (ученицу) приструнить: «Прекрати немедленно!», «Не мешай вести урок, ты не один в классе!», «Закрой рот и смотри в учебник!».
Но тот не поддается, и начинается скандал. Разборка с учителем становится безумно интересна всему классу. Кроме того, класс, как правило, мигом встает на сторону своего одноклассника, и педагог вдруг понимает, что ему дерзит и хамит весь класс и он не может ничего с этим сделать. Остается только ретироваться в учительскую или в кабинет директора школы.

— В таких случаях учителю лучше не гнуть свою линию, а сделать все, чтобы главный разговор с непослушным учеником состоялся не на уроке. На перемене или после уроков стоит поговорить со школьником, чтобы понять мотивы его поведения. Потом, если необходимо, можно и какие-то меры принимать, — советует психолог.
И хотя она адресовала этот совет учителям, есть о чем и родителям задуматься. Постарайтесь сделать так, чтобы ваша взрослая жизнь и взрослые конфликты не сказывались на психологическом состоянии детей. Иначе у них могут возникнуть сложности и в школе.

Источник: kazanfirst.ru