Сергей Кравцов рассказал, какие изменения ждут российские школы

Учебный год начался в непривычных условиях. Нам, как и всему миру, пришлось столкнуться с пандемией. Изменилось представление о том, что такое современная школа. Изменились и требования, которые ей предъявляет общество. Но фундаментальная и базовая ценность для нас неизменна — это успех каждого ребенка. Ее невозможно достичь без качественного образования. И это не просто красивые и правильные слова. Это результат ежедневного труда педагогов.

Уметь и умнеть

Дети должны понимать: то, что они узнают на уроках, — это и про них тоже. Законы физики, знания о частях света и континентах, об устройстве общества, о своих правах и обязанностях, об экономике, о безопасности жизнедеятельности — все это поможет ребенку выстроить жизнь в современном техногенном мире. То есть в системе образования не должно быть «параграфов», «страниц» и «пунктов» — там должны быть умения для жизни, для будущей профессии.

Сейчас уже невозможно из года в год открывать один план урока и по нему вести занятия. Каждый урок проводится для конкретных детей и должен быть интересен и полезен им. Ребенок должен не просто заучить формулу, правило, теорему, а понимать, для чего они предназначены, как взаимосвязаны, как знания можно применять. Как конкретная физическая формула может помочь в расчете для запуска спутника, например.

Каждый год, более того, каждый месяц в мире совершаются научные открытия, порой меняющие наши представления о планете, мире и жизни. Для нас принципиально, чтобы самые важные из этих открытий были отражены и в школьной программе. Говорить надо и об ученых как примерах для детей.

Мы уже пересматриваем программы и методики по естественно-научным и техническим предметам, переоснащаем школьные лаборатории, усиливаем подготовку учителей по предметам естественного цикла.

Будем выстраивать единую систему технических и естественно-научных знаний для учеников 7-9-х классов, которые сейчас находятся вне зоны пристального внимания: от технических кружков в 3-6-х классах — через профильные кружки и классы — к предпрофессиональному образованию в 10-11-х классах. Подключим лучших педагогов, интернет-ресурсы, возможности учреждений дополнительного образования. Благодаря использованию дистанционных технологий дети и педагоги получат возможность общаться и создавать проекты со сверстниками и коллегами из других регионов. Будем выстраивать индивидуальные программы развития. Такие же программы будут создаваться и для детей с особыми образовательными потребностями. И конечно, акцент надо сделать на повышении объективности Основного государственного экзамена (ОГЭ) в девятых классах.

Гражданин растет за партой

Принципиальная задача для нас — сделать все возможное, чтобы каждый ребенок, где бы он ни жил, мог получать качественное образование и развивать таланты. Сформировать современного человека, ответственного за свои действия, уважающего государство, обладающего базовыми знаниями, стремящегося к развитию, умеющего работать в команде, честного, порядочного, трудолюбивого.

Это возможно только в условиях гармоничного соединения воспитания и обучения, когда одно «пропитано» другим. Программы воспитания должны быть интересны детям. Это не просто классные часы или уроки в расписании. Воспитывает все — фильмы, книги, беседы, встречи с интересными людьми. Нашими помощниками в воспитании детей должны стать выставочные залы, театры и кинотеатры, спортивные, молодежные, волонтерские и добровольческие, кадетские организации. Надо показать детям, какой разнообразной может быть жизнь, общение и работа с другими людьми, сверстниками и взрослыми.

Воспитание — совместное дело педагогов и родителей. Важно, чтобы ребенок в школе и дома слышал тождественную информацию о базовых вещах, чтобы взрослые поддерживали интерес ребенка к знаниям, мотивировали, помогали ему разобраться в себе и мире. Будем формировать такую среду через классных руководителей и психологов. Для семей с детьми от трех лет будет организовано психолого-педагогическое сопровождение.

Конечно, предстоит оказать большую методическую поддержку учителям, организовать их переподготовку, провести курсы и обеспечить ресурсами, с помощью которых можно улучшить воспитательный процесс.

Герои идут в школы

Нам необходимо применять инновационные подходы и вместе с тем — сохранить и использовать богатейший опыт российской системы образования. С российской педагогикой связаны великие имена Макаренко, Ушинского, Выготского. Так что не все в прошлом — плохое и устаревшее, и не все новое — хорошее и нужное. Поэтому важно делать каждый шаг обдуманно, опираясь на экспертное и педагогическое сообщество, ученых, родителей и, конечно, детей. В российских регионах образовательные форматы осваиваются по-разному, и адаптировать опыт надо с большой осторожностью.

Все это диктует необходимость развития учительской профессии, повышения ее престижа, переосмысления существующей системы педагогического образования, уменьшения нагрузки учителей в части работы с документами, чтобы освободить их время для творческой работы с детьми. Мы будем делать все, чтобы создать педагогам условия для комфортной работы. Вложим новые смыслы в повышение квалификации и конкурсы профессионального мастерства.

Учитель так же, как любой другой специалист, стремится делать карьеру, повышая профессионализм и квалификацию, и это желание мы должны поддерживать. Считаю, что учитель должен быть амбициозен. И дело не в количестве учебных часов или уроков, которые он ведет, а в их качестве.

В это понятие сегодня нужно «вдохнуть новую жизнь». А для этого — обдумать и перезапустить ряд процессов: как воспитывать детей, как их учить, как развивать таланты и как «учить» учителей.

Убежден, что делать это надо вместе с педагогическим сообществом, открыто разговаривая обо всех сложностях. Здесь как никогда важно уйти от формальности, отчетов или «резолюций». Мы приняли решение о создании Экспертного всероссийского педагогического совета при министерстве просвещения.

Шире круг

Необходимо усилить интеграцию основного и дополнительного образования. Более того, к основному образованию в школе стоит подключать возможности наших партнеров — колледжей, техникумов, организаций, которые могут быть полезны для детей, увлеченных техническим творчеством.

Школа должна быть открыта для студентов, а вузы — открыты для школьников. Мы планируем выстроить работу так, чтобы наши педагогические вузы участвовали в просветительских программах и программах дополнительного образования. Помощь вузов важна и для повышения квалификации школьных учителей. Здесь может сложиться система наставничества и долговременной профессиональной поддержки.

Что вселяет надежду? В этом году средний балл поступающих в педагогические вузы увеличился. При поступлении на бюджетное место очной формы бакалавриата он составил 68 баллов. Это на один балл выше относительно прошлого года. А специальностями-лидерами по востребованности в этом году стали «логопед», «дефектолог» и «психолог».

Когда мы говорим о подготовке школьных учителей, важно обеспечить студентам первого курса возможность больше узнавать о профессии на практике. Понимать, что сейчас нужно современным детям, какая у них психология, какие форматы учебы больше подойдут для разных тем. В помощь студентам мы будем проводить предпрофессиональные экзамены, олимпиады, конкурсы, участие в которых развивает педагогическое чутье, объективно показывает студенту его сильные и слабые стороны.

Кого вызовут к доске?

Сегодня результаты национальных и международных исследований показывают пока что недостаточный уровень качества подготовки школьников, профессиональных компетенций педагогов, систем управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.

Совершенствовать систему образования мы будем, используя современный инструмент управления.

Первое его направление — внедрение механизмов управления качеством образовательных результатов: систем оценки качества подготовки учеников, работы со школами с низкими результатами и школами, работающими в неблагоприятных социальных условиях. Плюс — системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, системы работы по профессиональной ориентации школьников. Все вместе это даст нам полную картину того, что происходит в школах, на что стоит обратить особое внимание.

Ребенок должен не просто заучить формулу, правило, теорему, а понимать, для чего они, как взаимосвязаны, как знания можно применять.

Второе направление — использование механизмов управления качеством образовательной деятельности: системы объективности ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и других процедур оценки, олимпиад школьников, системы мониторинга эффективности руководителей школ и всех других образовательных организаций региона, качества дополнительного профессионального образования педагогов, системы методической работы, системы организации воспитания и социализации школьников.

По результатам полученных данных будет сформирована единая система управления качеством образования. Также будет формироваться кадровый резерв руководителей органов управления образования регионального и муниципального уровня.

Цифрой и словом

Ведется работа по созданию цифровой образовательной среды (ЦОС) — единой информационной системы, в которой можно выделить три составляющие.

Во-первых, это инфраструктура: все, что касается интернета в школе, компьютерного оснащения, программного обеспечения. Но это не только подключение школ к интернету. Такое техническое оснащение даст возможность детям, проживающим в сельских местностях или на отдаленных территориях, где есть объективная нехватка учителей, обучаться у лучших педагогов страны, иметь доступ к качественным проверенным образовательным ресурсам. Быть всегда на связи с классом и учителем, не выпадать из учебного процесса и не пропускать занятия даже во время болезни.

Во-вторых, содержание. Переход на обучение на дому наглядно показал, что сегодня образовательного контента много, но встроить его в образовательный процесс непросто. Цифровая образовательная среда объединит в себе необходимые для обучения и воспитания интернет-ресурсы и сервисы, поможет педагогам быстро находить информацию из надежных источников, а ученикам — обращаться при выполнении школьных заданий к проверенным базам информации.

Наконец, это коммуникация. В этой информационной среде есть российские аналоги Skype, Zoom, видеозвонков, мессенджеры и чаты для общения, своя социальная сеть. Все то, к чему уже привыкли дети, но собранное в одном месте. Учителя и школьники просят сделать общую коммуникационную среду для школьного общения. Над этим будем работать.

Также система ЦОС сделает видимыми и измеримыми все успехи и неудачи школьника: прогресс будет фиксироваться в так называемой цифровой биографии, которая будет объективно показывать, в чем школьник успевает, а в чем ему нужна помощь.

Работа по использованию в школах цифровой образовательной среды стартовала в первых 15 регионах. По итогам проведем анализ результатов, чтобы распространять опыт на оставшиеся субъекты.

3D-реальность для райцентра

Мы продолжим строить школы и детские сады, применяя современные решения. Например, в новых зданиях будут запланированы трансформируемые пространства, многофункциональные помещения, высокотехнологичное оснащение.

В рамках национального проекта «Образование» продолжим оснащать сельские школы. Более 5 тысяч из них в этом году откроют для школьников «Точки роста» — аудитории, оснащенные самыми современными технологиями и оборудованием. В течение следующих трех лет мы оборудуем аудитории в 27 тысячах таких школ.

Мы запускаем проект «500+», в рамках которого сформируем методики помощи в развитии школ с низкими образовательными результатами. У нас есть опытные научно-исследовательские коллективы, которые работали над созданием этой программы и будут сопровождать ее внедрение. Есть механизмы подключения к этой программе молодых талантов — будущих педагогов, студентов старших курсов. Девиз проекта «500+» — «Важен каждый ученик».

На первом этапе проект охватит порядка 250 школ более чем в 20 регионах страны.

Мастер покажет класс

Поможем выпускникам учреждений среднего профессионального образования находить работу по специальности после обучения. Для этого необходимо точно знать, какие профессии и когда нужны в конкретном регионе. Какие предприятия там работают и какие — откроются в перспективе. Плотно с ними сотрудничать: договариваться, чтобы руководители принимали участие в составлении программы подготовки, принимали студентов на практику и давали им наставников, были заинтересованы принять выпускников на работу.

Трудоустройство выпускников колледжей напрямую зависит от качества образования. Поэтому мы продолжим работу над его повышением. Сотрудничаем с Корпорацией малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) по корректировке системы СПО. В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» ведем системную работу по обновлению материально-технической базы колледжей. Уже в этом году будет создано 1574 мастерские, оснащенные по современным требованиям.

Также при министерстве просвещения сформирован партнерский совет, куда вошли представители крупнейших российских компаний-работодателей. Планируем, что совместно нам удастся выстроить качественную систему подготовки кадров, опираясь на запросы и потребности современного рынка рабочих профессий.

Эта работа требует изменения программ обучения, переобучения мастеров и педагогов, дооснащения мастерских. Еще раз подчеркну: мы должны давать ребенку максимально практичные знания, которые принесут ему пользу в будущем. Студентам СПО практика особенно необходима. Проведение промежуточной и итоговой аттестации должно проходить в формате демонстрационного экзамена по профессии и стандартам Worldskills.

В этом году российская система профессионального технического образования отмечает 80-летие. И что особенно важно — все больше школьников выбирают профессию мастера и поступают в техникумы и колледжи. Получить востребованную рабочую специальность вновь становится престижно.

Попасть в десятку

К 2030 году мы должны войти в десятку ведущих стран мира не только по качеству общего образования, но также по объему научных исследований и разработок.

Российская педагогическая наука — одна из авторитетных и признанных в мире. Важно, чтобы научное сообщество обратилось к проблеме анализа и экспертизы современного банка педагогических практик, чтобы были найдены ответы на вопросы: на каких площадках представлены лучшие образовательные практики, как идет их интеграция в образовательный процесс, как их масштабировать и распространить?

В помощь нам — национальный проект «Образование» и входящие в него проекты: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Социальные лифты для каждого».

Я уверен, что все вместе мы сможем достичь главной цели — сделать систему российского образования одной из лучших в мире.

Как изменится школьная программа по истории

Один из важных вопросов, который надо решить в ближайшее время, связан с принятием нового историко-культурного стандарта. Основные его положения нашли отражение в учебниках истории, но юридически он пока не утвержден.

В феврале нынешнего года был разработан проект концепции преподавания в школах учебного курса «История России». В ней принципиально сохранены прежние наработки — основные методологические и содержательные принципы, предложены варианты для завершения перехода на линейную систему изучения истории с 6-го по 11-й класс с увеличением учебных часов на изучение истории XX-XXI веков в 10-11-х классах, что представляется важным: современный человек, выпускник должен знать и понимать те социально-культурные процессы, участником которых он является. В Год памяти и славы в Историко-культурный стандарт внесены соответствующие дополнения, в частности усилен раздел о массовом сопротивлении врагу на оккупированных территориях, восстаниях в нацистских лагерях, развертывании партизанского движения.


Источник