Семейный альбом: собираем коллекцию рисунков малыша

Рисовать красками, карандашами, мелками, фломастерами и просто пальчиками любят все дети. О том, почему это занятие приносит ребенку не только удовольствие, но и пользу и как побудить малыша заниматься творчеством как можно больше, рассказывает заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики РАО доктор педагогических наук Юлия Разенкова.

Тяга к прекрасному

Изначально для маленького ребенка интересен сам процесс оставления следов краски, фломастера или мела на любой поверхности, а не получившийся результат. Вовлеченность малыша в процесс бывает настолько велика, что он с упоением размазывает краску по бумаге или по клеенке, скатерти, полу, когда мама не успевает подложить новый лист. Такое «рисование» — это способ познания мира на уровне ощущений, когда ребенку нравится сам процесс.

Обратить внимание на конечный продукт, зафиксировать его, придать бессмысленной, на первый взгляд, игре с красками, фломастером, губкой, кисточкой осмысленность малышу позволяют только комментарий взрослого и его оценка детского «шедевра». Для чего это нужно?

Рисую — значит, развиваюсь

Рассматривание рисунков может быть столь же важным событием, как и сам процесс рисования. Вы увидите, как у малыша развивается фантазия, воображение и речь.

Детское рисование давно привлекало внимание ученых, специальный интерес же к детским рисункам проявили одновременно психологи и педагоги, историки, этнографы, искусствоведы. С самого зарождения детской психологии рисунок ребенка считался одним из средств для исследования его душевного мира.

Большое значение изобразительная деятельность имеет в воспитании детей с ОВЗ. Рисование стимулирует оба полушария мозга. В этом заключается его польза для развития особых детей. В таких занятиях нет понятий «правильно» и «неправильно». Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время рисования, как он передает их в своей работе.

Художественная деятельность обеспечивает сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.

Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения рисование приближается к игре. Изобразительная деятельность включает в себя многие компоненты психических процессов, и в связи с этим ее следует считать важным фактором формирования личности.

Оказывается, если на размазанную краску наложить трафарет, можно увидеть рыбку или листик клена, а может быть — гриб или бабочку. А если мама к оставленным следам от ладошек малыша на листе бумаги быстро нарисует глазки, то получится целый аквариум с плавающими рыбками. В значительной степени именно благодаря такому комментированному дорисовыванию и оценке происходящего взрослым у ребенка формируется образная, смысловая сторона рисования.

Для усиления желания рисовать важен процесс узнавания ребенком того, что осталось на листе бумаги. Рождение образа у одних детей происходит быстро, и тогда они начинают видеть в своих каракулях одновременно несколько предметов и явлений, а у других — медленно.

Ускорить процесс рождения своего образа помогает совместное со взрослым рассматривание рисунков.

Рассматривать и комментировать происходящее можно как по ходу рисования, так и в его конце, в качестве подведения итога.

Подготовка к рисованию

Для знакомства малыша с разными творческими видами деятельности, в частности с рисованием, важно создать определенные подготовительные условия. В чем они заключаются?

Первое условие связано, с одной стороны, с обогащением опыта ребенка новыми впечатлениями, сведениями и знаниями об окружающем мире, а с другой — с возможностью осознания и переработки этих впечатлений.

Чем активнее взрослые организуют наблюдения за явлениями природы, жизнью птиц, животных, занимательными ситуациями, связанными с домашними питомцами, чем насыщеннее впечатлениями будет прогулка и небольшая экскурсия малыша к озеру, на реку, в зоомагазин и зоосад, чем интереснее окажется поездка на машине, трамвае, поезде, речном теплоходе, тем более разнообразные эмоциональные переживания и впечатления получит ребенок и тем более широкие возможности для возникновения познавательной и творческой активности перед ним откроются.

С другой стороны, впечатления, которые переживает ребенок, прочно закрепляются в его эмоциональной памяти и становятся важной основой понимания смысла происходящего, если взрослый помогает малышу организовать эти впечатления в определенную систему.

Один из способов переработки впечатлений — короткий рассказ взрослого о событиях недавнего прошлого, где главным героем был малыш, или совместное рассматривание фотографии с этим событием.

Другим способом может стать рисунок, сделанный ребенком по следам недавних событий. Например, мама может рассказать малышу о том, как однажды жарким летним днем они увидели купающихся в фонтане голубей и захотели сами искупаться в его брызгах. Это событие было для малыша окрашено настолько яркими впечатлениями и переживаниями, что вскоре, взяв в руки фломастер, он стал рисовать капли воды, брызги фонтана, голубей. На листе оставались штрихи, закорючки и крючочки, но для малыша это был фонтан, голуби и блики солнца, преломляющиеся через призму воды.

Второе условие связано с расширением и углублением познавательной активности и познавательных интересов внутри предметной деятельности и игры. Это поможет ребенку ярче проявить свою индивидуальность в различных видах творческой деятельности, в том числе в рисовании. Необходимо дома организовывать целенаправленные игры с использованием разных предметов, игрушек, знакомить ребенка со способами действий и игры. Формировать первые представления о величине, форме, цвете, фактуре, температуре, звуках, запахах и вкусовых ощущениях. Обогащать игры малыша элементами экспериментирования.

Немаловажной становится мамина «работа» по расширению сюжетов детской игры. Желательно каждый раз, играя с ребенком, привносить элементы нового в сюжет знакомой игры с укладыванием игрушек на сон, кормлением кукол, их поездкой на машине, автобусе или пароходе, организацией чаепития, купания и многих других сюжетов. Ведь часто так бывает, что малыш усваивает один из игровых способов или сюжетов и дальше в самостоятельной игре применяет только его.

Задача взрослого — вовремя предложить малышу для игры новый персонаж, новый предмет или атрибут, чуть изменить и расширить сюжет за счет новых игровых действий или новых сюжетных событий.

Другой линией, обогащающей игру ребенка, становятся ситуации с вариантами разнообразных способов использования одних и тех же предметов. Взрослый может показать ребенку, что одна и та же подарочная коробка в одной игре станет кроватью для куклы-малышки, в другой — послужит столом или стулом для зайчика, в третьей — табуретом или ночным горшком для мишки, в четвертой — гаражом для машин или домиком-норкой для мышек. Кольца от пирамидки пригодятся в качестве печенья, баранок или кусочков сыра для организации угощения кукол, а кубик может быть и стулом, и столом, и машиной, и котлетой для игрушечной собачки.

Такие волшебные превращения простой коробки, кубика, колец от пирамидки, камешков, палочек и многих других предметов, несущих в себе элемент неопределенности, разнообразят игру малыша, сделают ее живой и свободной.

Вместе с такой игрой расширяются представления ребенка, происходит «запуск» фантазии и воображения — главных составляющих развития рисования.

Третье условие связано с развитием понимания и активной речи малыша, что создает благоприятную основу для совершенствования творческих видов деятельности, для придания смысла нарисованному.

Сохранить шедевры

Важно сохранять детские рисунки, и тогда можно вновь и вновь возвращаться к их рассматриванию, узнаванию предметов или явлений, к неспешному рассказу о процессе их создания. Взрослый может ненавязчиво помочь малышу увидеть и узнать предмет или явление. Возможно, что кроха вначале будет только копировать ваши образы, но потом обязательно увидит что-то свое, иное, новое в своих рисунках. И, наконец, наступит такой момент, когда за одним и тем же символом малыш будет видеть одновременно несколько образов. Вчера это был дождь, а сегодня при рассматривании этого же рисунка малыш вдруг увидел птичек, порхающих в небе, а спустя еще некоторое время эти же штрихи вдруг окажутся бабочками или листьями.

Заботливые, внимательные и любящие родители интуитивно приходят к пониманию бережного отношения к первым творческим шагам малыша. Они начинают собирать рисунки ребенка, брошюруют их в альбомы, иногда дарят бабушкам и дедушкам. Такие семейные коллекции становятся предметом гордости папы перед друзьями и сослуживцами.

Однако предметы из таких семейных собраний и коллекций могут быть полезны и для самого ребенка. У малыша есть потребность и необходимость возвращаться к своим «шедеврам», рассматривая их, узнавая образы и называя свои рисунки и поделки.

Неспешное рассматривание выставленных на шкафу работ крохи или возможность открыть заветную коробку, где собраны его рисунки, дает возможность малышу переживать вновь и вновь свою личностную значимость и важность.

С другой стороны, семейные архивы и детские коллекции могут стать значимым инструментом организации личного опыта малыша сейчас и в будущем. Они могут быть запускающим механизмом для актуализации пока еще небольшого опыта воспоминаний малыша о его личных событиях и действиях.

Такой опыт воспоминаний поддерживается взрослым, его коротким рассказом о событиях недавнего прошлого и рассматриванием рисунка ребенка. Эти приемы позволяют развивать память малыша, учат его переживать и делиться этими переживаниями со взрослыми, например, эмоциональными впечатлениями от салюта в ночном небе, от ночного потока машин на городской магистрали, от летящих в небо воздушных шаров.

Используя такие простые приемы, можно проговаривать произошедшее, возвращаться к прожитому опыту, снова и снова осмысливая и оценивая его. Семейные альбомы могут стать необходимой опорой для разговора о настоящем, прошлом, а впоследствии и о будущем ребенка.


Источник