Работа классного руководителя с семьей

Взгляд психолога

При взаимодействии с семьей нужно учитывать ее социально-экономическое положение (материальное благополучие, жилищные условия); медико-санитарные условия жизни ребенка (хронические заболевания родителей, отягощенная наследственность, санитарные условия проживания); социально-психологические факторы (нарушенные взаимоотношения в семье между супругами, детьми и родителями, педагогическая состоятельность родителей, их образовательный уровень и ценностные ориентации); социально-демографические условия (неполная или многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми); а иногда и — криминальные особенности (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, проявления насилия в семье и др.).

Безусловно, наличие того или иного фактора не говорит о том, что в данной семье нарушаются права ребенка или ребенок фактически предоставлен себе. Однако нельзя отрицать, что именно такие семьи чаще всего нуждаются во внимании специалистов.

В своей работе с семьей классный руководитель использует имеющиеся в его распоряжении психолого-педагогические приемы и средства. Однако поскольку спектр проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу, часто включает в себя не только педагогические и социально-психологические вопросы, необходимо координировать свою деятельность со специалистами и социальными институтами, в функции которых также входит работа с семьей и детьми. Это могут быть заинтересованные социальные, медицинские и, если необходимо, правоохранительные органы, а также службы поддержки семьи различных ведомств.

Чаще всего работа классного руководителя с семьей носит профилактический характер. В качестве наиболее распространенных форм такой работы можно назвать лекции, конференции, групповые консультации.
Выявление наиболее типичных проблем детей и родителей позволяет составить тематику занятий родительского лектория. Она может быть следующей:

* Что, значит, быть родителем?
* Что такое «безусловное принятие» ребенка?
* Как на самом деле любить ребенка?
* Слушая ребенка, всегда ли мы его слышим?
* Семейные конфликты и способы их разрешения.
* Проблемы дисциплины.
* «Легкие» дети и «трудные» родители.
* Как управлять эмоциями?
* Всегда ли нужно помогать ребенку?
* Критиковать и хвалить ребенка… Как? И др.

В зависимости от темы лекции классный руководитель может привлечь специалистов: психологов, медицинских работников, работников правоохранительных органов, юристов.
Отдельно следует сказать о формах построения лекционных занятий. Традиционная форма лекций, как правило, хорошо знакома слушателям и зачастую вызывает отторжение. Поэтому можно предложить несколько нетрадиционных форм подачи лекционного материала.
 
Лекция-презентация
Основной материал лекции дается в образах — не с помощью текста, а с помощью изображений, размещенных на слайдах PowerPoint. На 2 часа лекции должно быть не более 21 изобразительного материала. Однако если таких материалов менее 15, то лекция фактически становится традиционной. Роль лектора — комментирование изобразительной информации (а не обратная ситуация, когда картинки поясняют слова лектора).

Принципы создания наглядных материалов

  1. Информация на слайде должна быть подана блоками (структурирована).
  2. Блоков на одном слайде может быть 7+2.
  3. Информация (блоки) должна быть подана в рамках, причем форма этих рамок влияет на эффективность восприятия. Считается, что квадрат, круг и крест (рис. 1) — это классические фигуры, хорошо воспринимаемые мозгом. Информация в квадрате и круге воспринимается как аксиома, вывод. Если нужно показать, что информация новая, нужно заключить ее в фигуры с наклонными линиями — параллелограмм, ромб (рис. 2).

  1. Информация на изображении воспринимается целостно и одновременно, если отношение сторон прямоугольника, в который вписано изображение 3×4. Горизонтально-вытянутое изображение оказывает успокоительное воздействие, чувство стабильности, тогда как вертикально-вытянутое раздражает.
  2. Место расположения информации в изображении имеет важное значение. Главная информация должна быть помещена в центр. Вокруг нее размещается материал в порядке значимости (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Таблица размещения информации по значимости

 

 

  1. Идеальным для восприятия считается «рубленный» шрифт (А), выполняемый прямыми отрезками с прямыми углами.
  2. Важно обратить внимание на цветовое решение иллюстраций. Самыми классическими цветами, с которыми сочетаются другие цвета, являются бледно-желтый (не путать с ярко-желтым!) и зеленый. Безусловно, многое зависит и от моды. Например, не так давно в рекламе часто использовались фиолетовый и коричневый цвета.
  3. Если предполагается, что презентация будет демонстрироваться большому количеству зрителей (более 15), нужно помнить, что шрифт размером (кеглем) менее 32 будет нечитаем.

Лекция-пресс-конференция
Чаще всего эту форму лекции используют однократно. Технология построения такой лекции включает в себя:

  1. Объявление темы.
  2. Лектор предлагает слушателям сформулировать вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Затем, в течение 2-3-х минут, собирает их (желательно в письменном виде) и группирует (систематизирует) 1 — 2 — 3 — 4 — 5.
  3. После этого читается обычная лекция, но в ней должны прозвучать ответы на заданные вопросы. При необходимости упор в лекции делается на то, что наиболее интересно слушателям. Предлагаемый материал корректируется с учетом уровня знаний слушателей.

Такая форма лекции дополнительно мотивирует слушателей, активизируя их внимание, так как они ждут ответа на свои вопросы.
 
Лекция-диалог
Такую лекцию читают два специалиста, заранее распределив роли докладчика и оппонента (то есть ведут рассказ на одну тему, но с разных точек зрения, в форме диалога). Уровень подготовки лекторов должен быть примерно одинаковым. Такая лекция вынуждает слушателей активизировать свое внимание, анализировать разные точки зрения. При подготовке такой лекции необходимо заранее написать сценарий. Желательно, чтобы докладчики были психологически совместимы. Иногда лекция строится на дополнениях. То есть один из докладчиков как бы рассуждает вслух, а второй его дополняет.
 
Лекция с ошибками
Эта форма лекции чаще всего используется для контроля знаний слушателей. Докладчик заранее объявляет о том, что сделает в лекции несколько ошибок. Ошибки могут быть любые: логические, технические, поведенческие и т. п. Эти ошибки заранее записываются на бумаге при подготовке к лекции. Важно помнить об ограничении количества ошибок в зависимости от продолжительности лекции. Так, при полуторачасовой лекции количество ошибок не должно превышать 10. Такая форма лекции возможна, если у педагога уже установились доброжелательные отношения со слушателями.

В конце лекции слушатели сами сообщают докладчику об обнаруженных ошибках. Если найдено больше ошибок, чем их было на самом деле, выясняется, почему слушатель счел это ошибками. Если ошибок выявлено меньше, чем было, то докладчик сам указывает на них, давая необходимые пояснения.
Опыт показывает, что наиболее охотно лекционные занятия для родителей посещают мамы и бабушки. Между тем важное влияние на формирование личности ребенка в семье оказывает отец, поэтому классному руководителю следует уделить особое внимание оповещению и мотивированию мужчин на посещение лектория.

Например, в школе можно провести «Конференцию пап». Для каждого отца ученики под руководством классных руководителей готовят открытки-приглашения. На конференцию могут быть приглашены также районный врач-нарколог, инспектор по делам несовершеннолетних; могут выступить директор школы, учителя и школьный психолог. В ходе конференции для пап могут быть организованы Круглые столы для обсуждения разных аспектов и форм участия мужчин в воспитании детей. По итогам конференции можно предложить участникам (папам) выразить свое отношение к происходившему. Опыт школ, проводивших подобные мероприятия, свидетельствует: папы стали чаще посещать школу и интересоваться учебными успехами своих детей, несколько человек обязательно выражают готовность оказать непосредственную помощь школе в некоторых хозяйственных вопросах.

Вообще, конференция — одна из эффективных форм работы с родителями. Строится она обычно следующим образом:

  1. В начале ведущий (ведущие) выступают с краткой вводной лекцией о теме конференции.
  2. Затем участникам предлагается выдвинуть проблемы, которые они считают необходимым рассмотреть. Проблемы группируются в 3–5 блоков (в зависимости от количества ведущих и участников).
  3. Участникам предлагается разделиться на группы в соответствии с выделенными блоками проблем и в течение 30-60 минут обсудить и выработать свои предложения по их разрешению. За работой каждой группы наблюдает один из ведущих и, если нужно, дает необходимые пояснения.
  4. От каждой группы готовится доклад, содержащий 3-5 основных тезисов, предлагаемых группой. Тезисы выносятся на обсуждение в виде схемы или рисунка с пояснениями.
  5. Выдвинутые тезисы представляются одним из участников группы на общем пленарном собрании.
  6. По итогам обсуждения докладов всех групп формулируются основные выводы конференции.

Форм групповой работы классного руководителя с родителями может быть много. Это и педагогическое консультирование, и организация родительского клуба, и др. Кстати, в клуб могут быть приглашены не только родители, но и дети. Каждая встреча в клубе должна быть похожа на теплые домашние беседы за чашкой чая и может быть посвящена обсуждению тех или иных аспектов общения взрослых и детей. Возможно и даже желательно приглашение на встречи клуба специалистов — психологов, врачей и т. д.

Клубы могут быть организованы по тематическому принципу, например, «Клуб любителей компьютерных игр», «Военно-патриотический клуб», «Клуб-«бестселлер» любителей детективов» и др. В выборе форм работы с семьей серьезную помощь может оказать школьный психолог. Да и проводить различные мероприятия вместе веселее, чем одному. Правильный выбор форм работы с семьей способен превратить рутинную функциональную обязанность в одно из интересных направлений деятельности классного руководителя.

Игорь Савченко, психолог