Путешествие к лесным жителям

Логопедический досуг для детей подготовительной группы (6-7 лет)


Наталья Ивановна КИРИЛЛОВА, учитель-логопед ГКУ ВО «Покровский детский дом», г. Покров, Владимирская область


Цель: закрепление приобретенных произносительных навыков; развитие речи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством логопедического досуга.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— автоматизировать правильное произношение звуков;
— совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, употребление простых и сложных предлогов);
— закрепить навык звукового анализа слов;
— обобщить знания детей по лексической теме «Дикие животные»;
— совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения;
— закрепить навыки звукобуквенного анализа.
Коррекционно-развивающие:
— координировать речь с движением;
— развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
— развивать мышление, внимание, память, речевой слух;
— развитие фонематического слуха.
Воспитательные:
— формировать бережное, внимательное отношение к природе, окружающей среде;
— закрепить правила поведения в лесу;
— формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность;
— активизировать творческие способности детей;
— воспитывать смелость, веру в собственные силы, умение преодолевать внутренний страх перед выступлением;
— способствовать развитию коммуникативных навыков.

Подготовка
— закрепление знаний о животных средней полосы России в течение учебного года;
— разучивание стихотворений Г. Ладонщикова «Зимние картинки», Б. Кожевникова «Медвежонок», Е. Александровой «Мишка»;
— разучивание загадок, чистоговорок, пословиц, поговорок, потешек о диких животных;
— разучивание песенки «Почему медведь зимою спит?» (сл. А.Коваленко, муз. Л. Книппер).

Рекомендации
— Мероприятие лучше проводить в актовом зале, украшенном в соответствии с временем года.
— Во время проведения мероприятия старшие воспитанники детского дома исполняли роль животных.

Ход мероприятия:

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом, лицом к гостям

Логопед: Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся.
А теперь, мои друзья,
Друг другу улыбнемся.

— Ребята, давайте вспомним правило красивой речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

Стук в дверь. Забегает зайчик

Зайчик: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Я прибежал к вам из леса. Принес вам письмо.
Логопед: Зайчик, а от кого ты принес нам письмо?
Зайчик: Догадайтесь сами. Вам нужно разгадать кроссворд. Вы отгадываете загадки. Составляете слова. И по вертикали мы прочтем, кто вас приглашает в гости.

Загадки

У этой лошадки одежда в полоску,
Похожа одежда ее на «матроску». (Зебра)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ежиха)

Смел и зол разбойник серый.
Чуть козу вчера не съел он.
Еле ноги уволок
От собак матерый… (волк).

Добрый он,
Большой, лохматый.
Его знаете, ребята.
Он в берлоге спит зимой
Под высокою сосной.
Он не слон и не мартышка.
Это косолапый… (мишка).

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет, кур крадет. (Лиса)

Логопед: Кто же, дети, нас приглашает в гости?
Дети: (читают) Белка.

Загадка про белку
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

Логопед: Дети, посмотрите внимательно на слова, которые мы отгадали. Скажите, пожалуйста, какое слово лишнее?
 
Дети: Зебра.
 
Логопед. Почему? (Ответы детей)
Я вам предлагаю одеться потеплее и отправиться в путешествие в зимний лес. Но давайте вспомним, как правильно себя вести в лесу.
 
Дети:
— Нельзя шуметь в лесу, чтобы не пугать птиц и зверей.
— Нельзя ломать деревья.
— Зимой в лесу птицам и животным тяжело добыть корм. Голодно птицам и зверям. Им должен помочь человек.

Логопед: Правильно, дети. Давайте с вами возьмем для братьев наших меньших угощение. Белке – шишки и орешки. Зайчику – капусту и морковку. Лосям – сена. А птицам – зернышек, хлебных крошек.

Задание «Узнай след животного»
На снегу следы – как книжка:
Куропатка, горностай,
Волк, сохатый,
Даже мишка –
Пишут все, а ты читай!
Чьи это следы? (Лося, зайца, лисы, волка, птиц)

[* Образование притяжательных местоимений: лисьи, белкины и т.д. следы]

Проходим мимо лисы с лисятами (игрушки)

Стихотворение «Мы не станем им мешать» (Читает ребенок)
Эй, ребята, посмотрите,
Только тише – не шумите,
Под кустом сидит лисичка –
Хитроглазая сестричка.
Рядом с нею пять лисят
Кувыркаются, пищат.
Мы не станем им мешать,
Поглядим и в путь опять.
А лисята пусть резвятся,
Вместе с мамой веселятся.

Отходим, появляется лиса

Лиса: Дети, а куда вы путь держите?
Дети: Белочка нас в гости пригласила, мы к ней идем.
Лиса: А я вас не пропущу, пока вы мне не поможете расшифровать пословицу. Помогите мне, ожалуйста.
Логопед: Конечно, лисичка, дети тебе помогут.
Лиса: Здесь нарисованы картинки. Нужно определить первый звук в названии картинки, составить слова и только тогда мы сможем прочитать пословицу.

(Задуманная пословица: «Раз солгал – навек лгуном стал»)

Лиса: Спасибо! Какие вы молодцы! Какие вы добрые дети! Как хорошо вы разгадали пословицу! Ах, как много красивых снежинок, а на них что-то написано. Давайте посмотрим. А, это пословицы. Дети, начало пословицы есть, а конца-то нет.

Логопед: Дети тебе помогут. Читай, лисонька, начало пословицы, а дети договорят ее конец.

Пословицы, поговорки

  1. Дружный табун волков не боится.
  2. Ловит волк, ловят и волка.
  3. Крутится как белка в колесе.
  4. Волка кормят зубы, а зайца спасают ноги.
  5. Белку ловить – ножки отбить.
  6. Заяц трус, а и тот на капусту охотится.
  7. Трусливый заяц и пенька боится.
  8. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  9. Волков бояться – в лес не ходить.
  10. Как аукнется, так и откликнется.
  11. Куда иголка, туда и нитка.
  12. Корень учения горек, а плод сладок.
  13. Раз солгал – навек лгуном стал.
  14. Маленькое дело лучше большого безделья.
  15. Не рой другому яму – сам упадешь.
  16. Один в поле не воин.
  17. У дружбы нет границ, у знаний нет дна.
  18. Чего себе не хочешь, того другому не делай.

Лиса: Спасибо, дети. Вы помогли мне. Ребята, а вы знаете, как называется мой дом?
Логопед: Конечно, лисичка, мы знаем. Дети знают, как и у других животных называются их домики.

Пальчиковая гимнастика «У лисы в глухом лесу…»
У лисы в глухом лесу
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Сгребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
(В. Пальчинскайте)

Лиса: Дети, а вы знаете, как зимуют лесные жители?
Дети: Да, знаем.
Логопед: Лисонька, ребята тебе даже стихотворение про это расскажут.

Стихотворение «Зимние картинки»
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.

Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку,
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.

Белка спряталась в дупло –
В нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.

Под корягой в буреломе
Спит медведь как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.

Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
От бескормицы – кора.

На поляне куропатки
Снег копают без лопатки.
И коварному врагу
Не заметить их в снегу.
(Г. Ладонщиков)

Появляется медведь

Дети: Здравствуй, мишка.
Медведь: Здравствуйте, дети! Что-то вы расшумелись, разбудили меня. Но уже скоро весна, пора просыпаться. Дети, а вы знаете, почему я зимой сплю?
Логопед: Конечно, Миша, дети знают, они даже тебе могут песенку спеть.

Песенка «Почему медведь зимой спит»
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
Подняла лисица крик,
Зашумел темный лес,
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.

Логопед: Мишка, а дети еще про тебя стихи знают.

Дети рассказывают стихи

«Медвежонок»
— Эй, послушай, косолапый,
Разве можно кушать лапой?
— Нет, нельзя, –
Вздохнул он грустно, –
Только очень, очень вкусно.
Вот попробую немножко,
А потом пойду за ложкой.
(Б. Кожевников)

«Мишка»
Замело снежком дорогу,
Ни травинки не видать…
Мишка топает в берлогу:
Кто куда, а Мишка спать.
Ляжет спать он в декабре,
А когда проснется –
Будет март уж на дворе –
Оттепель начнется.
(Е. Александрова)

Появляется волк

Волк: Я вас дальше не пропущу. Очень я люблю детишек кушать и потешки слушать. А вы знаете потешки?
Дети: Да. (Рассказывают)

Потешки
Лиса рожью шла,
Лиса грош нашла,
Лиса мыльце купила,
Лиса рыльце умыла.

Волк шел стороной,
Лиса улицей,
Волк шел с петухом,
Лиса с курицей.

Волк саночки купил,
Лису в санки посадил.
Не доехав до села,
Лиса выскочила.

Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!

Логопед: Серый, а дети у нас еще и чистоговорки знают.
Волк: Пусть рассказывают, я с удовольствием послушаю.

Дети рассказывают

Чистоговорки
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Мишка, мишка, что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
— Потому что снег и лед –
Не малина и не мед.

Козушка-белоногушка
По лесу ходила,
Волка дразнила:
— А я волка не боюсь,
Я серого не страшусь:
Я от серого от волка
Под березкой схоронюсь.

— Зайчонок, садись на меня, прокачу!
— Нет, нет, дядя еж, не хочу.

Заяц зайцу говорит:
— Нам бы волчий аппетит.
В аппетите мало толку,
Нам бы зубы, как у волка.

Волк: Молодцы, дети! Счастливого пути!
Логопед: А вот и белочкин дом.
 
Белка: Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть. Я очень долго вас ждала. Приглашаю всех на лесную полянку, где для вас приготовила сладкие угощения.

Логопед: Белочка, а наши дети добрые, заботливые. Они тоже приготовили для тебя и твоих друзей угощение.
Белочка: Спасибо, дети!

Литература:

  1. Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки / Сост. Т.В. Пятница. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  2. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В. Волина. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Логопедические скороговорки и считалки: речевой материал для автоматизации звуков у детей / Т.А. Куликовская. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2011.
  4. Забавные чистоговорки: мы говорим правильно / Т.А. Куликовская. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.
  5. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2009.
  6. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. / Т.И. Подрезова. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  7. Развитие речи. Подготовка к школе детей. Сценарии занятий. / Р.М. Хамидулина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009.