Подготовка к ЕГЭ: можно ли обойтись без дополнительных занятий?

Мнения

Может ли сегодня школа подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ без репетиторов и дополнительных занятий, чтобы при этом не страдал учебный процесс в старших классах?

Министр просвещения РФ Ольга Васильева призвала бороться с натаскиванием на единый государственный экзамен. «Сегодня мы в конце девятого класса прекращаем учиться и начинаем готовиться к ЕГЭ. Эту систему необходимо сломать, — заявила министр на деловом завтраке в «Российской газете». — В Англии, например, этого делать на уроках в принципе нельзя — только факультативно. Думаю, и для нас здесь возможны варианты — родители не должны оплачивать такое количество репетиторов. Дополнительные занятия, факультативы всегда были при школе».

 Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:
— Подготовка к итоговой аттестации по определенному предмету сокращает время не только на освоение его основ, но и на изучение других предметов. И сегодня мы рискуем оставить наших детей в определенной степени недоученными по окончании школы. Это проблема не только старших классов. В начальной школе вместо учебы начинается подготовка к ВПР, в 9 классе — подготовка к ОГЭ.

В возможность ребенка сдать ЕГЭ, занимаясь по обычной школьной программе, верят только 15% родителей. Об этом свидетельствует мониторинг, проведенный в конце 2018 года Общероссийским народным фронтом и фондом «Национальные ресурсы образования» среди более 1600 родителей. При этом почти 18% считают, что репетитор необходим даже для того, чтобы сдать ЕГЭ на тройку.

В сегодняшнем виде ЕГЭ все-таки представляет стресс для ребенка. На снижение напряжения вокруг единого экзамена направлены многие наши инициативы: увеличение количества попыток его сдачи, а также возможность сдавать ЕГЭ досрочно. При этом мы по-прежнему придерживаемся позиции, что единый экзамен в обязательном порядке должны сдавать только те, кто по окончании школы планирует поступать в вузы. Некоторые наши предложения уже были учтены министерством. В частности, это касается разделения ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни.

Сейчас мы продолжаем работу по совершенствованию ЕГЭ и считаем, что эта процедура должна максимально учитывать интересы всех участников образовательного процесса, и прежде всего детей. Нужно учитывать в качестве итоговой аттестации не только итоги предметных заданий, но и результаты квалификационных экзаменов, творческих работ, изобретения, портфолио.
 
Галина Иванова, первый заместитель руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:
— С точки зрения законодательства об образовании каждая образовательная организация обязана подготовить обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации. Поэтому никаких дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ в рабочей программе и учебном плане в школах нет. По нашему мнению, если ученик на протяжении всего периода обучения осваивал образовательную программу, сдавал все промежуточные аттестации, хорошо учился, то ему какой-то дополнительной подготовки к единому государственному экзамену не потребуется. Если же ребенок не освоил какую-то часть программы и у него есть пробелы в знаниях, то, наверное, родители должны принять меры к тому, чтобы эти пробелы были устранены, а учителя и школа могут помочь в этом, организовав дополнительные занятия. То, что большинство родителей нанимают репетиторов для своих детей, — это, скорее, их желание получить гарантированный результат при сдаче ЕГЭ, а возможно, уже и своеобразная традиция, сформировавшаяся в последние годы. В принципе школа сегодня все делает для того, чтобы обучить ребенка, а не только подготовить его к ЕГЭ. Другое дело, готов ли ребенок взять все то, что ему дают на протяжении девяти или одиннадцати лет обучения.
 
Татьяна Васильева, первый заместитель министра образования Карелии:
— В 2018 году выпускники десятый год сдавали ЕГЭ как обязательный выпускной экзамен. За это время единый госэкзамен стал привычным, о нем знают практически все. Большинство выпускников, которые прошли через эту процедуру, воспринимают экзамен положительно и считают, что ЕГЭ облегчил поступление в вузы.

«Того материала, тех рекомендаций, которые мы даем в открытом доступе, совершенно хватает для успешной сдачи единого государственного экзамена», — считает заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. Это подтверждают отзывы о мероприятиях, которые ежегодно проводятся в Карелии перед началом экзаменационной кампании.

Участникам акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями», которая проводится в феврале, предлагается сдать единый государственный экзамен по одному из обязательных предметов. По отзывам родителей, с работой можно справиться, даже несмотря на то, что школьная программа была пройдена ими давно.

В рамках акции «100 баллов для победы!» выпускники, в прошлом году получившие высокие баллы на ЕГЭ, проводят мастер-классы и делятся своим опытом со старшеклассниками. Первокурсники вузов, принимавшие участие в акции, отмечали большую роль педагога в своем успехе на ЕГЭ, а также важное значение систематической самостоятельной подготовки, которая должна начинаться в 8 классе еще при подготовке к ОГЭ.

Все выпускники знают, что информация о содержании контрольных измерительных материалов (КИМы) ЕГЭ и ОГЭ и о том, какие задания могут встретиться на экзамене по конкретному предмету, содержится на сайте Федерального института педагогических измерений.
Образовательная деятельность и подготовка обучающихся в школе должны быть направлены на освоение федеральных государственных образовательных стандартов, которые и определяют содержание экзаменационной работы. Подготовка к ГИА должна являться одним из направлений деятельности учителя в старших классах, но не должна стать основным.

Карельский институт развития образования ежегодно работает с учителями-предметниками по модулям «Анализ результатов ГИА по предмету и подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации». Реализуются специальные программы повышения квалификации, целью которых является содержательная и методическая поддержка педагогов, готовящих детей к ГИА. Проводятся ежегодные форумы для учителей-предметников, где анализируются результаты ГИА.
 
Наталья Тимошина, начальник Управления образования администрации городского округа Красногорск, Московская область:
— Данные официальной статистики говорят о том, что современная школа справляется с подготовкой к ЕГЭ. Средние баллы показывают, что такая подготовка школами ведется, и довольно успешно. Другое дело, что достижение средних баллов не устраивает большинство родителей, им нужны высокие результаты, позволяющие поступить в престижный вуз. Здесь школа оказывается в трудном положении, потому что обеспечить подготовку к ЕГЭ на уровне как минимум 220 баллов по результатам трех экзаменов, необходимых для поступления на бюджет, всех выпускников крайне сложно.

Прохождение образовательной программы по предмету и подготовка к ЕГЭ не одно и то же. Следовательно, потратить дополнительное время на подготовку к экзамену придется в любом случае, и лучше под руководством специалиста. Другой вопрос — достаточно ли дополнительных занятий в школе и факультативов для подготовки к ЕГЭ? Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ составлены по всему школьному курсу, многие темы могли изучаться несколько лет назад, следовательно, необходимо грамотно организовать повторение пройденного материала, а иногда и устранить системные пробелы в знаниях. Это длительная и очень индивидуальная работа, требующая огромного профессионализма и временных затрат от учителя и значительных усилий от учащихся. Там, где это удается, результаты высокие.
 
Борис Падалкин, первый проректор — проректор по учебной работе МГТУ им. Н.Э. Баумана:
— Сегодня мы полностью доверяем оценкам ЕГЭ и понимаем, насколько хорошо ребята подготовлены по нашим профильным дисциплинам — математике, физике и информатике. Нельзя забывать, что появление ЕГЭ открыло возможности поступать в МГТУ им. Н. Э. Баумана, другие ведущие университеты для способных ребят из самых дальних уголков страны. Иными словами, ЕГЭ — это социальный лифт, и уже поэтому он заслуживает положительной оценки.

Если же говорить о подготовке к ЕГЭ в школе, то давайте вспомним, что любой экзамен — это обратная связь, оценка не только ученика, не только учителя, но и всей системы организации образовательной деятельности. И вот этому нужно уделять внимание. На мой взгляд, Ольга Юрьевна совершенно справедливо говорит об ответственности школы за подготовку к экзаменам. Наверное, не нужно противопоставлять учебу в школе и сдачу экзаменов, в этом деле должен быть разумный баланс.
 
Марина Шмулевич, директор школы № 606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района, Санкт-Петербург:
— Школа не только может подготовить ученика к сдаче ЕГЭ, но и успешно это делает. Во всяком случае, наша, петербургская школа. Если ученик приходит в школу учиться, то ему не нужны репетиторы для подготовки к ЕГЭ, достаточно его ответственного отношения к усвоению образовательной программы. В прошлом году ученица нашей школы получила 100 баллов по русскому языку и 100 баллов по литературе, не занимаясь с репетиторами. Уверена, что таких детей много.

Источник: «Учительская Газета»