По волнам памяти

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для 7 класса (или 12-16 лет)


Ямбаева Наталья Николаевна, учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ № 7, г. Зеленодольск, Республика Татарстан


«Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей? Этого нельзя забывать во имя нашей упорной борьбы за мир, которая немыслима без горькой памяти о бедствиях минувшей войны». (С.С. Смирнов «Брестская крепость»)

Цель: рассказать учащимся о самых важных событиях Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства через знакомство с произведениями искусства; создать условия для физического, интеллектуального, творческого и эмоционального отдыха детей.

Задачи:
Развивающие:
— развить у учащихся интерес к отечественной истории и изобразительному искусству;
— дать краткую историческую справку о ВОВ;
— познакомить учеников с произведениями художников, которые жили и творили в период ВОВ и после ее окончания;
— создать условия для проявления творческих возможностей учащихся, умения работать в группе;
— развить у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы учителя.
Воспитывающие: воспитывать чувство уважения к героям ВОВ; уметь понять другого человека, рассуждать с его точки зрения.
 
Планируемые результаты обучения:
Личностные: формирование чувства эмпатии и гордости за свой народ.
Предметные: учащиеся научатся анализировать тематические картины художников.
Метапредметные: учащиеся расширят свои знания о событиях Великой Отечественной войны.
 
Формируемые УУД:
Личностные: формирование умения выражать свои чувства и эмоции на языке изобразительного искусства.
Регулятивные: развитие умения понимать замысел произведения изобразительного искусства.
Коммуникативные: организация диалога учащихся с произведениями живописи; межличностное взаимодействие учащихся.
Познавательные: получение практических навыков для последующего анализа и описания картины художника.

Формы проведения мероприятия: виртуальная экскурсия, мозговой штурм, мини-конкурсы, викторина.
 
Оформление, материалы и оборудование: эпиграф на доске «Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло». (Лао-Цзы), учебники, наглядные пособия, презентация «По волнам памяти», таблички (названия) для трех команд (журналисты, экскурсоводы, художественные критики), репродукции, подсвечники для раскрашивания, фишки, призы.

Этапы мероприятия:

  1. Организационный момент. Подготовка презентации, наглядного пособия, материалов для творческой работы, рассадка команд, постановка табличек с названиями команд на каждый ряд.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Краткий экскурс в историю, общая характеристика творчества художников военного времени, виртуальная экскурсия, просмотр презентации, беседа с учащимися.
  4. Проверка индивидуального задания (мини-сочинение о художнике)
  5. Конкурс «Войди в образ»
  6. Конкурс «Игра на сообразительность»
  7. Мини-викторина
  8. Творческая мастерская. Раскрашивание подсвечников в рамках проекта «Свеча памяти. Онлайн!»
  9. Выставка работ, посвященная Дню победы.
  10. Подведение итогов мероприятия, награждение победителей

 
Ход мероприятия:

Презентация-По волнам памяти
 
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем внеклассное мероприятие «По волнам памяти». Как вы знаете, приближается самый значимый и грандиозный праздник – День Победы. Каждый год 9 мая в России и странах СНГ отмечается этот замечательный праздник. Кто-то из вас в этот день идет на парад, чтобы отдать дань памяти погибшим солдатам и возложить цветы к мемориалу, зажечь свечу памяти, провести время у вечного огня, а кто-то у себя дома предается воспоминаниям, рассматривает фотографии своих прадедов, которые воевали за нашу Родину. Накануне праздника многие школьники, студенты и волонтеры навещают ветеранов, приносят им продукты и бытовую химию, дарят цветы и поздравительные открытки. Ведь нужно помнить не только о погибших, но и о живых участниках ВОВ. Их осталось так мало в нашем мире, они являются частью нашей истории и могут нам поведать о суровых и тяжелых военных временах.
Ребята! Прочитайте цитату на доске: «Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло». Как вы думаете, что хотел донести до нас великий мыслитель Лао-Цзы? Как вы вообще понимаете данное высказывание? (Ответы учащихся)
Наверное, каждый из вас знает о том, что Великая Отечественная война началась в 1941 году, а закончилась в 1945 г. В 1933 г. в Германии к власти пришел Адольф Гитлер. Его целью было мировое господство. 22 июня 1941 г. немцы перешли границу и напали на Советский Союз.
Давайте запишем с вами основные события Великой Отечественной войны (Слайд 6).

22 июня 1941 г. – нападение фашистской Германии на СССР.
1941 г., декабрь – начало контрнаступления под Москвой;
1942 г., июль – Сталинградская битва;
1943 г., июль-август – Курская битва;
1944 г., январь – прорыв блокады Ленинграда;
1945 г., 8 мая – капитуляция Германии;
1945 г., 9 мая – День Победы.
1945 г., 2 сентября – капитуляция Японии.

В период Великой Отечественной войны не прекращали вести свою деятельность художники, писатели, поэты, композиторы, ученые и другие деятели. Творцов не останавливала война, для них творчество было отдушиной и спасением от тяжкого бремени. Так как наше мероприятие посвящено изобразительному искусству времен Великой Отечественной войны, то остановимся подробнее на художниках.
Всем вам известно, что картины хранят великую память о ВОВ и ее самоотверженных героях. Художники были патриотами своей страны, они создавали реалистические произведения на военную тематику, стараясь во всех красках и тонах отразить события тяжелых времен и передать состояние людей, испытавших на себе все тяготы войны.
 
— Ребята! Может быть, кто-то из вас сможет назвать фамилии художников, которые работали над своими шедеврами во время Великой Отечественной войны? (Ответы учащихся)
Какие вы молодцы, что знаете не только историю своей страны, но и художников своего родного края.
Многие художники не только создавали произведения, но и сами уходили воевать на фронт, вступали в партизанские отряды и народное ополчение (художники-миниатюристы Б.Н. Любомудров, В.И. Корсаков, А.Д. Шадрин, Н.И. Шишаков, Н.А. Наумов, Ф.Г. Шилов, И. К. Балакин; живописец И.И. Семин, И.С. Суслов, Л.А. Каткова, А.Д. Морозов, Х. Якупов, Лотфулла Фаттахов).

Большой популярностью пользовались графика и карикатура, которые были широко распространены на фронте и в тылу. Главными художественными произведениями являлись агитационные плакаты: «Окна Тасс» (1942); плакаты В.Б. Корецкого, В.А. Серова «Воин Красной Армии, спаси!» (1942), И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!» (1941), Т. Ерёмина «Партизаны, мстите без пощады!» (1942); Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» (1941). (Слайды 8-10)

Основными жанрами и произведениями живописи были исторические полотна (М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем», 1943; А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», 1943-1947; К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»; Портрет (М. Сарьян «Портрет писателя М. Лозинского», 1944; П. Кончаловский «Автопортрет», 1943); Пейзажные зарисовки (А. Пластов «Фашист пролетел», 1942). (Слайды 11-13)
Теперь более подробно рассмотрим картины о войне, написанные советскими художниками:

  1. Кукрыниксы (псевдоним коллектива – М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов) – произведение «Таня» (1942-1947). Работа посвящена разведчице Зое Космодемьянской, которая на допросе назвала себя Татьяной и была казнена фашистами 29 ноября 1941 года. (Слайд 14)
  2. В. Шульга «Проводы на войну» (1987). Картина отображает событие, когда солдаты уходили на фронт, прощаясь со своими женами, матерями и детьми. (Слайд 14)
  3. С. Герасимов «Мать партизана» была создана в 1950 году. Произведение хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. На картине мы видим женщину-героиню, которая не показывает свой страх перед немецким фашистом. Женщина с гордым видом смотрит в лицо врагу, держа спину прямо, и не боится умереть. (Слайд 15)
  4. П.А. Кривоногов – картина «Поединок» (1964). В произведении отражены события Курской битвы 1943 года. На картине изображен солдат сильный духом, он до последнего борется с врагом, его даже не останавливает мощная немецкая техника. (Слайд 15)
  5. Г.С. Васецкий «Пленные» (1974). На картине изображены несчастные пленные, которые покорно следуют друг за другом под гнетом жестокого врага. В этой толпе даже можно увидеть мать с грудным ребенком и старика с костылем. (Слайд 16)
  6. Скульбашевский – произведение «Раненый» (1983). На картине изображен раненый мужчина с перевязанной рукой и двое детишек младшего школьного возраста. Эти трое тихо сидят в сарае среди сена и, возможно, ждут окончания очередного боя. (Слайд 16)
  7. А. Широков «За Родину!». На картине изображен обессиленный солдат, окруженный фашистами. Он до последнего держит красное знамя, подчеркивая тем самым, что русский народ никогда не сдается и не уронит свое великое знамя. (Слайд 17)
  8. К. Рудаков «Мать. Блокада», 1942. Картина посвящена временам блокады. Здесь мы видим мать, которая со всем теплом прижимает к себе ребенка. Оба они одеты в верхнюю одежду, так как находятся в сыром помещении и совсем озябли от холода и голода. (Слайд 17)
  9. А. Дейнека «Оборона г. Севастополя» (1942). На картине мы видим борьбу светлых и темных сил. На первом плане изображен солдат в белом одеянии. Он до последнего бьется с врагом, не желая отдавать ему выстраданную победу. (Слайд 18)
  10. П. Кривоногов «Победа». Смотря на картину, мы видим, что солдаты только что одержали победу над фашистами, они радостно кричат об этом, поднимая вверх каски и оружие. (Слайд 18)
  11. Х. Якупов – «Перед приговором» (1954). На картине художник решил изобразить выдающегося поэта М. Джалиля на допросе у фашистов. Это было первое произведение, отразившее подвиг М. Джалиля. (Слайд 19)
  12. Лотфулла Фаттахов «Незабвенная Зоя», картина передает весь героизм и бесстрашие русской женщины, которая готова пойти на все ради спасения своей Родины. (Слайд 19)
  13. Е.А. Корнеев – Диорама «Блокада Ленинграда» (1980). В этом произведении искусства мы можем наблюдать панораму Невы, Петропавловскую крепость, стрелку Васильевского острова, справа – канал Грибоедова, Банковский мостик. Вид умышленно скадрирован, чтобы создать образ Великого города, который пропитан духом храбрости и героизма. На картине изображены также ленинградцы, которые до победного конца сражались за свою Родину. Они смогли выстоять перед врагом, и в январе 1944 блокада Ленинграда была снята. (Слайд 20)

Учитель: Сейчас бы мне хотелось прочитать тематическое стихотворение, которое написала моя внучка-студентка. (Слайд 21)

Стихотворение «Цена победы»

Над нами голубое небо,
А под ногами свежая трава.
Но в 41-м не было и хлеба,
Во мраке утопала вся страна.

Солдаты смело отправлялись в бой,
Прощаясь с матерями и детьми.
Несчастная жена стояла у крыльца,
Сынишка плакал на плече отца.

Не плачь, сынок, дождись меня,
Я научу читать тебя.
Объездим вместе целый мир,
Когда настанет долгожданный пир.

Когда закончится жестокая бомбежка,
И танки встанут смирно в ряд.
Флаг дружбы яркий всколыхнется,
И день победы будем отмечать.

Но впереди еще четыре года
И столько беспорядочных смертей!
Безликая война уносит жизней много,
Лишая будущего маленьких детей.

Часы летят, за ними сутки,
Проходят месяцы и долгие года.
Война окончена, гремят салюты,
Измученных солдат превознося…

Мальчонка все четыре года
С надеждой ждал любимого отца.
Вдруг дверь внезапно распахнулась
«Ну, здравствуй, сын, встречай меня!»

Сынишка бросился к отцу на шею,
Обняв уже «седого» старика.
«Отец! Ты жив! Я это знал всегда,
Теперь поедем мы с тобой в далекие края».

Над нами голубое небо,
А под ногами свежая трава.
Россия процветает в изобилье хлеба,
Героя русского благодаря…
(Мария Еременко)

Учитель: На фронте герои заплатили высокую цену за победу. Многие солдаты на долгое время расставались с семьей, терпели голод, холод и нестерпимую боль, но смоги выстоять перед врагом. Не многие вернулись с войны, но каждый солдат вошел в историю и является для нас героем Советского Союза.
Ребята! Три человека (по одному от каждой команды) должны были написать мини-сочинение об одном из трех художников (А Дейнека, П.А. Кривоногов, А. Широков). Я прочла ваши сочинения, и мне очень понравилось, как вы кратко, но четко изложили материал. За ваши сочинения каждый из вас получит по одной фишке.

Конкурс «Войди в образ»

Теперь мы с вами проведем конкурс с элементами театрализации и ролевой игры. Наверное, вы заметили таблички на каждом ряду. Мы вас поделили на три команды (Первый ряд – журналисты, второй – экскурсоводы, третий – художественные критики). Поэтому каждый ряд играет за себя. Чем больше ответов даст ваш ряд, тем больше фишек вы получите за ответы. Всем командам нужно в оперативном порядке выбрать своего капитана.
От каждого ряда выступают 2-3 человека. Так как первый ряд журналисты, то ребята должны взять интервью у живописца и графика И. Тоидзе. Один ученик играет роль живописца и пытается ответить на вопросы двух других учащихся. (Вопросы могут быть различные: Какое образование вы получили и где? Каких успехов достигли? Назовите ваши самые известные картины). Ребятам дается несколько минут для того, чтобы найти информацию в интернете или энциклопедии и составить 3-4 вопроса, затем они выходят к доске и разыгрывают сценку.
В это же время, когда учитель дал задание первой команде, он сразу переходит к команде экскурсоводов и дает им задание. Учащимся нужно провести экскурсию в художественной галерее. Один ребенок играет роль посетителя, а двое ребят подводят его к репродукциям, на котором изображены работы русских художников, посвященные ВОВ. Ребята должны познакомить посетителя хотя бы с двумя картинами. (Картина написана в жанре… На ней изображен (а, о, ы)…Автор произведения… Учащиеся заходят на определенный сайт (https://aloban75.livejournal.com/996943.html), где опубликованы работы на военную тему, выбирают пару работ и рассказывают о них посетителю.
Третьей команде нужно перевоплотиться в художественных критиков и составить отзыв о том, какие впечатления у них остались после того, как они ознакомились с картинами русских художников в виртуальной галерее. Можно выбрать две любые картины и дать им собственную оценку (Нравится ли вам работа? Если да, то чем? Если нет, то почему и т. д). За полные ответы каждой команде выдается по 3-5 фишек. (Слайды с заданиями 23-27)

Конкурс «Игра на сообразительность»

Каждая команда получает по одной карточке, на которой изображены предметы (кисточка, палитра, мольберт, сангина, пластилин). В течение 1 минуты командам необходимо подумать, для чего эти предметы могли бы использовать во времена ВОВ. Как бы они помогли им выжить в это непростое время? За каждую версию – 1 фишка. (Слайд 28)
 
 
Мини-викторина

Учитель: Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину. Каждой команде я задам по три основных вопроса и три общих. За каждый правильный ответ 1 фишка. (Слайд 29)

  1. Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года)
  2. С кем воевал СССР в период Великой Отечественной войны? (Германия)
  3. В каком году была Сталинградская битва? (1942)
  4. Назовите фамилии хотя бы трех художников, которые ушли на фронт? (Например: И.К. Балакин, А.Д. Морозов, Х. Якупов, Лотфулла Фаттахов и другие)
  5. Какие жанры изобразительного искусства пользовались особой популярностью у солдат во время Великой Отечественной войны? (Графика, карикатура)
  6. Какой живописец написал знаменитый плакат «Родина-мать зовёт!»? (И.М. Тоидзе)
  7. Основными жанрами и произведениями живописи были… (исторические полотна, портрет, пейзажные зарисовки)
  8. Назовите псевдоним творческого коллектива, куда входили М. Куприянов и П. Крылов, Н. Соколов? (Кукрыниксы)
  9. Кто создал картину «За Родину?» (А. Широков)
  10. Назовите известную картину А. Дейнеки? (Оборона г. Севастополя)
  11. Кому посвятил свою картину Х. Якупов – «Перед приговором»? (М. Джалилю)
  12. Какой художник создал картину «Незабвенная Зоя?» (Л. Фаттахов)

Творческая мастерская

Учитель: Ребята, по вашим ответам видно, что вы очень хорошо усвоили урок мужества. Теперь мы с вами немного отдохнем от умственного труда и поработаем немного руками. (Слайды 30-32). Как вы уже знаете, наше мероприятие проводится в рамках проекта «Свеча памяти». Онлайн!». Данный проект направлен на то, чтобы взрослое и молодое поколение всегда помнили о подвиге русских солдат и отдавали им каждый год дань памяти.
Дети! На столе у вас стоят подсвечники из гипса. Как видите, это не просто подсвечник, но и копия знаменитых орденов Победы. Наверное, многим из вас известны из истории фамилии выдающихся полководцев – А. Невского, Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова. Именно копии их орденов, а также наградной орден Отечественной войны вы держите у себя в руках.
Вы должны раскрасить эти подсвечники красками. В данном случае это может быть акварель или гуашь. При работе лучше использовать тонкую кисть, чтобы ваши подсвечники получились красивыми и аккуратными. На тубусе подсвечника вы можете сделать персональную надпись, посвященную вашим прадедам, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Накануне Дня Победы вы всей семьей можете зажечь Георгиевскую свечу и поставить ее на стол или окно. Так вы выразите благодарность всем героям Советского Союза. Свечу следует зажигать и 21 июня в 9 часов вечера, так как именно 22 июня началась Великая Отечественная война.

Звучит песня «Там нет меня» в исполнении Севары Назархан

Учитель: Ребята! Какие у вас получились красивые и яркие подсвечники. Надеюсь, они всегда будут радовать ваш глаз и каждый год использоваться по особому назначению. Ну а пока ваши подсвечники подсыхают, предлагаю посмотреть выставку работ, посвященную Дню Победы. В эту выставку вошли работы ваших одноклассников, а также других учащихся нашей школы (Слайды 33-43)

Подведение итогов
 
Учитель подсчитывает фишки каждой команды и подводит итоги (Слайд 44, 45)

Ребята, сегодня мы с вами провели мероприятие, посвященное Великому Дню Победы. На уроке мужества мы поговорили об основных событиях Великой Отечественной войны, проанализировали цитаты и стихи на военную тематику, посмотрели презентацию и познакомились с произведениями художников, которые жили и творили в период ВОВ, а также через много лет и после ее окончания.
На мероприятии вы проявили себя как творческие личности, перевоплотившись в журналистов, экскурсоводов и художественных критиков. Вы взяли интервью у живописца и графика И. Тоидзе, посетили художественную галерею и провели критику художественных произведений. Викторина показала, насколько вы были внимательными и хорошо усвоили материал внеклассного мероприятия. Также мы с вами попали в творческую мастерскую и раскрасили подсвечники, которые будут радовать вас на протяжении долгого времени и напоминать вам о цене победы, которую заплатили за наше будущее герои Отечества.

Учитель объявляет победителя и вручает трем командам грамоты (1, 2, 3 место), а также все участники получают символические призы.

Список использованной литературы:

  1. Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени: пособие для школьников и абитуриентов /Л.В. Жукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Экзамен, 2011. – 527 с.
  2. История русской культуры IX-XX в.: Пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под ред. Л.В. Кошман. – 4-е изд.,испр. – М.: Дрофа, 2003. – 480 с.
  3. Культура народов Татарстана / Авт.-сост. Л.А. Харисова. – Казань: Магариф, 2005. – 367 с.
  4. Матюхина Ю.А. История России за 24 часа / Ю.А. Матюхина, А.А. Алебастрова. –Изд. 5-е, перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 348 с.
  5. Нагаева Г. Памятка по истории России / Г. Нагаева. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 94 с.
  6. Питерских А., Гуров Г. Изобразительное искусство. 7 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для общеобразовательных организаций /А. Питерских, Г. Гуров; Под редакцией Б.М. Неменского – М. «Просвещение», 2016. – 175 с.
  7. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 608 с., 32 с. ил.

Интернет-ресурсы:

  1. https://stbank.by/images/cache/b20/6c963fddf6ac9f5fc8ba062f9e9db768.jpg
  2. http://millionstatusov.ru/statusy/cont/46625.html
  3. https://zen.yandex.ru/media/id/5a48a7e6a815f1247613124a/pokolenie-pobeditelei-5a623d5c7800199d08d04a89
  4. http://www.artcyclopedia.ru/
  5. https://softsalo.com/sovet_41-45_polit/agit_3.html
  6. https://socrealizm.com.ua/gallery/painting/plennye-120-180-holst-maslo-1974g
  7. https://socrealizm.com.ua/gallery/painting/skulbashevskii-ranenyi-123-160mr12hm83g-08
  8. https://www.molodguard.ru/museum2-41.htm
  9. https://aloban75.livejournal.com/996943.html