Пять психологических ловушек для учителя: как в них не попадать?

Категории: Педсовет

Тэги: ,

Погружаясь в рутину ежедневных дел, мы регулярно попадаем в психологические ловушки. Находясь в «ловушке», сложно воспринимать информацию непредвзято и оценивать ее объективно, а значит, возрастает риск принятия неверных решений, которые могут навредить и вам, и окружающим. Психолог Ирина Лебедева рассказывает, как вовремя заметить опасность и ее избежать. 

  1. Ловушка негативного прогнозирования

Суть этой ловушки — в преувеличении негативных жизненных ситуаций. Есть даже соответствующая поговорка: «Сделать из мухи слона».

Примером может служить распространенное высказывание учителя: «Они ничего не понимают. Смотрят на меня стеклянными глазами и молчат. Максимум, на что способны будут, — это дворы подметать». Или еще одно, тоже часто встречающееся высказывание: «Он так себя ведет, что уже ясно — он закончит в тюрьме». То есть учитель, исходя из нескольких тревожных звоночков, уже как бы «предсказывает» будущее ребенка или целого класса.

Выбраться из такой ловушки несложно. Достаточно разобрать неприятную или сложную ситуацию в деталях, и станет понятно, что никакой катастрофы в ней нет.

Чтобы не преувеличивать и не рисовать образ ужасного будущего для своих учеников, нужно научиться видеть, что каждый ребенок — индивидуальность. И если учитель был свидетелем того, что некий Вася с определенным набором личностных черт закончил в тюрьме, не стоит предсказывать такой же сценарий другим детям со схожим поведением: на жизненный путь влияют многие факторы — в первую очередь, семья.

Если все же вы склонны «катастрофизировать» будущее учеников или оцениваете весь класс как слабый, можно разрушить эту ментальную ловушку, отыскав в своем опыте позитивные примеры и опираясь на них. Допустим, ученик с проблемами в поведении вырос и не попал в тюрьму, а стал хорошим бизнесменом. Или среди 30 человек в классе на самом деле всего 10 учеников ничего не понимают и не хотят учиться, а остальные 20 неплохо осваивают школьную программу.

Опирайтесь именно на такие факты, чтобы не делать поспешных выводов, и помните, что, кроме негативного прогнозирования, существует позитивное. Старайтесь концентрироваться на плюсах и «подсвечивать» в учениках их положительные качества.

  1. Ловушка иллюзорной взаимосвязи

Эта ловушка немного похожа на предыдущую. Суть ее в том, что люди порой склонны находить логические связи между случайными событиями. Так нам легче объяснять себе происходящее и убеждать себя в том, что мы контролируем жизнь.

В школе подобные ловушки не редкость. Сидоров склонен «улетать» в свои мысли на уроке, не может удерживать внимание, поэтому он не делает домашнее задание. Васильева ходит в грязной куртке — значит, так же небрежно относится и к учебе, получает двойки. Между тем, и Сидоров, и Васильева могут не понимать предмет, не знают, как разобраться, переживают развод родителей или живут в неблагополучной семье, где в напряженной эмоциональной обстановке невозможно сделать домашние задания.

Контрприемом послужит критическое отношение к любым связям и регулярное использование основных законов логики.

Чтобы не попасть в ловушку иллюзорной взаимосвязи, учитесь не искать логику там, где ее нет. Помните о том, что мозг склонен упорядочивать информацию и выстраивать причинно-следственные связи на основе имеющегося у человека опыта. Такие выводы не всегда совпадают с действительностью.

Налаживайте с учениками доверительное общение и узнавайте у них без претензий и позиции сверху, что произошло и почему не сделаны уроки. Дети не склонны говорить о проблемах дома из-за сильного чувства стыда, а неверное понимание ситуации учителем может травмировать ребенка еще больше.

  1. Ловушка примитивного автоматизма

Эта ловушка основывается на склонности человека к автоматическим действиям. Человеческий мозг стремится экономить ресурсы, поэтому люди многое делают бессознательно: умываются утром, включают свет, покупают привычный набор продуктов.

Такие действия упрощают жизнь, однако, являясь благом в обычной жизни, в педагогике они могут создать немало проблем. Простым примером можно считать объяснение материала по плану урока, разработанному годы назад. При этом не меняется подача материала, примеры, смысловые акценты, технические средства, что существенно снижает качество обучения.

Чтобы не попасть в такую ловушку, необходимо регулярно корректировать поурочные планы, использовать появившиеся возможности, задумываться, как можно улучшить привычный подход к работе, что можно изменить и усовершенствовать.

Периодически стоит сверяться с реальностью и проверять свои убеждения на работоспособность. В частности, помнить о том, что современные дети не знали жизни без интернета и визуальная информация по теме урока может восприниматься ими быстрее и проще, чем чтение параграфа в учебнике.

Важно отказываться от консерватизма и не застревать в прошлом. Для этого можно выполнить простое упражнение: выпишите все ваши убеждения относительно преподавания, которым вы верны, а затем напротив каждого поставьте «плюс», если установка помогает работе, и «минус», если она устарела. С последними можно и нужно расставаться, заменяя их на современные.

  1. Ловушка навешивания ярлыков

Фактически «ярлыки» — это схематичное представление о предмете или явлении, которое облегчает жизнь. Однако выводы, сделанные на основании такой схемы, не всегда бывают верными.

Пример ярлыка, встречающегося в школьной жизни: современные дети не желают читать. Однако исследования показывают, что более трети подростков читают книги «для себя», не для учебы или программного чтения. Если задуматься, то таких ярлыков можно найти много: Петров — хулиган, все время нарушает дисциплину; Иванова глупа, как пробка — вызовешь к доске, она стоит и смотрит, только на письменных работах «выезжает». Между тем подобный ярлык может сломать ученику жизнь.

Бороться с этой ловушкой можно одним способом — регулярно «проветривать» свои представления о людях, используя новую информацию или пытаясь встать на их точку зрения.

Эта ловушка работает по типу иллюзорной взаимосвязи: выстраивается неверная причинно-следственная связь. Нам проще справляться с неопределенностью, навесив ярлык на человека: если сделать вывод, что Петров — хулиган, потому что дерется, можно «закрыть» ситуацию и обезопасить себя от поиска причин его поведения.

А между тем Петров может быть свидетелем драк и скандалов дома и не уметь реагировать на сложные ситуации без кулаков. Детская агрессия — это защитная реакция. Поэтому, прежде чем награждать ученика званием «хулиган», лучше разобраться в ситуации вместе со школьным психологом.

  1. Ловушка верности идеалам

Эта ловушка чем-то напоминает навешивание ярлыков, но в данном случае некие представления о жизни вросли в структуру личности, стали ее частью. В этом нет ничего дурного, но жизнь не стоит на месте, и устаревшие установки могут мешать.

В результате следование идеалам регулярно приводит к существованию в позиции, о которой говорят «Есть два мнения — мое и неправильное». Так, одним из примеров может служить позиция «Учитель всегда прав». Другой категоричный вариант: «У учителя нет права на ошибку». Однако все мы ошибаемся хотя бы раз в жизни.

Жесткое убеждение в собственной правоте и фанатичное следование собственному убеждению отключают критическое мышление и приводят к разногласиям с учениками и желанию любым способом подтвердить силу и значимость идеального представления о жизни и работе. Такие педагоги вместо признания ошибки будут защищаться: сердиться на «слишком умных» учеников или даже мстить им.

Выбраться из такой ловушки очень сложно. Ведь идеалы, ценности — важнейшая часть личности. Однако если дать себе право на ошибку и признать, что идеалов не существует, то можно со временем научиться отличать случаи, когда следование идеалам приносит вред. Если понять, что ничего абсолютно и безоговорочно верного нет, ловушки можно избежать.

Не попадать в любые психологические ловушки будет проще, если прокачать логическое мышление, научиться правильно себя критиковать и развить навык рефлексии.


Источник