Пересказ — один из основных способов проверки усвоения знаний в начальной школе

Многие школьники легко справляются с подобными заданиями. А кому-то бывает очень трудно. Как помочь преодолеть трудности?

Нередко приходится наблюдать, как добросовестный ученик, прочитавший не один раз материал, заданный на дом, не может пересказать его. Иногда подобные трудности становятся причиной негативного отношения к обучению, ребенок замыкается в себе, не желает посещать школу.

Безусловно, подобные затруднения обусловлены недостаточным уровнем речевого развития. Трудности можно было бы избежать, уделив этому внимание в дошкольном возрасте. Но часто родители не видят до начала школьного обучения никаких проблем в речевом развитии ребенка — произносит все звуки правильно, стихи на праздниках рассказывает…

Современный урок максимально насыщен по содержанию и объему деятельности учащихся. Готовность к школьному обучению подразумевает, что ребенок умеет пересказывать небольшие тексты, поэтому на уроках учитель не имеет возможности уделять время для обучения этому умению отдельных учеников. Занимаясь дома, можно помочь ребенку освоить необходимые навыки. Затруднения в пересказе являются частью общих трудностей в обучении. Если ребенок затрудняется в пересказе, значит, затрачивает колоссальное количество времени на подготовку устных предметов, и эта подготовка оказывается неэффективной, он не может писать изложения, свободные диктанты и т. д. Медлить нельзя, тем более, что в настоящее время существует множество специальных методов и приемов, с помощью которых можно достигнуть успеха.

Много лет пользуюсь методикой Н. П. Локаловой. Важно понимать, что в основе затруднений лежат конкретные причины, которые необходимо поэтапно устранить. Одной из причин может быть слабая концентрация мыслительной деятельности при чтении. Ребенок механически воспроизводит текст, не вникая глубоко в его содержание.

Тренировочные упражнения

1. «Повтори слова» (развиваем слуховой анализ)
Ребенка просят при чтении произносить слова вслух дважды. Сначала каждое второе слово, затем каждое третье, потом — только слова, несущие основную смысловую нагрузку в предложении.
Например: И тогда Саша быстро побежал к лагерю, а Вова, растерявшись, оставался на месте.
 
2. «Поиск смысловых несуразностей» (анализ смыслового содержания текста)
Подготовить текст или набор отдельных предложений, в которых наряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой. Задача ребенка — найти такие смысловые ошибки.

Примерные тексты для предъявления:
Весна
Наступило лето. На заснеженных ветках сидят соловьи. Из берлоги выкатились зайчата, очнувшись от зимней спячки. На деревьях распускаются почки и опадают листья. Люди тоже готовятся к лету: запасают корм на зиму для скотины, собирают урожай, утепляют дома и топят печь.

Зима
На дворе зима. На мягкой травке резвятся мальчишки в теплых шубах. На рябинах еще висят прошлогодние желуди. В маленьком пруду много диких уток. Голуби и воробьи плещутся в дорожной пыли. Вокруг зимняя сказка! Деревья усыпаны тополиным пухом. Повсюду пахнет зимой.

Осень
На дворе стоял конец сентября. Рано утром я вышел из дома. Поздней осенью, как обычно, буйно цвели яблони. Мне очень хотелось посмотреть, что сейчас в лесу делается. Я шел по шелковистой зеленой траве, на которой блестели капли дождя. Далеко видно в лесу, а все потому, что листья опадают с деревьев. Бесшумно падают желтые, красные, бурые листья на землю и устилают ее теплым покрывалом. А сквозь этот великолепный ковер проглядывают красные ветки земляники.
 
3. «Заполни пропуски» (формируем умение анализировать смысл текста)
Ребенку предлагается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Например, «Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он … маленькую перекосившуюся … на курьих ножках».

Возможны пропуски двух видов:
а) заполнение на основе сложившихся целостных речевых штампов («избушка на курьих ножках»);
б) заполнение с учетом более или менее широкого смыслового контекста.

Примерный текст для предъявления:
Когда Гулливер … (проснулся), было уже совсем … (светло). Он лежал на спине, и … (солнце) светило прямо ему в … (лицо). Он хотел было протереть … (глаза), но не мог поднять … (руку); хотел сесть, но не мог … (пошевелиться).
Тонкие … (веревочки) опутывали все его тело от подмышек до колен; … (руки) и … (ноги) были крепко стянуты веревочной сеткой; … (веревочки) обвивали каждый палец. Даже длинные густые … (волосы) Гулливера были туго намотаны на … (маленькие) колышки, вбитые в … (землю), и переплетены … (веревочками). Гулливер был похож на … (рыбу), которую поймали в … (сеть).
 
4. «Ребусы» (учим абстрагированию)
В настоящее время множество сайтов предлагают подобные упражнения для детей разного возраста. Практически все современные школьники владеют компьютером. Почему бы не использовать для обучения интернет ресурсы?

 

Другой причиной затруднений в пересказе может быть невладение приемами смысловой обработки текста.

Тренировочные упражнения
 
1. «Свяжи слова» (тренируем смысловую память)
Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Взрослый зачитывает пару слов, а ребенок запоминает второе слово пары, стараясь для этого установить какую-нибудь смысловую связь между словами данной пары (интервал между парами слов — 5 секунд). После прочтения всех пар через 10 минут взрослый читает левые слова каждой пары, а ребенок воспроизводит слова правой половины ряда. Подсчитывая количество правильных ответов, можно судить об эффективности упражнения.

Слова для предъявления:
Слива — лампа, синица — сестра, лейка — трамвай, мухомор — диван, ботинки — самовар, графин — брат, жук — кресло, гребень — земля, компас — клей, кит — ракета, спички — овца, терка — море, шляпа — пчела, рыба — пожар.
 
2. «Заполни пропуски букв в словах» (тренируем способность схватывать слово целиком, умение учитывать контекст каждого слова)
Пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими. Например, «Никогда еще королева так не кричала, не была такой се_д_т_й». Если смысловые догадки преобладают над анализом букв, нужно, чтобы контекст задавал несколько вариантов смыслового восполнения слова, но однозначность пропущенного слова навязывалась бы составом и месторасположением подсказываемых букв. Например, «И тут мальчик неожиданно о_ _ л_ _ _ ся» (остановился, оглянулся, оступился).
 
3. «Пиктограмма» (на опосредованную произвольную память)
Ребенку выдается лист бумаги, разделенный на 20 клеток (5 клеток по горизонтали, 4 клетки по вертикали). Его задача состоит в том, чтобы запомнить 20 слов и словосочетаний (конкретного и абстрактного содержания), которые взрослый будет произносить с интервалом в 7-10 секунд. При этом ребенок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым взрослым словом или словосочетанием рисовать его какое-либо условное изображение — пиктограмму, не используя при этом буквы и цифры. Через некоторое время (10-15 минут) ребенку необходимо, глядя на свои пиктограммы, вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой.

Примерный набор слов: веселый праздник, радость, гнев, мальчик-трус, отчаяние, быстрый человек, скорость, печаль, вкусный ужин, теплый ветер, сомнение, зависть, сила воли, болезнь, успех, дружба, смелый поступок, справедливость, хороший товарищ, мороз и т. д.
Необходимо учить ребенка делить текст на смысловые части, составлять план к тексту.

Следующая причина — недостаточное речевое развитие, маленький словарный запас, неумение производить синонимическую замену.
 
Тренировочные упражнения
 
1. «Подбери синонимы»
Ребенка просят подобрать к каждому слову из левого столбика слово из правого столбика, сходное по значению.

Например:

Бережно Размышлять
Бросать Кинокартина
Думать Такой же
Одинаковый Любой
Всякий Осторожно
Счастливый Удачливый
Фильм Кидать

2. «Измени конструкцию предложения»
Ребенка просят изменить предложение так, чтобы первоначальный смысл его остался неизменным.

Пример 1. «Петя бегает быстрее, чем Света».
Варианты ответов:
Света бегает медленнее, чем Петя.
Петя затрачивает на бег меньше времени, чем Света.
Света затрачивает на бег больше времени, чем Петя.
Некоторые мальчики бегают быстрее, чем некоторые девочки/
Некоторые девочки бегают медленнее, чем некоторые мальчики.

Пример 2. «Пушкин — мой любимый поэт».
Варианты ответов:
Я люблю Пушкина больше всех других поэтов.
Автор «Сказки о золотой рыбке» — мой любимый поэт.
Из всех других Пушкин мне нравится больше других.
Стихи Пушкина мне очень нравятся.

(Продолжение следует)

 

Маргарита Смирнова, учитель-дефектолог