Перед силой весны вся педагогика бессильна

Мысли вслух

 

Апрель. Солнце. За окном птички поют. Окна в кабинете открыты. А за партами — двадцать пять учеников, которых надо в такой обстановке чему-то научить. Они пытаются что-то писать и даже отвечать, но в глазах — тоска. И понимаешь, что перед силой весны вся педагогика бессильна.

На самом деле, когда приходит весеннее тепло, уроки вести просто невозможно. Дети не слышат. Их мысли далеко — там, за окном, где уже начинает зеленеть травка и вовсю сияет солнце.

Я веду уроки и понимаю, что учеников уже ничем не увлечь, ничего не заставить. «Вывожу» только на своей энергии, которой к концу шестого урока практически не остается. Я как локомотив, который тянет за собой состав. Чуть ослабишь свой энергетический поток — в классе сразу мертво. Сидят, пишут, вроде слушают. А задай элементарный вопрос по тому, что только что говорилось, в ответ — молчание. Ребенок все пропустил мимо ушей. Не до того ему. Весна на улице, душа туда просится.

Проверяешь тетрадки с домашней работой, а там или пусто, или написано «лишь бы отвязаться». Чувствуешь себя насильником, потому что отвлекаешь детей своей наукой от их молодости, от бурления жизни. Но учеба есть учеба. Надо давать знания, которые, как ты понимаешь, им сейчас совсем не нужны. Надо учить!

А тут еще ВПРы, которые не мобилизуют, а расхолаживают детей. Уроки переносятся, расписание меняется. Даже хорошо организованный процесс вносит неразбериху. А там, где нет порядка, какая уж учеба. Что делать? Как вести уроки? Программу-то проходить надо!

Лично я во второй половине последней четверти немного уменьшаю требования. Я почти ничего не задаю на дом. Максимум — выучить правило или стихотворение. Да и на самих уроках даю послабление. Игры, фильмы, творческие задания. Но это мало спасает положение.

Иногда чувствую, как нарастает раздражение, потому что одной моей энергии не хватает на 130 человек в день. А тут еще и проблемы классного руководителя. У детей весной явно «сносит крышу». На одном уроке хулиганили, на другом — кидались бумажками, на перемене — плевались друг в друга, после уроков — учинили драку. Да еще любовь… А во всем виновата весна!

Это солнце, этот пряный воздух, это тепло, эта проклевывающаяся зелень! Как хорошо было пасмурной осенью и снежной зимой. Детей ничего не отвлекало. Они учились, слушали на уроках, выполняли все задания, поднимали руки, делали проекты. Что теперь? А теперь — весна!

Еще неделя, и ворвется в школьную жизнь май. Долгие майские праздники. Манящие теплые вечера. Охота на майских жуков. Кто вообще придумал учиться в мае?

Я думаю, такая ситуация не только у меня. Большинство коллег меня поймут, а потому всем терпения, понимания и силы воли!

Источник: zen.yandex.ru