Педагогический корпус в России: дефицит кадров и тенденция «старения»

В рамках проекта «Мониторинг экономики образования» Высшая школа экономики (ВШЭ) опубликовала результаты статистических и социологических обследований показателей кадровой обеспеченности школ и ключевых характеристик педагогического корпуса в России. О том, какие тенденции отмечают исследователи, и отличается ли возрастной состав учительского корпуса в Москве от общероссийского, читайте в нашей статье.

Структура кадрового состава

Основные результаты обследования опубликованы в брошюре «Кадры школьного образования: возможности и дефициты».

Анализ выполнен на основе данных федерального статистического наблюдения, исследований Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области образования, а также результатов социологических обследований Общероссийского народного фронта (ОНФ).

По данным федерального статистического наблюдения, на начало 2019-2020 учебного года в российских школах работали 2 294 257 человек, из них 72,8% – учителя, 17,9% – другие педагогические работники, 9,5% – руководители. Среди сотрудников общеобразовательных организаций 5,7% работали по внешнему совместительству.

Дефицит педагогических кадров нарастает

В исследованиях ОЭСР одним из ключевых показателей обеспеченности школ педагогическими кадрами считается численность обучающихся в расчете на одного учителя. В 2017 году в России значение этого индикатора по начальной школе было одним из самых высоких – 21,1 (против 15 в среднем по ОЭСР), по основной школе – ниже среднего по ОЭСР (10,4 против 13).

В течение последнего десятилетия соотношение «ученик/учитель» незначительно, но стабильно росло: если в 2011 году оно составляло в среднем по всем уровням школьного образования 15,7, то в 2019-м – 18,4.

По мнению исследователей, рост этого соотношения не связан с увеличением наполняемости классов. Однако этот тезис можно оспорить. Из приведенной ниже диаграммы видно, что с 2013-го по 2019 год наполняемость тоже менялась: с 24,8 до 26,3 человека в целом по России в городских школах и с 12,5 до 13,7 – в сельских. Причем, этот показатель примерно совпадает с темпами роста соотношения «ученик/учитель».

Данные социологических исследований ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования» свидетельствуют о нарастании дефицита педагогических кадров: доля учителей, которые сообщают о нехватке в своих школах педагогов-предметников, за год выросла с 48 до 51%. В одной школе, судя по ответам респондентов, может не хватать до десяти педагогов. Чаще всего российские школы испытывают трудности с учителями математики (34%), иностранных (32%) и русского (25%) языков, начальных классов (24%), физики (18%).

В целом по стране городские школы испытывают больший дефицит педагогических кадров, но в 2019 году ситуация в селах стала хуже, чем в городах. По предложению президента РФ Владимира Путина в 2020 году инициирована программа поддержки педагогов в небольших населенных пунктах «Земский учитель», направленная на преодоление дефицита педагогических кадров в сельской местности. О первых ее результатах можно будет судить в следующем году. Сейчас сложно сказать, смогут ли 1803 учителя, которые откликнулись на вакансии по программе, кардинально изменить ситуацию.

Приход в школы новых кадров неизбежно нивелируется выбытием части сотрудников (по данным федерального статистического наблюдения, эта доля ежегодно составляет 95-98% от численности принятых на работу). Подавляющее большинство из них (92-93%) покидают школу по собственному желанию.

Нехватка кадров для работы с детьми с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют внимания, поддержки и сопровождения со стороны педагогов.

Исследования показывают, что проблема обеспечения школ квалифицированными кадрами для работы с детьми с ОВЗ требует срочного решения. По данным официальной образовательной статистики, таких детей становится больше, а доли педагогов, получающих надбавки за работу с детьми с ОВЗ, и тех, кто работает в специализированных классах, в последние четыре года остаются практически неизменными.

В субъектах РФ педагогов, работающих со специализированными классами, крайне мало, учитывая значительное количество детей с ОВЗ. Численность педагогов, получающих надбавки за работу с учениками с ОВЗ, во многих регионах несопоставима с количеством таких детей, находящихся на совместном обучении. При этом востребованность совместного обучения растет.

Численность учащихся с ОВЗ в классах совместного обучения в расчете на единицу персонала, получающего надбавку за работу с ними, в 2019 году (человек)

Возрастной состав учительского корпуса

По данным официальной статистики, доля молодых (до 35 лет) учителей в России в последние несколько лет относительно стабильна, но при этом становится все больше учителей в возрасте 55 лет и старше. Рассматриваемая возрастная граница в 55 лет до недавнего времени определяла начало пенсионного возраста.

Доля учителей в возрастах до 35 лет и 55 лет и старше (в процентах от общей численности учителей)

По данным TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey, Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения), средний возраст учителей в России – 46,3 года, это несколько выше, чем в среднем по ОЭСР (44,1 года). Однако педагогов старше 50 лет в нашей стране значительно больше – 41,9% против 34,4% в среднем по ОЭСР.

Рост продолжительности жизни позволяет рассматривать в качестве порогового более поздний возраст – 60 лет. В 2019 году доля педагогов в возрасте 60 лет и старше оценивалась в 12,9%, руководящих работников – 12,3%. В городских школах учителей старшей возрастной группы несколько больше, чем в сельских: 13,1 и 12,6% соответственно. В то же время в городах больше молодых учителей: 24,1% против 20,7% в сельской местности.

Региональные отличия

Регионы России существенно различаются по возрастным характеристикам школьных кадров.

Максимальные значения доли молодых кадров зафиксированы в Чеченской Республике (30,7%), Республиках Ингушетия (21,7%) и Тыва (20,8%), Сахалинской области (17,9%), Республике Алтай (17,3%).

Особенно значительна среди учителей доля старших возрастных групп в Смоленской области (36,3%), Приморском крае (35,4%), Республике Калмыкия (35,0%), Псковской (34,7%) и Тульской (32,9%) областях.

При этом сложно выделить территориальные закономерности такой возрастной структуры. Так, к примеру, республики Северного Кавказа представлены как в группе регионов с большой долей молодых педагогов, так и среди субъектов РФ, где велик процент учителей предпенсионного и пенсионного возрастов.

Учительский корпус в Москве

В системе московского образования работают почти 100 тыс. педагогов, которые непосредственно участвуют в учебно-воспитательном процессе. Среди них учителя, воспитатели, преподаватели, мастера производственного обучения и педагоги дополнительного образования. Количество учителей – около 55 тысяч человек. Это самый большой учительский корпус в России.

По данным официального сайта мэра Москвы, средняя заработная плата московских учителей в 2019 году составила 117,1 тыс. рублей, а в январе-августе 2020 года – 117,4 тыс. рублей. Можно предположить, что высокий размер зарплат оказывает существенное влияние на возрастной состав учительского корпуса столицы, но подтверждения эта гипотеза не нашла.

Средний возраст московских учителей – 44 года. Доля учителей в возрасте до 35 лет составляет 24%, от 35 до 45 лет – 20%, от 45 до 55 лет – 31%, от 55 до 65 лет – 21% и старше 65 лет – 4%. Таким образом, возрастные показатели столичных учителей отличаются от общероссийских незначительно: по среднему возрасту (44 и 46,3 года), по доле учителей в возрасте до 35 лет (24 и 22,8%), по доле учителей в возрасте 55 лет и старше (25 и 25,7%).

Резюме

Российская школа испытывает нарастающий дефицит педагогических кадров. Об этом свидетельствует рост численности учеников в расчете на одного учителя. О проблеме говорят и сами учителя – участники опроса, проведенного ОНФ. Нехватка учителей характерна для многих дисциплин: математики, иностранного языка, русского языка, физики.

Существует значительная дифференциация показателей, характеризующих обеспеченность педагогическими кадрами на локальном уровне – внутри одной школы, между соседними школами. Возникают различия и на уровне целых регионов.

Кадровый дефицит вызван сочетанием разнообразных процессов, среди которых можно выделить общее старение педагогических кадров: более четверти педагогов в России старше 55 лет, а доля молодых кадров в последние годы не увеличивается.

Главной проблемой остается низкий размер заработной платы. Стремление Минпросвещения залатать кадровые дыры за счет студентов старших курсов педагогических вузов понятно, но оно не позволит кардинально изменить ситуацию. Ключом к решению, по заключению Счетной палаты, может стать увеличение бюджетных ассигнований на образование – нынешних расходов бюджета в размере 3,6% ВВП явно недостаточно.


Источник