Оптимизм в работе учителя

Категории: Статьи

Тэги: ,

Какую роль оптимизм может сыграть в работе и жизни учителя

Есть тема, которая постоянно вызывает интерес у социологов и психологов и по которой постоянно ведутся исследования по всему миру. Это изучение уровня счастья людей и их удовлетворенности жизнью. Одним из источников переживания счастья является оптимизм — характерный для многих людей способ восприятия окружающего мира и происходящий событий.

Что такое оптимизм? Как люди становятся оптимистами, что это им дает? Какую роль оптимизм может сыграть в работе и жизни учителя. Обсудим эти вопросы.

Одним из наиболее известных ученых, изучающих оптимизм, безусловно, является американский психолог Мартин Селигман. Он считается создателем позитивной психологии, то есть психологии как науки, нацеленной не на изучение нарушений или дефицитов в развитии и психической сфере человека, а на изучение его ресурсов и возможностей.

Мартин Селигман пытался выяснить, чем отличаются люди, которых окружающие называют «оптимистами», от тех, которых называют «пессимистами». Он обнаружил, что основное различие между этими людьми состоит в их способе мышления, в том, как они сами объясняют себе причины своих успехов и неудач.

Оказалось, что причины своих успехов оптимисты приписывают самим себе («Ай-да я, ай-да молодец!»), причем описывают их максимально широко во времени («Да у меня всегда всё хорошо получается!») и в пространстве («Мне и здесь обычно удается справляться со своими делами, и там!»). Если же у оптимиста случаются неудачи, он их причины приписывает внешним обстоятельствам («Это мне просто не повезло!» или «Да это просто у начальника было настроение плохое» и т. п.), причем точечно, локально во времени («Ну это только вот сейчас так случилось!») и в пространстве («Это только здесь так произошло!»).

Пессимист рассуждает ровно противоположным способом. Если у него случаются удачи, то их причины он приписывает внешним обстоятельствам, случайностям («Вот повезло-то, всегда бы так!»), локально во времени и пространстве («Жаль, что со мной это так редко случается!», «Дома вот получилось, а на работе никак не выходит!» и т. п.). Если же его постигает неудача, он приписывает ее причины самому себе («Опять не вышло! Я точно неудачник! И руки у меня кривые!») широко во времени и пространстве («Вечно у меня ничего не выходит! Хоть ищи другую работу. Только у меня и на другой работе опять одни неприятности будут!»).

Особенности мышления оптимистов и пессимистов приведены на рисунке:

Вдумчивый читатель может заметить, что и оптимист, и пессимист, мягко говоря, искажают действительность. Возможно ли, чтобы человек всегда сам был причиной своих успехов, а в его неудачах всегда были бы повинны внешние обстоятельства? Пожалуй, он явно приукрашивает реальность. С другой стороны, может ли быть, чтобы у человека никогда ничего не получалось, и все его (редкие) удачи были бы чужой заслугой? Тоже не очень вероятно. Скорее всего, он слишком недооценивает свои возможности.

Итак, оказывается, и та, и другая точки зрения на себя и на жизнь не вполне соответствуют истине. Может быть, человеку лучше быть реалистом, то есть находиться где-то между обозначенными полюсами и объективно оценивать свои возможности, свой вклад в успехи и неудачи. Да, вероятно, так было бы лучше, но М. Селигман выяснил, что люди не удерживаются на «золотой середине» и, как правило, «скатываются» в ту или иную сторону, чаще всего — в пессимизм. Пока не вполне ясно, почему так происходит. То ли большинство из нас боится сглазить, то ли просто опасается разочарований, но большинство людей в той или иной степени оказываются пессимистами.

Но может быть, это не имеет большого значения? Это же всего лишь в голове! Однако исследования М.Селигмана показали — люди, которым свойственен оптимистичный взгляд на мир, более инициативны, более энергичны, реже впадают в депрессию, результаты их деятельности выглядят внушительнее, они производят лучшее впечатление на окружающих и, вообще, дольше живут, реже болеют, большего достигают в жизни.

Вот так, «всего лишь мысли» способны весьма серьезно влиять на всю нашу жизнь, и даже сделать ее счастливой или несчастной!

Мартин Селигман открыл еще одно важное психологическое явление. Он назвал его «выученной беспомощностью». Обнаружилось, что если человек считает какое-то событие или процесс неподконтрольным себе, независящим от своих усилий, он «опускает руки», перестает даже пытаться что-то изменить. Например, если человек нажимает кнопку своего этажа в лифте, а лифт не едет, то через 3–5 нажатий человек перестает пытаться и едет на другом лифте или идет пешком. Если ребенок никак не может научиться решать задачи по математике, и его за это ругают учитель и родители, он довольно быстро перестает даже пытаться что-то решать, а старается всеми доступными способами избегать выполнения математических заданий.

Исследования отечественных психологов показывают, что одной из профессий, в которых у специалистов часто наблюдается выученная беспомощность, является профессия учителя. Действительно, пытаясь повлиять на поведение какого-нибудь ученика, учитель может сталкиваться с тем, что желаемых изменений не происходит. Он пытается еще и еще раз, и наконец оставляет попытки. В каждом классе может быть несколько таких учеников, учитель начинает корить себя за неудачи, опасаться результатов проверочных работ, а иногда и задумываться, правильно ли он выбрал свою профессию. Усиливается пессимистичный взгляд на мир, который провоцирует еще и профессиональное выгорание.

Таким образом, мы видим, как важно именно педагогу быть оптимистом, сохранять уверенность в себе и энергию для решения возникающих профессиональных задач!

Как этого добиться? Психологи предлагают целый ряд рекомендаций.

1. Первая рекомендация прямо вытекает из того, что было сказано выше об оптимизме. Поскольку и пессимизм, и оптимизм прежде всего в мыслях, нужно приложить некоторые усилия, чтобы произвольно формулировать свои мысли в оптимистичном ключе (причины успехов приписывать себе, а неудач — обстоятельствам и так далее).

2. Визуализируйте (мысленно наглядно представляйте) свои будущие успехи и достижения. Как писал Дейл Карнеги: «Ведите себя так, как будто вы уже счастливы, и это приведет вас к тому, чтобы на самом деле стать счастливыми».

3. Мы не можем не думать, в нашей голове постоянно мелькают какие-то мысли и постоянно идет некоторый внутренний монолог. К сожалению, чаще всего он состоит в том, что мы осуждаем, критикуем других и самих себя. Попробуйте изменить «полярность» этих мыслей: вместо того чтобы осуждать и критиковать недостатки и ошибки, начните хвалить и поощрять хотя бы самые маленькие успехи и достижения (прежде всего свои собственные). Важно не столько то, что происходит вокруг, и что кто делает, сколько то, на чем вы фокусируете свое внимание. Кто-то мудрый сказал: если человек будет все время смотреть на тени, он никогда не увидит солнца!

4. Если вам трудно находить оптимистичные мысли вместо пессимистичных, воспользуйтесь приемом «Тик-Так», который предложил эксперт в области творческого мышления Майкл Михалко (Michael Michalko). Суть его в следующем:
* Определите и запишите все негативные мысли, мешающие вам достичь поставленной цели. Запишите их в графу «Тик».
* Расположившись поудобнее, тщательно изучите записи. Проанализируйте, насколько вы исказили существующее положение дел и чрезмерно преувеличили значение негативных мыслей и явлений.
* Замените каждую непроверенную негативную мысль на позитивную, объективно выверенную. Запишите это в графу «Так».
Например:
«Тик». Я никогда не смогу этого сделать.
«Так». Надо действовать шаг за шагом, нужно только начать. Не следует устраивать авралов.
«Тик». Я все раскручу, а потом провалюсь.
«Так». Не обязательно сразу получить безупречный результат. Я многое умею. Я могу себе представить, что буду чувствовать, когда все это закончится. У меня отличный послужной список. Надо сосредоточиться на работе, и тогда мой подход к делу будет эффективнее.
«Тик». Я не могу взять себя в руки. У меня недостаточный самоконтроль. Я не умею правильно распределять свое время.
«Так». Я должен(а) восстановить самоконтроль, ведь раньше мне многое удавалось. Просто надо лучше и больше работать. Я способен(а) контролировать себя не хуже, чем любой другой из моего окружения. Работа настолько важна, а результаты ее настолько ощутимы, что на данном этапе распределение времени — не такая уж большая проблема.

Отечественный психолог Владимир Ромек предлагает ряд упражнений, помогающих развить у себя навыки оптимизма (Я очень рекомендую прочесть книгу, написанную им вместе с женой: Ромек В.Г., Ромек Е. Тренинг наслаждения. — СПб.: Речь, 2004. В книге много полезных упражнений, обучающих навыкам оптимизма и получения удовольствия от повседневной жизни). Приведу лишь некоторые из них.

Упражнение «Переписанная автобиография»
За исключением редких экстремальных случаев, биография каждого человека включает как трудности и несчастья, так и удачи, радости и счастье. Напишите собственную биографию, оставив в ней только позитивные моменты, то есть такие события и обстоятельства, которые вам доставили удовольствие, радость или другие приятные чувства.
Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее, используя ощущения разных модальностей. Не позволяйте себе «соскальзывать» на описание неприятных событий или ощущений, с ними связанных.

Упражнение «Мои успехи и мои неудачи»
Вспомните об одной вашей неудаче и об одной удаче. Безразлично, когда они случились, недавно или же очень давно. Попробуйте записать их в оптимистичной манере. Если рассказ получится все-таки пессимистичным, скорректируйте его и перепишите еще раз.

Пример:
Пессимистичный рассказ о неудаче
«Два месяца назад я выехал в гололед на недавно купленной новой машине. И ведь знал, что резину нужно было сменить на шипованную, но все откладывал и откладывал. В общем, не справился я с управлением, и, мало того, что свою машину разбил, так еще и чужой бок помял».

Скорректированный пересказ
«Два месяца назад сложилась очень неблагоприятная обстановка на дороге. Подморозило, и дорога превратилась в каток. На моей новой машине еще стояла летняя резина, и ею очень трудно было управлять. На особо крутом повороте машину занесло, но я сделал все возможное и сумел предотвратить серьезную аварию. Я лишь слегка задел чужую машину. Впредь буду внимательнее следить за сезонной сменой покрышек».

Упражнение «Дарить радость»
В течение недели постарайтесь доставить максимум приятных чувств окружающим вас людям. Используйте для этого всю доброту, которую вы в себе найдете. Поверьте, меньше ее от этого не станет. Не расстраивайтесь, если люди начнут пугаться и отказываться от удовольствия. Вам поначалу тоже будет непривычно.
Вы могли бы повторять такие «недели радости»? Как часто?

Игорь Савченко, психолог