Огонь друг – огонь враг!
Методическая разработка НОД для детей старшей группы
Катайкина Наталья Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 52 «Росинка», г. Димитровград, Ульяновская область
Цель: продолжать работу с детьми по обучению основам безопасности. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня. Закреплять знание о причинах возникновения пожара, его последствиях и методами борьбы с ним.
Задачи:
Образовательная: выявить и закрепить знания детей о пожаре, формировать чувство опасности огня, подвести детей к мысли, что этими предметами нельзя пользоваться без присутствия взрослых.
Развивающая: развитие познавательной и активной речи через наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных, желание оказывать взаимопомощь, бережному отношению к своей жизни и здоровью.
Предварительная работа:
— беседы об опасности пожара;
— чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Пожар», Б. Житков «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки»; Фетисов «Куда спешат красные машины»; Е. Хоринская «Спичка-невеличка»;
— просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности»;
— разучивание загадок, стихотворений, поговорок, пословиц;
— рассматривание иллюстраций, книг, плакатов;
— д/и «Горит, не горит»;
— словесная игра «Найди ответ»;
— опыты с огнем.
Используемый материал: иллюстрации, книги
Работа с родителями: папка-передвижка «Огонь друг — огонь враг»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами собрались, чтобы поговорить об очень важных вещах. А о чем мы с вами будем разговаривать, вам предстоит отгадать.
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а не кусает
Дети: Огонь
Воспитатель: Правильно, огонь! Огонь – одно из самых больших чудес природы. Огонь дарит человеку тепло, используется для приготовления пищи. Но если огонь выйдет из-под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет горе. Пламя пожара не жалеет никого и ничего.
Воспитатель зажигает спичку, соблюдая все правила пожарной безопасности
— Когда я зажгла спичку, что вы увидели?
Дети: Огонь
Воспитатель: Правильно, огонь. Он яркий, красивый, привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?
Дети: Нет, потому что можно обжечься.
Воспитатель: Правильно, огонь обжигает. Что же боится огонь?
Дети: Воды.
Воспитатель: Правильно. Но огонь боится не только воды, но и снега, песка, земли. Сейчас мы с вами проверим это, проведем опыт с огнем.
Воспитатель на горящую свечу, которая стоит на железном разносе, проливает немного воды.
— Ребята, что произошло?
Дети: Огонь погас
Воспитатель: Правильно, огонь погас, потому что боится воды.
Аналогичные опыты проводятся с песком, снегом, землей.
Воспитатель: Как вы думаете, от чего возникает пожар?
Дети: Пожар возникает из-за того, что дети играют со спичками, зажигалками, электроприборами, люди не тушат за собой костер, и т.д.
Воспитатель: А чем еще можно тушить пожар?
Дети: Огнетушителем.
Воспитатель: Правильно, огнетушителем (показывает огнетушитель детям).
Ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности. (знакомит детей с правилами пожарной безопасности)
1. Что же нужно сделать, если…
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его …..(водой).
2. Ребята, помните о том, что нельзя шутить с огнем.
Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен.
3. Спички не тронь, в спичках огонь.
4. Возле дома и сарая разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая для построек и людей.
5. Не суши белье над газом – все сгорит единым разом!
6. Включен утюг, хозяев нет, на простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте, утюг вы вовсе не включайте.
Запомните, дети, правила эти!
7. Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал
Воспитатель: Ребята, а кто такие пожарные?
Дети: Пожарные тушат огонь
Воспитатель: Правильно, это люди, которые борются с огнем
Воспитатель предлагает детям описать пожарного
Дети: Пожарный должен быть смелым, сильным, мужественным, отважным, умным, не бояться огня и дыма. А самое главное, не бояться спасать людей.
Воспитатель: Молодцы, хорошие качества назвали пожарного.
Воспитатель совместно с детьми рассматривают иллюстрации и описывают их.
У пожарного есть специальная одежда, которая защищает их во время пожара. Она сделана из специальной ткани, которая почто не горит. На голове у них специальная каска, на ногах прочные и удобные сапоги. В пожарной части есть специальная машина с цистерной воды, пеной, длинными шлангами, складной лестницей. Пожарные тушат пожар водой и специальной пеной.
Для того чтобы попасть в горящее здание, им помогает высокая складная лестница. Пожарная машина красного цвета, у нее есть сирена. Когда такая машина едет по улицам города с громким звуком сирены, все остальные машины уступают ей дорогу.
Иногда к делу подключаются пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий. Еще в пожарной охране работает диспетчер, на пульт управления которого поступает звонок о пожаре. Он выясняет, что горит, где горит, есть ли на месте пожара люди.
После рассказа воспитатель проводит с детьми физическую минутку под звуки сирены
Физминутка «Пожарные»
Пламя высоко взлетает, (дети поднимают руки вверх)
Дыма черного клубы, (круги в воздухе руками)
Искры в воздухе сверкают. (взмахи руками)
Все за дело! Шланг тяни (дети имитируют, как разматывают и тянут шланг)
Шланг мы дружно размотали,
Ну, огонь, теперь держись! (грозят указательным пальцем)
Без струи вода тугая. Пламя, гаснет, потухает (дети приседают)
Без подмоги обошлись.
Даже детям стало ясно,
Что с огнем шутить опасно! (грозят пальцем)
Если вдруг опять беда,
«01» звони всегда.
Игра «Горит, не горит»
Воспитатель: Я буду говорить вам слова по одному предмету (например, бумага, трава, снег, камень, стекло, вода и т.д.). Если этот предмет горит или воспламеняется, хлопайте в ладоши, а если не горит – тихо стойте, ничего не делая. Слушайте внимательно.
— Какие вы молодцы! А сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. Я буду каждому по очереди кидать мяч и задавать вопрос, на который вам предстоит ответить.
Словесная игра «Найди ответ»
- Как называется профессия людей, которые борются с огнем? (Пожарные)
- Какого цвета пожарная машина? (Красного)
- Почему пожарная машина красного цвета? (Чтобы ее видели издалека другие машины и пропускали ее)
- А для чего нужны пожарные машины?
- Можно ли пользоваться детям спичками?
- Можно ли самостоятельно включать утюг?
- Можно ли самостоятельно включать газовую плиту?
- Чем можно потушить пожар?
- Любой человек может быть пожарным?
- Если случится пожар, можно прятаться?
- По какому телефону нужно позвонить, если возник пожар? И т.д.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на все вопросы! Часть пожаров происходит по вине людей, из-за невнимательного пользования пожароопасными предметами. Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом!
Использованные источники:
- С.В. Бурдина «Игровой дидактический материал по основам безопасности жизнедеятельности.
- Т.А. Шорыгина Основы безопасности.
- Интернет источник.