Огонь друг – огонь враг!

Методическая разработка НОД для детей старшей группы


Катайкина Наталья Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 52 «Росинка», г. Димитровград, Ульяновская область


Цель: продолжать работу с детьми по обучению основам безопасности. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня. Закреплять знание о причинах возникновения пожара, его последствиях и методами борьбы с ним.

Задачи:
Образовательная: выявить и закрепить знания детей о пожаре, формировать чувство опасности огня, подвести детей к мысли, что этими предметами нельзя пользоваться без присутствия взрослых.
Развивающая: развитие познавательной и активной речи через наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных, желание оказывать взаимопомощь, бережному отношению к своей жизни и здоровью.
 
Предварительная работа:
— беседы об опасности пожара;
— чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Пожар», Б. Житков «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки»; Фетисов «Куда спешат красные машины»; Е. Хоринская «Спичка-невеличка»;
— просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности»;
— разучивание загадок, стихотворений, поговорок, пословиц;
— рассматривание иллюстраций, книг, плакатов;
— д/и «Горит, не горит»;
— словесная игра «Найди ответ»;
— опыты с огнем.
 
Используемый материал: иллюстрации, книги
Работа с родителями: папка-передвижка «Огонь друг — огонь враг»
 
 
Ход занятия:

коллаж

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами собрались, чтобы поговорить об очень важных вещах. А о чем мы с вами будем разговаривать, вам предстоит отгадать.
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а не кусает

Дети: Огонь
Воспитатель: Правильно, огонь! Огонь – одно из самых больших чудес природы. Огонь дарит человеку тепло, используется для приготовления пищи. Но если огонь выйдет из-под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет горе. Пламя пожара не жалеет никого и ничего.
 
Воспитатель зажигает спичку, соблюдая все правила пожарной безопасности

— Когда я зажгла спичку, что вы увидели?
Дети: Огонь
Воспитатель: Правильно, огонь. Он яркий, красивый, привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?
Дети: Нет, потому что можно обжечься.
Воспитатель: Правильно, огонь обжигает. Что же боится огонь?
Дети: Воды.
Воспитатель: Правильно. Но огонь боится не только воды, но и снега, песка, земли. Сейчас мы с вами проверим это, проведем опыт с огнем.
 
Воспитатель на горящую свечу, которая стоит на железном разносе, проливает немного воды.

— Ребята, что произошло?
Дети: Огонь погас
Воспитатель: Правильно, огонь погас, потому что боится воды.
 
Аналогичные опыты проводятся с песком, снегом, землей.

Воспитатель: Как вы думаете, от чего возникает пожар?
Дети: Пожар возникает из-за того, что дети играют со спичками, зажигалками, электроприборами, люди не тушат за собой костер, и т.д.
Воспитатель: А чем еще можно тушить пожар?
Дети: Огнетушителем.
Воспитатель: Правильно, огнетушителем (показывает огнетушитель детям).
Ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности. (знакомит детей с правилами пожарной безопасности)

1. Что же нужно сделать, если…
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его …..(водой).

2. Ребята, помните о том, что нельзя шутить с огнем.
Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен.

3. Спички не тронь, в спичках огонь.
4. Возле дома и сарая разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая для построек и людей.

5. Не суши белье над газом – все сгорит единым разом!
6. Включен утюг, хозяев нет, на простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте, утюг вы вовсе не включайте.
Запомните, дети, правила эти!

7. Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал

Воспитатель: Ребята, а кто такие пожарные?
Дети: Пожарные тушат огонь
Воспитатель: Правильно, это люди, которые борются с огнем
 
Воспитатель предлагает детям описать пожарного

Дети: Пожарный должен быть смелым, сильным, мужественным, отважным, умным, не бояться огня и дыма. А самое главное, не бояться спасать людей.
Воспитатель: Молодцы, хорошие качества назвали пожарного.
 
Воспитатель совместно с детьми рассматривают иллюстрации и описывают их.

У пожарного есть специальная одежда, которая защищает их во время пожара. Она сделана из специальной ткани, которая почто не горит. На голове у них специальная каска, на ногах прочные и удобные сапоги. В пожарной части есть специальная машина с цистерной воды, пеной, длинными шлангами, складной лестницей. Пожарные тушат пожар водой и специальной пеной.
Для того чтобы попасть в горящее здание, им помогает высокая складная лестница. Пожарная машина красного цвета, у нее есть сирена. Когда такая машина едет по улицам города с громким звуком сирены, все остальные машины уступают ей дорогу.
Иногда к делу подключаются пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий. Еще в пожарной охране работает диспетчер, на пульт управления которого поступает звонок о пожаре. Он выясняет, что горит, где горит, есть ли на месте пожара люди.
 
После рассказа воспитатель проводит с детьми физическую минутку под звуки сирены
 
Физминутка «Пожарные»
Пламя высоко взлетает, (дети поднимают руки вверх)
Дыма черного клубы, (круги в воздухе руками)
Искры в воздухе сверкают. (взмахи руками)
Все за дело! Шланг тяни (дети имитируют, как разматывают и тянут шланг)
Шланг мы дружно размотали,
Ну, огонь, теперь держись! (грозят указательным пальцем)
Без струи вода тугая. Пламя, гаснет, потухает (дети приседают)
Без подмоги обошлись.
Даже детям стало ясно,
Что с огнем шутить опасно! (грозят пальцем)
Если вдруг опять беда,
«01» звони всегда.
 
Игра «Горит, не горит»

Воспитатель: Я буду говорить вам слова по одному предмету (например, бумага, трава, снег, камень, стекло, вода и т.д.). Если этот предмет горит или воспламеняется, хлопайте в ладоши, а если не горит – тихо стойте, ничего не делая. Слушайте внимательно.
— Какие вы молодцы! А сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. Я буду каждому по очереди кидать мяч и задавать вопрос, на который вам предстоит ответить.
 
Словесная игра «Найди ответ»

  1. Как называется профессия людей, которые борются с огнем? (Пожарные)
  2. Какого цвета пожарная машина? (Красного)
  3. Почему пожарная машина красного цвета? (Чтобы ее видели издалека другие машины и пропускали ее)
  4. А для чего нужны пожарные машины?
  5. Можно ли пользоваться детям спичками?
  6. Можно ли самостоятельно включать утюг?
  7. Можно ли самостоятельно включать газовую плиту?
  8. Чем можно потушить пожар?
  9. Любой человек может быть пожарным?
  10. Если случится пожар, можно прятаться?
  11. По какому телефону нужно позвонить, если возник пожар? И т.д.

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на все вопросы! Часть пожаров происходит по вине людей, из-за невнимательного пользования пожароопасными предметами. Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом!

Использованные источники:

  1. С.В. Бурдина «Игровой дидактический материал по основам безопасности жизнедеятельности.
  2. Т.А. Шорыгина Основы безопасности.
  3. Интернет источник.