Образ учителя в российской культуре: от СССР до наших дней

2023 год объявлен в России Годом педагога, учителя и наставника — это показатель того, что фигура учителя снова становится знаковой в российском обществе. К сожалению, так было не всегда. «Педсовет» решил проследить, какими представляли педагогов в отечественных кино и книгах — от советской эпохи до современности.

Учитель в СССР: образец для подражания

С 1960-х годов в СССР практически любое кино, ориентированное на детей 12-16 лет, обязательно отражало школьную жизнь и будни учителей.

В советское время профессия учителя считалась престижной: педагог был человеком авторитетным и уважаемым. Он учил и воспитывал согласно государственным ценностям, идеологии, но при этом с душой и энтузиазмом относился к своему делу. К учителям — строгим или мягким, но любящим и болеющим за своих учеников — шли за советом, делились с ними личным и сокровенным.

Трепетное отношение к педагогам можно увидеть в таких фильмах, как «Доживем до понедельника» (1968),»Большая перемена» (1972), «Внимание, черепаха!» (1969), «Весна на Заречной улице» (1956), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988).


«Доживем до понедельника» (1968). Илья Семёнович, несмотря на внешнюю строгость и требовательность, готов с жаром защищать своих учеников. Он старается сделать уроки интересными и полезными, а для ребят он — человек, на которого нужно равняться.

На страницах художественной литературы педагоги — тоже пример для подражания. В таких произведениях, как «Уроки французского» (1973) В. Распутина, «Первый учитель» (1962) Ч. Айтматова, «Жизнь и приключения чудака» (1981) В. Железнякова, учителя — не просто «трансляторы» знаний, а интеллигентные, тонкие, чуткие наставники.

1990-е годы: неудачник

После распада СССР, в 1990-е — время преступности, вседозволенности, жажды наживы и лучшей жизни — складывается образ учителя-неудачника: человека, который работает в школе только потому, что не смог найти себя в новой реальности. Такой учитель обижен на весь мир: он ведет уроки за копейки, получая взамен нервную работу и неуправляемых подростков.

Из «светоча знаний» и «образца человека» учитель превратился в носителя никому не нужных моральных ценностей, «интеллигента», который не умеет жить.

Жизнь учителей и школьные проблемы постперестроечных 1990-х показаны в молодежном сериале «Простые истины» (1999-2003). Создатели сериала показывают педагогов, не идеализируя их, — это люди со своими проблемами, достоинствами и недостатками. Ученики часто оказываются опытнее взрослых в житейских вопросах — о «новых принципах жизни» учителя узнают от детей. Герои короткометражек С. Багирова «Равноправие» (1993) и «Рыпкина любовь» (1993) гиперболизированно демонстрируют негативные стороны педагогов: лицемерие, пассивность, глупость. В «Рыпкиной любви» образы учителей доведены до ничтожности.


«Рыпкина любовь» (1993)

В. Сорокин в рассказах «Сергей Андреевич», «Поминальное слово» (оба — 1998 год) изображает учителя с иронией. Это человек, который учит детей сентиментальным восторгам и одновременно — хищническому отношению к природе. Он не видит в этом противоречия, потому что уверен, что учить следует и тому, и другому. Педагог, потерявший ориентиры, смог вызвать у детей приязнь и любовь, но не смог вложить в них духовность, воспитать моральные качества.

2000-е годы: маргинал

Опасное время прошло, а вопросы остались. Взгляд на учителя и преподавание изменился, но не в лучшую сторону.

Учитель в этот период — изгой, отщепенец, шукшинский «чудик». Он не умеет обманывать, приспосабливаться, зарабатывать деньги. Такое поведение не вписывается в нормы времени, и педагог становится хранителем того, что уже не нужно ученикам, противоречит устройству нового мира.

Хорошо раскрывается образ учителя того времени в фильмах «Все умрут, а я останусь» (2008), «Розыгрыш» (2008), сериале «Школа» (2010). Педагоги уже не пытаются раскрыть перед учениками мир знаний, так как это вызывает лишь насмешки, отрицание и оскорбления в их адрес. Они слишком сильно отстали от современности, запутались в собственной жизни и потому, по мнению детей, не достойны доверия и уважения.

Ставший классикой роман А. Иванова «Географ глобус пропил» (2003) отражает тягостное положение учителя и жестокое отношение к нему учеников. Главный герой Служкин идет в школу только потому, что больше работать негде, а содержать семью нужно. Он не знает, как построить правильные отношения с девятиклассниками, и получается, что с одним классом учитель обращается как с близкими друзьями, даже позволяет себе с ними выпить, а с другими никак не может наладить отношения. Ученики относятся к географу, скорее, не как к учителю, а как к человеку подневольному, над которым можно посмеяться и у которого нет авторитета и влияния.

Учителя, которые не могут найти своего места в жизни, стать частью новой действительности, показаны и в рассказах Ю. Буйды «Химич» (2011), А. Геласимова «Нежный возраст» (2004).

2010-е годы: боец

Главная задача учителя в 2010-е — выжить самому и заставить учеников подчиниться своему авторитету. О таком педагоге рассказывает У. Некрасова в своем романе «Калечина-Малечина» (2018). Строгая учительница не желает влезать в жизнь главной героини-школьницы, но хочет заставить ее «полюбить» учебу, а в качестве меры воздействия выбирает угрозы.

Тема влияния на школьников, класс и возможные последствия неправильного преподавания раскрыта в фильме «Ученик» (2016): учитель должен не только знать свой предмет и передавать знания — он еще и воспитывает поколение и отдельную личность. Качество такого влияния напрямую зависит от самого преподавателя и его ценностных ориентиров.

«Ученик» (2016). Спор учительницы биологии и ученика-религиозного фанатика

Сам педагог все еще ощущает свою бесполезность, некомпетентность в новом мире. Все сомнения и страхи молодого преподавателя отражены в книге А. Гениса «Уроки чтения» (2013). Положение учителя этого времени хорошо описывается цитатой:

«По ночам я готовился к изощренным урокам, которые по утрам срывали мои ученики».

Но в 2010-е учитель уже начинает обретать почву под ногами и перестает мириться со своим бесправным положением. Назревает учительский «бунт». Да и общество начинает осознавать важную роль школы в вопросах образования и воспитания. Учителя не могут больше оставаться притесненными: они заявляют о своих правах, требуют внимания к школьным проблемам.

Учительский бунт отражен в фильмах «Училка» (2015), «Класс коррекции» (2014). В картине «Училка» особый накал создается ощущением полного бессилия педагога, которого обстоятельства вынуждают браться за пистолет и направлять его на учеников.


Учительница истории доведена до отчаяния неуважением и насмешками учеников, беспомощность вынуждает ее прибегнуть к страшным мерам.

Наше время: возвращение авторитета

Новое десятилетие готовит для учителя новые испытания, но с 2010-х отношение к педагогам изменилось. Хотя мы еще окончательно не вернулись к формулировке «учитель — это звучит гордо», теперь учитель — это человек. У него есть миссия, он интересен как личность, к нему нужно присмотреться, понять, с ним можно поговорить.

Проблемы молодого современного учителя отражены в короткометражном фильме «Сложноподчиненное» (2019). Главный герой — молодой петербуржец, устроившийся в провинциальную школу учителем литературы и русского, — отличается от стереотипного российского педагога. Он стильно выглядит, держится на равных с учениками, учит детей не шаблонным знаниям, а мысли. Молодой педагог оказывается ближе к своим подопечным, чем к коллегам, которые принадлежат другому времени и культуре. За это его и ценят дети.


«Сложноподчиненное» (2019). Учитель видит способности в своем ученике и стремится раскрыть их в комфортных для того условиях: спрашивает отрывок стихотворения на футбольном поле, в перерывах между игрой.

Идея учителя-нового героя нашего времени легла в основу сериалов «Иванько» (2020),  «Учителя» (2018). У их персонажей — педагогов — есть личная жизнь, свои проблемы и заботы, но профессия становится для них способом изменить мир, помочь детям найти верное направление и самим учиться новому как у них, так и вместе с ними.


Источник