О чем можно и о чем нельзя говорить с детьми?

Дети врут, не признают трудностей или не умеют справляться с трудными ситуациями. Повлиять на это можно с помощью разговоров

Основа здоровых отношений в семье — соблюдение семейной иерархии. Папа — на первом месте, мама — на втором (хотя многие сопротивляются этому, и я тоже в былые времена), далее дети по старшинству, замыкают домашние животные.
Мы не делимся с детьми тем, что выше по иерархии, а именно: трудностями в отношениях с супругом/ой, с родителями, с родственниками, с учителем, наставниками.

Но обсуждаем:
1. Свои провалы и успехи, сильные и слабые стороны. Точки роста/зоны развития
Польза: развивает смирение, терпение, позволяет принять себя, убирает иллюзии. Если обсуждаете точки роста, то учите не опускать руки, а искать выход в любой сложной ситуации: начиная с двойки по русскому, заканчивая конфликтом с тренером.

2. Свое развитие/обучение/трудности/новые идеи
Польза: если дети видят, что вы учитесь, развиваетесь, не всегда это дается легко, но вы не сдаетесь, — они тоже будут учиться. Развивает интерес к жизни, к знаниям, познанию мира.

3. Деньги
Проговариваем, как мы управляем нашими финансами, какие у нас цели, статьи расходов, сколько на кого тратим.
Польза: помогает убрать детский эгоизм, ребенок видит, свое место и место каждого в семье. Учится управлять деньгами. Это долгий процесс. Сейчас наш сын сам может купить себе обувь, канцтовары. С легкостью купит продукты.

4. Еще говорим про духовный путь, про ценности семьи, про работу, забавные наблюдения, книги, фильмы, которые произвели впечатление…
Но мало сейчас говорим про мечты. Хотя это важно. Поняла, что мы часто обсуждаем трудности. Не про то, что мир ужасен и все «козлы», а про то, что для меня это значит, что я могу сделать, какие уроки вынести, чему меня это учит. А в последние дни много говорили про бомжей, наркоманов, алкоголиков, тюрьмы, маты… Главное, самим не бояться вести такие разговоры.

А о чем вы готовы поговорить с детьми? На какие темы у вас «табу»?

 

Наталья Козырева (на снимке с семьей),
руководитель Академии успешного школьника