Новые СанПиН: что изменилось и как с этим жить

С начала этого года школьным и дошкольным образовательным организациям предписано руководствоваться новыми санитарными правилами СП 2.4.3648-20. Этот документ пришел на смену сразу нескольким, утратившим силу. Реакция педагогического сообщества последовала незамедлительно: учителя, воспитатели, директора образовательных организаций в отношении некоторых пунктов документа, мягко говоря, недоумевают. Чтобы выяснить, что именно стало причиной волны негатива, какие требования вызывали вопросы и шквал эмоций, мы проанализировали документ совместно с методистами, педагогами и экспертами образования. И если поначалу, как и пристало серьезным исследователям, мы пытались быть хладнокровными и невозмутимыми, то под конец выполнения этой объемной работы уже не могли сдерживать «слез и иронии». Своими наблюдениями и выводами делимся ниже и заранее приносим извинения за тон − считаем, что иного в отношении новых санитарных правил и быть не может.

«Как вы яхту назовете…», или Молодежь не молодежь, а просто дети

Изменилось само название документа. Наименование СанПиН (санитарные правила и нормы) заменены на СП (санитарные правила), а требования теперь предъявляются не к устройствам, условиям организации обучения, режиму работы образовательной организации, а непосредственно к образовательной организации, оказывающей услуги по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми. Те же правила теперь применяются и к организациям, предоставляющим услуги по проведению временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах и т. п.

Кроме того, действие требований отныне распространяется и на организации воспитания, обучения и отдыха молодежи. При этом в самом документе не дается разъяснений, какая возрастная категория понимается под «молодежью». Отметим, что в соответствии с принятым в декабре 2020 года Федеральным законом №489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», молодежью признается «группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно».

Данные противоречия, как мы все понимаем, могут привести к ощутимым последствиям и рискам для множества организаций, не имеющих ни прямого, ни даже косвенного отношения к образованию. Остается только надеяться, что все будет «исправлено» инструктивными документами министерств и ведомств.

Дефективные дорожки

Новые санитарные правила изменяют требования к покрытию внутренних проездов, подходов и дорожек на территории образовательной организации. Если ранее в СанПиН содержалось требование о необходимости асфальтового, бетонного или иного твердого покрытия, то сейчас оно исключено. В соответствии с новой версией документа:

Покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов. 

Пункт 2.2.4 Санитарных правил

Это довольно странное и нелогичное для санитарных правил требование. Кроме того, из документа непонятно, что подразумевается под «дефектами» покрытия проездов, подходов и дорожек. Никаких определений повреждений и дефектов, равно как и определения нормы, в документе не содержится.

Сложно все знать

В документе (обращаем внимание − федерального (!) уровня) есть существенные проблемы и с другой, имеющей непосредственное отношению к образованию, терминологией. К примеру, для одних и тех же объектов используются разные названия: «классная доска» в начале раздела и «учебная доска» далее по тексту:

«…Учебные доски, для работы с которыми используется мел, должны…» 

Пункт 2.4.4 Санитарных правил

Учебная и классная доска это одно и то же или нет? Вопрос, видимо, стоит адресовать авторам, знать бы только, кто они.

Более того, при прочтении создается ощущение, что составители плохо знакомы как с российской системой образования в целом, так и с особенностями организации образовательных пространств в частности. Так, в новых санитарных правилах требования к классам распространяются и на дошкольные образовательные организации. Но в отечественных детских садах классов не бывает, и это должно быть известно авторам.

Подобных нестыковок в новых санитарных правилах множество, расскажем о них далее.

Сложные перипетии интерактивного оборудования

Авторы новых правил пытаются детально регламентировать требования к интерактивному оборудованию. На наш взгляд, лучше бы они не пытались этого делать. Если в предыдущих версиях документа такие требования были минимальными или не устанавливались вовсе, то сейчас они стали избыточными и местами невыполнимыми.

При оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать ее размер и размещение, которые должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы. Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения. Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой.

Пункт 2.4.4 Санитарных правил

Мы попытались вникнуть в суть этого нововведения, и вот к каким вопросам это привело.

Во-первых, не понятно, относится ли требование «диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см» и к другим интерактивным устройствам, например, интерактивным столам? Они широко используются в детских садах и школах (например, интерактивный анатомический стол 3D «Пирогов»), но диагональ интерактивной панели стола, как правило, меньше.

Во-вторых, неясно, какие требования предъявляются непосредственно к информационным панелям? Создается ощущение, что авторы документа не знают, что интерактивный стол, интерактивная панель и интерактивная доска – это не одно и то же. Все вышеперечисленное в новых СП названо досками.

В-третьих, совершенно непонятно, как будут работать в верхней области интерактивной доски те дети, рост которых еще не позволяет дотянуться выше, чем до ее середины? К примеру, доска 88» имеет высоту 126 см, 77» − примерно 118 см, и при высоте установки в 70 см от пола (минимальное расстояние), верхняя ее часть будет располагаться на высоте 188−196 см. Таким образом, для невысокого ученика средней школы и практически для всех учеников начальных классов на доске будут «мертвые зоны», недоступные для работы.

Кроме того, требование задействовать верхнюю часть интерактивной доски исключает возможность использовать самые популярные из них, размером 77»−88». А ведь именно они массово закупались школами страны в последние годы. У этой проблемы, конечно, есть пути решения. Первый − старые доски отправляем на помойку, покупаем новые. Второй – строим лесенки или вооружаемся стремянками, взобравшись на которые ученики смогут дотянуться до верхнего края и работать так, как этого требуют санитарные правила. Нерешенным останется только один вопрос – целесообразность нового требования.

В-четвертых, что такое фронтальная стена класса? В каком документе это определено? Ответим сразу: ни в каком. А потому, дорогие учителя и директора школ, вам, судя по всему, придется обзавестись еще одним документом − «журналом по определению фронтальных стен», в котором в отношении каждого кабинета нужно будет указать, какая из стен будет считаться фронтальной, обосновывая и мотивируя свой выбор. К сожалению, более простой путь – считать фронтальной стеной ту, к которой развернуты парты, − для современной школы не годится: во многих классах парты теперь разворачивают елочкой или ставят по кругу. А разрешение установить интерактивную панель во «фронтальном углу» или центре круга, в новых санитарных правилах не предусмотрено. Да и затраты на перевешивание всех досок по всей стране никто, конечно же, не просчитал и не предусмотрел.

И последний, но очень важный вопрос. Что делать с традиционной меловой доской, размещать которую принято также на фронтальной стене? В соответствии с санитарными правилами, интерактивную доску педагог не может использовать в течение всего урока, а следовательно, когда учитель задействует в работе меловую доску, ученики будут сидеть, развернувшись в пол-оборота. Ведь размещена эта доска будет не на фронтальной стене. Можно, конечно, привнести в уроки элементы ЗОЖ, и в классе, где есть оба вида досок, таскать и переворачивать парты (неплохая тренировка для учительских мышц), но такой выход из ситуации иначе чем абсурдным назвать нельзя.

Такие разные проекторы

Разработчики санитарных правил снова продемонстрировали позицию «внедряем, не вникая в суть вопроса». Создается ощущение, что им неизвестно, какое оборудование поставлялось в школы последние годы. Или же действовали они, руководствуясь высокой целью: чтобы школы и детские сады как можно скорее избавились от того, что закупили, и обновили образовательные пространства.

Вот из чего следуют такие печальные выводы:

Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта.

Пункт 2.4.4 Санитарных правил

Разъясним: слепящий эффект возникает при использовании наиболее распространенного в силу экономичности оборудования с проекционным отношением, при котором проектор устанавливается на расстоянии 3–4 м от экрана (интерактивной доски). При использовании таких проекторов слепящего эффекта для пользователя невозможно избежать. Приведенное выше требование обязывает работать на более дорогостоящих моделях – короткофокусных и ультракороткофокусных. Но что делать с уже закупленными? Правильно, выбросить и приобрести новые. В противном случае школу ждет штраф.

Это же требование исключает возможность использования мобильных решений «проектор плюс интерактивная приставка», которые не так давно массово закупались образовательными организациями в рамках проекта «Комплекс мер по модернизации региональных систем образования» (МРСО), и в 2011–2013 годах на это было потрачено 120 миллиардов рублей. Мобильные решениях, которые благодаря МРСО теперь есть в очень многих отечественных школах, включают именно длиннофокусные модели. Что делать? Ответ смотрите выше.

Нацпроект? Нет, не слышали!

И снова налицо промах в оценке реалий отечественной школы. Невозможно не процитировать:

Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука не менее 39,6 см, планшета − 26,6 см. 

Пункт 2.4.5 Санитарных правил

Все мы помним широкоразрекламированный нацпроект «Образование», а также федеральные проекты «Цифровая образовательная среда» и «Точки роста». Но какое оборудование было рекомендовано закупать для реализации этих проектов? Вы, наверное, уже догадались, к чему мы ведем. Конечно, закупленное в рамках упомянутых проектов оборудование не соответствует требованиям новых санитарных правил. Переводим из сантиметров в дюймы: требования СП − 15,6» для ноутбуков; требования в федеральных проектах (в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения к закупкам) – ноутбуки-трансформеры с диагональю 14» для педагогов и 11« для учеников.

Электронные средства обучения – это для нас слишком сложно

С рекомендациями, касающимися электронных средств обучения (ЭСО), в новых санитарных правилах тоже не все гладко. Заметим, что авторы документа хотя бы в части времени их использования пошли по проторенной дорожке и ничего не стали менять. Хотя без курьезов не обошлось и тут.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски: для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет – 30 минут; компьютера: для детей 1–2-х классов – 20 минут, 3–4-х классов – 25 минут, 5–9-х классов – 30 минут, 10–11-х классов – 35 минут. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Пункт 2.10.2 Санитарных правил

Кажется, авторы вновь «забыли», какое именно оборудование используется в отечественных школах, и не учли интерактивные панели и интерактивные столы. Интерактивная доска работает по принципу отраженного свечения, а интерактивная панель по сути является жидкокристаллическим экраном. Значит ли это, что панели приравниваются к мониторам компьютеров? Возможно, да, а возможно, и нет − ответа в санитарных правилах не найдено. Так же как и нет в СП отдельных требований к использованию экранов отраженного свечения.

Роботы только для взрослых

И снова «на те же грабли».

Используемое игровое оборудование должно соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами, и предусматривать возможность его мытья с применением моющих и дезинфицирующих средств. Мытье игрушек и игрового оборудования проводится в конце рабочего дня и по мере необходимости.

Пункт 3.3.2 Санитарных правил

И вроде бы все хорошо – да, игрушки нужно мыть и желательно с мылом. Если бы только не одно но. Данное требование фактически исключает возможность использования в образовательных организациях электрифицированных, программируемых игрушек (например, мини-роботов Bee-Bot, Blue-Bot, Lego WeDo и т. п.), мытье которых не предусмотрено (запрещено) инструкцией по эксплуатации.

Электронные игрушки и роботы с микросхемами в детском саду? В силу нововведений санитарных правил теперь они под запретом. Или только для взрослых.

Выключаем свет и берем в руки учебник

Бурные споры, порой перерастающие в настоящие виртуальные сражения, вызвало в Сети еще одно нововведение санитарных правил − требование, касающееся одновременного использования нескольких электронных средств обучения. Остановимся на нем лишь коротко.

Отныне детям запрещено на занятиях использовать более двух различных электронных средств обучения (ЭСО). Но, к примеру, интерактивная доска работает только в комплекте с проектором и персональным компьютером, а это уж три ЭСО. Если использовать еще и систему тестирования качества знаний, то их получается уже четыре. Интерактивная приставка, проектор и компьютер – тоже три ЭСО. Выходит, что размышления о том, на какой стене располагать интерактивную доску, какого размера она должна быть и какое свечение производить, не имеют никакого смыла. Ведь в силу требования о недопустимости работы с несколькими ЭСО одновременно, использовать ее становится невозможно в принципе.

Смартфоны – это от лукавого

И еще один резонансный раздел документа − пункт 3.5.3, в котором говорится о запрете использования для образовательных целей мобильных средства связи.

По нашему мнению и мнению многих педагогов, это требование полностью перечеркивает возможность использования на уроках целого ряда привычных для детей и учителей бесплатных образовательных сервисов. Теперь под запретом QuizletLive – приложение, которое помогает запоминать информацию через игру и содержит удобные инструменты для организации работы в группах; Kahoot и Quizizz − сервисы для организации тестирования, где смартфон учащегося работает как пульт для голосования (ведь далеко не все школы могут позволить себе приобрести системы тестирования с пультами); сервисы Google, приложения по сканированию QR-кодов, отечественные сервисы Learnis.ru, МЭШ и многие другие.

Невозможным также становится программирование роботов и использование гаджетов для проведения опытов и экспериментов за пределами школьных классов.

Клавиатур много не бывает!

Еще одно удивительное новшество.

Использование ноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры.

Пункт 3.5.4 Санитарных правил

Проблема на самом деле серьезнее, чем кажется на первый взгляд. По программе Intel «1 ученик − 1 компьютер» во всем мире используются нетбуки, а также ноутбуки «2 в 1» без дополнительной клавиатуры. Аналогичные устройства поставлялись и в Россию. К примеру, в 2011−2013 годах в рамках МРСО в школы было поставлено большое количество ноутбуков и нетбуков для начальных классов. Их использование без новых затрат на приобретение портативных клавиатур становится невозможным.

При этом, как ни странно, запрета на использование планшетов без дополнительной клавиатуры правила не содержат.

Добро пожаловать… в уши

Казалось бы, что можно подвергать тщательному надзору, когда речь заходит о таком привычном для школы оборудовании, как наушники. Однако поле для деятельности авторы правил усмотрели и здесь.

При необходимости использовать наушники время их непрерывного использования для всех возрастных групп должно составлять не более часа. Уровень громкости не должен превышать 60% от максимальной. 

Пункт 3.5.10 Санитарных правил

Наш комментарий будет всего в несколько строк. Это требование не просто невыполнимо, оно по-настоящему абсурдно. Ведь на данный момент не существует устройства или приложения, позволяющего учителю установить (проверить), что громкость в наушниках учеников не превышает 60% от максимальной. Определять на глаз? Особенно это сложно представить в классе, где наушники предложно надеть всем ученикам одновременно.

Добавим, что возможность регулировки громкости в аудиоустройствах для того и создана, чтобы каждый пользователь мог индивидуально выставить комфортный для себя уровень. Да и сами аудиозаписи подразумевают настройку звука «под материал». К примеру, для того чтобы прослушать запись пения птиц, недостаточно будет и 70%, а высококачественную запись концерта в исполнении симфонического оркестра ребенку будет комфортнее слушать, сбавив громкость до 30−40% от максимальной.

Света! Нам нужно больше света!

В помещении, где организовано рабочее место обучающегося с компьютером (ноутбуком) или планшетом, необходимо предусмотреть естественное освещение и искусственное общее и местное на рабочем столе. Источник местного освещения на рабочем месте обучающегося должен располагаться сбоку от экрана персонального компьютера (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.

Пункт 3.5.15 Санитарных правил

Фактически это исключает возможность использования ноутбуков и планшетов на рабочих местах за партами и столами (исключение могут составлять специально оборудованные компьютерные классы). Требование крайне трудно реализовать уже потому, что в российских школах невозможно обеспечить электропитание, подведенное к каждой парте или столу в классе.

Кроме того, для выполнения этого требования понадобятся средства на закупку светильников местного освещения и организацию работ по обеспечению электропитания для их подключения. В какую сумму это обойдется, сложно себе представить…

Ну и, разумеется, исполнение этого пункта грозит невозможностью использовать в школах мобильные компьютерные классы, оборудование для которых массово закупалось образовательными организациями по программе МРСО в 2011−2013 гг., а также в рамках федеральных проектов в 2019−2020 гг.

А тут мы уже совсем устали…

И на сладкое. В разделе 3.5 правил установлены требования «… к реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий…»

Требования, обозначенные в этом разделе, предполагают возможность контроля их исполнения. Есть ли механизмы, устройства, алгоритмы, которые помогут школьному учителю реализовать поставленную задачу? Ответ мы все с вами знаем: их не существует.

И что в остатке?

Не беремся утверждать, что в этой статье мы отобразили все спорные требования новых санитарных правил и вопросы, которые они вызывают. Мы также пропустили очень важные моменты, связанные с тем, что данные правила зачастую противоречат многочисленным инструкциям по пожарной и прочей безопасности. Но очень надеемся, что та буря эмоций, которая последовала за принятием нового документа, не останется без внимания чиновников, и, вопреки нашему скепсису и наперекор сложившейся традиции, они прислушаются к педагогическому сообществу. Ведь именно учителям, воспитателям, наставникам и педагогам предстоит работать в соответствии с требованиями, большая часть которых ставит в тупик даже самых опытных практиков. А принимая во внимание особенности нашей правоприменительной практики, есть большая вероятность, что штрафы и наказания за несоблюдение даже абсурдных требований не заставят себя долго ждать.

Директорам же школ и педагогам хочется от всего сердца пожелать выдержки, стойкости и находчивости. Мы, работая в СМИ, а не в школе, можем лишь догадываться о масштабе абсурдности ситуаций, которые возникнут, когда вы попробуете исполнить все требования новых санитарных правил.


Источник