«Никто не забыт и ничто не забыто»

Информационно-творческий групповой проект (ученики 7 и 8 классов с родителями)


Крылова Ирина Владимировна, учитель
Михайлова Наталья Геннадьевна, учитель
Чубарова Виктория Юрьевна, воспитатель. ГКОУ ЛО «Всеволожская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы, г. Всеволожск, Ленинградская область


Патриотическое воспитание школьников актуально и значимо в условиях современной России. Ведь чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен. Он не ощущает своих корней, своей истории. Особенно это важно для умственно отсталых детей. Учащиеся коррекционной школы в силу своих психофизических особенностей испытывают большие трудности в усвоении исторических знаний, так как исторические факты не опираются на наблюдения и непосредственный опыт, картины прошлого приходится воссоздавать в их воображении. У таких детей круг общественно-исторических представлений сужен. Лишенные возможности широкого речевого общения и получения информации, эти дети не воспринимают многих явлений и событий общественной жизни. Социальный опыт их ограничивается рамками личных потребностей. Умственно отсталые дети нуждаются в осмыслении окружающего мира и происходящих в нем событий, явлений.

Поэтому важно, чтобы ребенок с ОВР почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Патриотизм применительно к школьникам с интеллектуальной недостаточностью определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства.

Цель: воспитание обучающихся с умственной отсталостью в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, формирование у детей основ социально ответственного поведения.

Задачи:
— содействовать развитию творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
— обеспечивать духовно-нравственное становление школьников;
— формировать опыт общественных отношений, умений, привычек социально-нормативного поведения;
— пробуждать чувство патриотизма и ответственности за родной край.

Кураторы проекта: классные руководители, воспитатель группы, в которой находятся дети данных классов.
 
Условия реализации:
— совместная продуктивная деятельность педагогов, родителей и учащихся;
— классные часы познавательного цикла;
— экскурсии по достопримечательностям, связанными со страницами героического прошлого времен ВОВ, с привлечением родителей.
— изучение литературных источников;
— просмотр отечественных документальных и художественных фильмов;
— праздник, посвященный Дню Победы.
 
Комментарии:

  1. У учащихся седьмого и восьмого классов низкий уровень техники чтения, и бедный словарный запас. Поэтому рассказы подбирались небольшие, с крупным шрифтом, адаптированные для начальных классов общеобразовательной школы.
  2. Ученики не владеют компьютером, не могут самостоятельно подобрать нужный отрывок из текста, им требуется постоянная помощь учителя, воспитателя или родителей.

 
Описание проекта. Проект «Никто не забыт и ничто не забыто» рассчитан на 1 год. Он состоит из следующих блоков.
1 блок «Этих дней не смолкнет слава!»
2 блок «Дети войны»
3 блок «Их подвиг бессмертен»
 
I этап. Подготовительный

Обсуждение идеи проекта, подготовка учащихся к его выполнению (выявление и коррекция необходимых умений и навыков работы); разработка перспективного плана; подбор литературы познавательного характера. Ознакомление с проектом родителей.
Был проведен мониторинг учащихся с целью выявления исходного уровня знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Дети должны были ответить на следующие вопросы:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. В каком году закончилась Великая Отечественная война?
  3. О ком из героев ВОВ ты слышал?
  4. Какие города-герои ты знаешь?
  5. За какой подвиг город Ленинград был удостоен звания Города-героя?

Результаты анкетирования показали низкий уровень информированности учащихся. Из 20 человек правильно ответили на все вопросы – 5% учащихся. Это доказывает актуальность данного проекта.
 
II этап. Основной
 
Блок 1 «Этих дней не смолкнет слава!» посвящен героической блокаде Ленинграда.

Тематика:
*Классный час с презентацией « Никто не забыт, ничто не забыто».
*Коллективный просмотр художественного фильма «Зеленые цепочки».
*Классный час « Дети – герои».
*Возложение цветов к монументу Матери-Родине на Пискаревском Мемориальном кладбище.
*Концерт для ветеранов — детей блокадного Ленинграда.
 
Блок 2 «Дети войны» посвящен подвигу пионеров-героев.

Тематика:
*Коллективный просмотр кинофильма «Орленок» (о Вале Котике).
*Чтение рассказов о пионерах-героях: Браун Ж. «Юта Бондаровская», Е. Верейская «Три девочки», Ершов Я.А. «Витя Коробков – пионер, партизан», Ю. Корольков «Партизан Леня Голиков».
*Классный час «Пионеры-герои» с зажжением Свечей памяти.
 
Блок 3: «Их подвиг бессмертен» посвящен героям Великой Отечественной войны.

Тематика:
*Просмотр художественных фильмов.
*Чтение рассказов о героях Великой Отечественной войны: С.Алексеев «Рассказы о войне», «Рассказы о полководцах»; Белозеров «Вечный огонь»
*Конкурс рисунков.
*Классный час «Их подвиг бессмертен».
*Классный час «Их именами названы улицы Всеволожска».
*Праздник с приглашением ветеранов.
 
III этап. Заключительный

Подведение итогов работы по проекту; выявление знаний, умений и навыков, полученных учащимися в ходе реализации проекта.
Проект показал, что учащиеся с интеллектуальным недоразвитием под руководством взрослых могут подбирать необходимые отрывки для сообщения на заданную тему. Дети с удовольствием выступают на классных часах и праздниках. У них появилось уважение к престарелым людям, желание помогать им. Родители стали проявлять больший интерес к школе.
Повторный мониторинг показал, что количество детей правильно ответивших на все вопросы возросло с 5% до 57%, что, несомненно, является хорошим результатом для детей с интеллектуальным недоразвитием. Ниже прилагаются некоторые фотографии.

Литература для чтения:
1. С.Алексеев «Рассказы о войне». — М.: Просвещение, 1991.
2. С.Алексеев «Рассказы о полководцах». – М.: Стрекоза-Пресс, 2005.
3. Т.Белозеров «Вечный огонь». – М.: Малыш, 1985.
4. Е. Верейская « Три девочки». – Речь, 2016.
5. Я.А. Ершов « Витя Коробков – пионер, партизан». – Крымиздат, Симферополь, 1964.
6. Ю. Корольков «Партизан Леня Голиков». – М.: Молодая гвардия, 1985.