«Никто не забыт и ничто не забыто»
Информационно-творческий групповой проект (ученики 7 и 8 классов с родителями)
Крылова Ирина Владимировна, учитель
Михайлова Наталья Геннадьевна, учитель
Чубарова Виктория Юрьевна, воспитатель. ГКОУ ЛО «Всеволожская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы, г. Всеволожск, Ленинградская область
Патриотическое воспитание школьников актуально и значимо в условиях современной России. Ведь чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен. Он не ощущает своих корней, своей истории. Особенно это важно для умственно отсталых детей. Учащиеся коррекционной школы в силу своих психофизических особенностей испытывают большие трудности в усвоении исторических знаний, так как исторические факты не опираются на наблюдения и непосредственный опыт, картины прошлого приходится воссоздавать в их воображении. У таких детей круг общественно-исторических представлений сужен. Лишенные возможности широкого речевого общения и получения информации, эти дети не воспринимают многих явлений и событий общественной жизни. Социальный опыт их ограничивается рамками личных потребностей. Умственно отсталые дети нуждаются в осмыслении окружающего мира и происходящих в нем событий, явлений.
Поэтому важно, чтобы ребенок с ОВР почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Патриотизм применительно к школьникам с интеллектуальной недостаточностью определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства.
Цель: воспитание обучающихся с умственной отсталостью в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, формирование у детей основ социально ответственного поведения.
Задачи:
— содействовать развитию творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
— обеспечивать духовно-нравственное становление школьников;
— формировать опыт общественных отношений, умений, привычек социально-нормативного поведения;
— пробуждать чувство патриотизма и ответственности за родной край.
Кураторы проекта: классные руководители, воспитатель группы, в которой находятся дети данных классов.
Условия реализации:
— совместная продуктивная деятельность педагогов, родителей и учащихся;
— классные часы познавательного цикла;
— экскурсии по достопримечательностям, связанными со страницами героического прошлого времен ВОВ, с привлечением родителей.
— изучение литературных источников;
— просмотр отечественных документальных и художественных фильмов;
— праздник, посвященный Дню Победы.
Комментарии:
- У учащихся седьмого и восьмого классов низкий уровень техники чтения, и бедный словарный запас. Поэтому рассказы подбирались небольшие, с крупным шрифтом, адаптированные для начальных классов общеобразовательной школы.
- Ученики не владеют компьютером, не могут самостоятельно подобрать нужный отрывок из текста, им требуется постоянная помощь учителя, воспитателя или родителей.
Описание проекта. Проект «Никто не забыт и ничто не забыто» рассчитан на 1 год. Он состоит из следующих блоков.
1 блок «Этих дней не смолкнет слава!»
2 блок «Дети войны»
3 блок «Их подвиг бессмертен»
I этап. Подготовительный
Обсуждение идеи проекта, подготовка учащихся к его выполнению (выявление и коррекция необходимых умений и навыков работы); разработка перспективного плана; подбор литературы познавательного характера. Ознакомление с проектом родителей.
Был проведен мониторинг учащихся с целью выявления исходного уровня знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Дети должны были ответить на следующие вопросы:
- Когда началась Великая Отечественная война?
- В каком году закончилась Великая Отечественная война?
- О ком из героев ВОВ ты слышал?
- Какие города-герои ты знаешь?
- За какой подвиг город Ленинград был удостоен звания Города-героя?
Результаты анкетирования показали низкий уровень информированности учащихся. Из 20 человек правильно ответили на все вопросы – 5% учащихся. Это доказывает актуальность данного проекта.
II этап. Основной
Блок 1 «Этих дней не смолкнет слава!» посвящен героической блокаде Ленинграда.
Тематика:
*Классный час с презентацией « Никто не забыт, ничто не забыто».
*Коллективный просмотр художественного фильма «Зеленые цепочки».
*Классный час « Дети – герои».
*Возложение цветов к монументу Матери-Родине на Пискаревском Мемориальном кладбище.
*Концерт для ветеранов — детей блокадного Ленинграда.
Блок 2 «Дети войны» посвящен подвигу пионеров-героев.
Тематика:
*Коллективный просмотр кинофильма «Орленок» (о Вале Котике).
*Чтение рассказов о пионерах-героях: Браун Ж. «Юта Бондаровская», Е. Верейская «Три девочки», Ершов Я.А. «Витя Коробков – пионер, партизан», Ю. Корольков «Партизан Леня Голиков».
*Классный час «Пионеры-герои» с зажжением Свечей памяти.
Блок 3: «Их подвиг бессмертен» посвящен героям Великой Отечественной войны.
Тематика:
*Просмотр художественных фильмов.
*Чтение рассказов о героях Великой Отечественной войны: С.Алексеев «Рассказы о войне», «Рассказы о полководцах»; Белозеров «Вечный огонь»
*Конкурс рисунков.
*Классный час «Их подвиг бессмертен».
*Классный час «Их именами названы улицы Всеволожска».
*Праздник с приглашением ветеранов.
III этап. Заключительный
Подведение итогов работы по проекту; выявление знаний, умений и навыков, полученных учащимися в ходе реализации проекта.
Проект показал, что учащиеся с интеллектуальным недоразвитием под руководством взрослых могут подбирать необходимые отрывки для сообщения на заданную тему. Дети с удовольствием выступают на классных часах и праздниках. У них появилось уважение к престарелым людям, желание помогать им. Родители стали проявлять больший интерес к школе.
Повторный мониторинг показал, что количество детей правильно ответивших на все вопросы возросло с 5% до 57%, что, несомненно, является хорошим результатом для детей с интеллектуальным недоразвитием. Ниже прилагаются некоторые фотографии.
Литература для чтения:
1. С.Алексеев «Рассказы о войне». — М.: Просвещение, 1991.
2. С.Алексеев «Рассказы о полководцах». – М.: Стрекоза-Пресс, 2005.
3. Т.Белозеров «Вечный огонь». – М.: Малыш, 1985.
4. Е. Верейская « Три девочки». – Речь, 2016.
5. Я.А. Ершов « Витя Коробков – пионер, партизан». – Крымиздат, Симферополь, 1964.
6. Ю. Корольков «Партизан Леня Голиков». – М.: Молодая гвардия, 1985.