«Но стоит ли былое вспоминать…»

Классный час в форме устного журнала для 8-11 классов


Карпова Светлана Вячеславовна, учитель истории и обществознания Бархатовской СОШ, филиала МАОУ Исетской СОШ № 2, с. Бархатово, Тюменская область


 

Цель мероприятия: воспитание творчески активной личности, имеющей твердую мировоззренческую позицию.

Задачи:
— организация и помощь в поиске родных, отдавших свои жизни за Родину;
— создание атмосферы сотрудничества для совместной работы с родителями по поиску родственников, воевавших в годы Великой Отечественной войны;
— изучение истории войны на краеведческом материале;
— формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

Предварительная подготовка: подбор музыкального сопровождения классного часа, видеофрагментов о начале и окончании войны. Написание писем воевавшим родственникам, сбор информации о родственниках.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фонограммы песен, слайды о войне, видеоролики, стенд с фотографиями героев войны.
 
 
Ход мероприятия:
 
Показ видеоролика «Я не видел войны»

Учитель: Мы не видели войны, но память о ней еще долго будет жить в нашей стране. А для этого нужно, чтобы дети знали о ней. Сегодня мы приглашаем вас на разговор, который посвящен великому празднику – Дню Победы.
 
1-я страница «Что ж, война как война»
 
Использование презентации. Звучит сообщение о начале войны Левитана
Учащиеся одеты в костюмы: юноша в шинели, девушка в роли матери

Сын: Шинель с непривычки длинна. Мама, ты плачешь? Не надо.
Мать: Я знаю. Что делать – война. Во сколько твой поезд?
Сын: Скоро. Видишь зеленый свет? Веришь, вернусь очень скоро.
Мать: Верю, сыночек. Нет, ты не прощайся надолго. Ты у меня один, ты береги себя только…

— Кто знал тогда, в июне 1941–го, что придется ждать 1418 дней и ночей возвращения родных и близких, что впереди ещё 1418 дней и ночей страданий, мук, побед, смертей и воскрешений, и что 1418 дней и ночей вся страна — от Курил до Карпат — будет жить в ожидании победы. И что победу эту выстрадает советский народ так, что ужаснется человечество, преклонится перед великим народом, но всё это будет потом, а пока…
Задумайтесь над этими цифрами. За первые три недели военных действий армия агрессора продвинулась вглубь страны на 350-600 км. Скупые данные статистики, но ведь за этими цифрами стоит горечь, стыд, позор, боль, осознание того, что скоро сюда, в наши деревни, сёла, города придет враг. Жестокий и беспощадный.
 
Стихотворение М. Джалиля «Варварство»
Читает ученица. На экране видеоролик
 
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

— Война подступала к Москве. В районе города Калинина сражались, защищая город, наши земляки. В этой операции принимала участие 29-я армия, в составе которой 246-я дивизия, состоявшая на две трети из наших земляков: жителей Тюменской области – воинов, которым не суждено было вернуться.

Страница вторая: «Кречет» на поле боя
 
Весной 2001 г. впервые в составе областного поискового отряда «Кречет» (командир Ковалевский Андрей Викторович) поехали наши ребята.
 
Показать презентацию «Кречет»

Было трудно, потому что повсюду ржавые снаряды, гранаты, патроны. Только третий день принёс удачу. Ребятам нужно было поднять бойца РККА. Они уже знали, где примерно он был похоронен, но всё-таки пришлось долго искать это место. Обнаружив два провала, решили раскопать один из них. Увы – безуспешно. Оказалось, что это просто прямоугольная яма. Значит второй провал – могила. Выкопав яму около 2-х метров глубиной, наткнулись на кости. Впервые они держали в руках человеческие останки, да еще, как ни странно, с мясом. Но дальше их ждало ещё большее потрясение: откопав из песка череп, увидели прекрасно сохранившиеся волосы, а в самом черепе – мозг.

Все, до единой косточки, ребята бережно подняли и повезли на базу. Вечером Андрей Ковалевский рассказал, что этот боец был лётчиком и служил лейтенантом, за подвиг удостоен звания Героя Советского Союза.
Это было только начало. Всего из нашей школы стали бойцами «Кречета» 18 человек. Областной поисковый отряд «Кречет» уполномочен выполнить особой важности задание. Это задание можно назвать боевым. Ребята ежегодно выезжают на места давних боёв Великой Отечественной. Едут туда, где в жесточайших сражениях зимой 1941-1942 гг. полегли тысячи солдат-сибиряков.

Бойцы «Кречета», ребята сегодняшней России, нынешние сибиряки, возвращают имена пропавшим без вести бойцам Красной Армии. На нашей встрече присутствуют бойцы отряда, наши одноклассники – Богомолов Дмитрий и Манаков Григорий.

Рассказ Григория и Дмитрия. (5 мин). Отвечают на вопросы.
 
-Зачем вам это нужно? Что вы чувствовали на поле того давнего боя?

Как-то на пресс-конференции кто-то из журналистов спросил наших ребят: «Может, не стоит ворошить останки, пусть лежат, присыпанные землей. А если при раскопках что-то и брать, то оружие, каски и прочее». Разгорелся спор. А как думаете вы?
 
Обращение к учащимся:
 
— А как вы относитесь к деятельности таких поисковых отрядов?
— Считаете ли вы это нужным делом?
— Может, не нужно подвергать ребят таким тяжелым психологическим испытаниям?
— Ради чего они делают это?

Работа с учащимися, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения по этому поводу.

В презентации показать захоронение. (Кречет)

Спят мальчишки в сиянии звёзд…
Им семнадцать! Навечно семнадцать!
Им не встать из-под белых берез,
Из-под алых рябин не подняться.
Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага, под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят,
Будьте этих мальчишек достойны!
Спят мальчишки под сенью берез,
Навсегда твердо сомкнуты губы, —
Не видать им ни солнца, ни звезд –
Тише пойте, армейские трубы!

Страница третья «Мои близкие»

— В каждой российской семье были те, кто воевал, кто хлебом кормил армию, и кто делал мины на военном заводе. Знаете ли вы о своих близких, которые все отдали этой великой победе?

Спросить у ребят о родственниках. Учащиеся рассказывают о своих родных, которые работали в годы войны в колхозах, на заводах, участниках войны.

Оля К. рассказывает о своих родственниках
Презентация «Мои родственники»

Страница четвертая «Письмо деду»

Вам было дано задание: написать письмо своему семнадцатилетнему прадеду. Прочитайте отрывки из писем.

Читают отрывки из своих писем. Письма писали на листах, которые сворачивали потом в треугольники. Учащиеся отвечают на вопросы.

— Тогда, во время войны. все люди поднялись на защиту своей страны. Почему?
— Что такое патриотизм? Можно ли его сформировать и как?

Объявление Левитана об окончании войны

— Почему наши деды и прадеды победили в этой войне?

Отрывок из поэмы Вячеслава Дуликова
Почему победили,..
Что напрасно гадать,
Потому, что любили
Нашу Родину – мать.
Ну, а если иначе,
Чтобы было ясней,
Мы любили Отчизну
Больше жизни своей.

— Сегодня вновь заговорили на государственном уровне о формировании национальной идеи.

Беседа с участниками, учащимися

— Что вы можете предложить в качестве такой идеи?
— Как вы считаете, нужно ли помнить о той далёкой уже войне?
 
Страница пятая «Память»
 
Показ видеоролика «Международная акция «Свеча памяти»
 
Стихотворение Б. Дубровина (читает ученик)
Мы помним, чтим поклоном низким
Всех, кто войну не пережил.
И тех, ушедших в обелиски,
И тех, кто вовсе без могил.

Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.
Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.

Глянь на живых, пока они живые…
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну.

Везде прошли истории солдаты.
Могучие, везде шагали вы
Сквозь гром войны, невзгоды и утраты,
Пред смертью не склоняя головы.

Вы в битве Родину спасли,
Преодолели все преграды,
Спасибо вам от всей земли,
За все спасибо вам, солдаты!
 
Звучит песня «От героев былых времен…»
Презентация «Песня»
 
Учащиеся зажигают георгиевские свечи. Объявляется минута молчания, в память о погибших в годы Великой Отечественной войны.

Список литературы:

1. Агапова И.И. Классные часы в 11 классе. М.: Просвещение.2015.
2. «Великая Отечественная война» Москва. Издательство политической литературы 1985г.
3. Великая Отечественная Война:1941-1945:Энциклопедия для школьников/сост. И.А. Дамаскин, П.А.Кошельков-М.:ОЛМА-ПРЕСС,-2001.-447 с.:илл.
4. М. Джалиль «Варварство» https://rustih.ru/musa-dzhalil-varvarstvo/ 
5. Б. Дубровин «Мы помним, чтим поклоном низким» Великая Отечественная. Стихотворения и поэмы в двух томах. Том 1. Москва, издательство «Художественная литература», 1970 г. С. 247.
6. Вячеслав Дуликов Отрывок из поэмы http://www.stihi.ru/2017/03/09/2083