Молодые учёные: как изменить школу, чтобы дети любили учиться

Какой должна быть школа, чтобы дети хотели учиться? Зачем в школе заниматься наукой? И как дети решают стать учёными?

Учёные видят школьное образование не так, как учителя по информатике, физике и биологии. Они знают, как можно сделать процесс обучения интересным и продуктивным, и уже делают это в пределах внешкольного образования, например, в образовательном центре «Сириус» в Сочи.

Как должно измениться образование в школе, чтобы дети любили учиться и даже шли заниматься наукой? Мы решили узнать личное мнение молодых учёных из Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН (ИБХ РАН), которые вместе с коллегами организовали и провели биологическую смену для талантливых детей в «Сириусе».


Показать настоящую науку

Алексей Пахомов
кандидат химических наук, руководитель Группы флуоресцентных красителей для биотехнологии ИБХ РАН

 

Я не могу сказать, что хорошо учился в школе, потому что уделял большое внимание только химии, которая мне нравилась.

Думаю, чтобы заинтересовать детей учёбой, нужны практико-ориентированные курсы, которые позволяли бы закреплять изучаемую теорию. К нам в институт приходят третьекурсники, чтобы написать курсовую, и только в ходе работы в лаборатории понимают, зачем два прошлых года зубрили книжки о строении клеток и взаимодействии молекул.

Студенты делают выбор узкой специализации во многом случайно, а хотелось бы, чтобы они целенаправленно шли в лабораторию и оставались здесь работать. Это осуществимо, если знакомить ребят с некоторыми аспектами науки ещё в школе: ученику необходимо как можно раньше дать понять, каков механизм проведения экспериментов и написания научных статей.

Понятно, что это выходит за рамки существующей сегодня школьной программы. Но, как показывает практика, интересующиеся дети с лёгкостью усваивают, к примеру, методы генной инженерии и фотофизики… На занятиях мы делали несложные опыты, и, хотя мы не совершили каких-то открытий, я видел у детей блеск в глазах и неподдельный интерес к экспериментальной работе.

Флуоресцентные красители в руках юных исследователей. Фото: Алексей Пахомов

 

У школьников и их родителей при поступлении на естественнонаучные факультеты возникает вопрос: а чем ты будешь заниматься, когда закончишь университет? У многих он остаётся без ответа, в результате нередко можно встретить менеджеров по продажам мобильников, риэлторов, страховых агентов, IT-специалистов с дипломом химфака, биофака или другого естественнонаучного факультета.

Практические занятия в условиях, приближенных к настоящим лабораториям, должны помочь сделать осознанный выбор.

Естественно, такую программу нельзя вводить в школы, а курсы — это хорошая альтернатива. Однако они нужны именно тем школьникам, которые определились с профессией, увлеклись, например, естественными науками. Помогать с этим трудным выбором могут педагоги. Если в школе есть хотя бы один педагог, который готов показывать детям, что такое настоящая наука, всё, что ему нужно — это финансирование на создание школьной лаборатории. Но если даже школа не выделит деньги, а это минимум 5 миллионов рублей, увлечённые педагоги смогут помочь ребёнку познакомиться с настоящей наукой.


Ввести инженерный подход и пользоваться интернетом

Даниил Павленко
технолог Опытного биотехнологического производства ИБХ РАН

 

После начальной школы я сдавал экзамены для поступления в один из профильных классов — гуманитарный или физико-математический. В результате я проходил в оба класса и решил выбрать физмат, хотя многие мои друзья предпочли гуманитарный. Школа меня особо не интересовала, а серьёзно я взялся за учёбу только в институте, когда на втором курсе выбирал кафедру. Самый большой проходной балл был установлен на кафедре биотехнологий МИТХТ (сейчас — Московский технологический университет), я пошёл туда.

Я практик, и думаю, что школьникам не нужны скучные вузовские предметы — статистика или основы планирования экспериментов, — хотя они составляют научную базу.

Можно заинтересовать человека книгой, а можно предложить сделать что-то своими руками. Уверен, многие согласятся на второе предложение с большей охотой, поэтому в обучении нужен инженерный подход.

Начинающим инженерам не обязательно иметь глубокие знания о предмете, с которым они работают, важно другое: знать, из чего он состоит и как правильно стыковать детали этого предмета. После того, как ребята освоят базовые навыки конструирования, среди них обязательно появятся те, которым этого станет мало, они захотят узнать, как устроены отдельные модули конструкции, чтобы усовершенствовать её. Тогда школьники начнут разбираться в строении модулей и собирать в итоге что-то своё.

Вот таким детям уже нужны фундаментальные знания по теме, с такими детьми стоит работать на специальных курсах, в образовательных центрах, чтобы помогать им пойти дальше школьной программы.

Я считаю, что инженерная база в школах уже хорошо развита: есть 3D-принтеры и паяльные станции, есть специалисты. Но если такой базы нет, и школа не дает нужные навыки, существуют интернет-платформы, вроде YouTube, которые позволяют тебе их освоить. В современном мире знать, где достать новое знание, не менее важно, чем умение что-то делать.

Принцип работы многих инженерных решений можно продемонстрировать в живую.

Источник: wiki

Тем более будет проще тем, кто является управленчески-грамотным человеком, то есть обладает такой методологией обучения, которая позволяет ему войти в любую новую область и самому разобраться в ней. Например, если вы хотите научиться рисовать, вам нужно вовремя понять, что в этом деле требуется умение задействовать правое полушарие головного мозга, отвечающее за образное мышление и воображение, и освоить способность перестраиваться с логического мышления на образное.


Научить учиться

Антон Чугунов
кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Лаборатории моделирования биомолекулярных систем ИБХ РАН

 

Я ходил в школу в маленьком посёлке Менделеево, недалеко от Зеленограда, и учился на «четвёрки». Но в шестом классе мне перестали снижать оценки за почерк, и я стал непробиваемым отличником.

Мои родители поняли, что с этим нужно что-то делать, и отправили меня в Зеленоград, в физмат-школу. Первое полугодие стало для меня самым сложным периодом в учёбе за всю мою жизнь. Я изучал не меньше шести разновидностей математики и делал домашнюю работу с обеда до полуночи. Но потом незаметно стало проще. Примерно в это же время меня почему-то стихийно заинтересовала биология, я прочитал все тематические книги в доме от детской энциклопедии серии «Аванта+» до «Биологии» Вилли и Детье.

Я считаю, что уже в школе человек должен осознать себя как отдельную личность, приобрести умение работать для себя, а не из-под палки, увлечься чем-то сам.

Например, кто-то посоветовал тебе прочитать книгу или журнал, ты пришёл домой и начал читать. И даже когда мама велела идти спать, ты не слушаешься, а сидишь и читаешь. Думаю, что люди стали бы счастливее, если бы можно было одарить их таким качеством, но, к сожалению, я не знаю, можно ли сделать это специально и как.

Однако, как мне кажется, самое главное, что может дать школа, — это научить учиться. Те, кому удаётся приобрести такой навык, легко могут идти дальше, потому что без способности и желания к познанию мира человек навсегда застывает в прошлом, отбрасывается к средневековым формациям.

Здорово, если в школьные годы человек начинает читать, когда хочет, а не когда мама сказала. Источник: pixabay.com

«Человека нужно поддерживать»

Надежда Антипова
кандидат биологических наук, сотрудник Группы мембранных биоэнергетических систем ИБХ РАН

 

В начальной школе я была совершенно далека от науки — занималась спортом, а оценки мне ставили за хорошие результаты кроссов вокруг Кремля. Я родилась в бедной семье и детство проводила в деревне Дворяниново Тульской области. В моей общеобразовательной школе учителя и ученики смеялись надо мной по разным причинам, поэтому мне очень не хотелось учиться в своей школе.

Моё детство связано с удивительным местом — музеем-усадьбой тульского энциклопедиста, философа и учёного Андрея Тимофеевича Болотова. Я росла в этом музее, читала книжки, помогала полоть грядки, а моей соседкой по слободке была известная во всем мире художница Татьяна Григорьевна Назаренко.

Андрей Болотов, учёный XVIII века, который способствовал решению Надежды Антиповой стать учёным в XXI веке. Источник: http://lib4all.ru/
Таким образом, моё детство вобрало в себя культурный пласт окружающих меня вещей и людей, и мною случайно овладело искусство самосовершенствования.

Однажды я увидела людей, с которыми мне было легко и приятно общаться, они учились в химическом лицее города Тулы, и решение туда поступать было принято мной однозначно. Благодаря своему широкому кругозору у меня получилось сдать экзамен по обществознанию на высокие баллы, но математика была провалена. Мне пришлось сбежать из спортивного лагеря, научиться решать задачи и сдать математику.

В первый год в лицее я была на самом низком уровне по успеваемости, но трудилась и старалась — мне было интересно, а за компанию с прекрасными людьми я посещала олимпиады и летние школы. Благодарю потрясающего учителя и гениального человека Татьяну Владимировну Максимову и считаю, что педагог может многое перевернуть в мире ребёнка и иногда просто вовремя поддержать.

Думаю, что человек может достичь невероятных высот, пусть он и не одарён, даже физиологически не подходит для какой-то работы: у кого-то память плохая, кто-то имеет ДЦП или синдром Дауна. В каждом человеке есть что-то важное, нужное и уникальное, главное — не убить стремление познавать. В этом может помочь школа, она должна уделять внимание развитию каждой личности.

Школа — это целый мир, в котором ребёнок должен быть услышанным, и, как в любом
обществе, в школе должно быть две важных вещи — уважение и поддержка.