Критическое мышление. Учим детей работать с информацией

Критическое мышление – одна из ключевых компетенций в современном мире. Мы беспрерывно получаем информацию, которая постоянно обновляется и, зачастую, содержит множество фейков, лжи или просто розыгрышей. Иногда на розыгрыши попадаются даже СМИ с серьезной репутацией, чего стоят только из раза в раз повторяющиеся истории, как то или иное уважаемое издание приняло за правду новость с сатирического портала Панорама. Умение анализировать информацию и работать с несколькими источниками – один из важнейших навыков для развития критического мышления, так необходимого всем нам. Давайте ознакомимся с опытом педагогов из США, которые рассказали, как они обучают детей работе с несколькими источниками информации.

Когда ваши ученики читают, просматривают и слушают материалы из нескольких источников по теме или проблеме, работают ли они с каждым источником отдельно? Просто собирают обрывки информации или же ее синтезируют?

Учащиеся могут не осознавать, что им нужно анализировать источники, чтобы начать глубже понимать и разбираться в проблеме. Они могут также не понимать, что им нужно следить за обобщением информации, задавая такие вопросы, как «Что нового я узнал?» и «Как эта информация подтверждает или опровергает то, что я узнал из предыдущих источников?»

Крайне важно, чтобы мы учили школьников, как это делать.

Марта, педагог начальной школы Уильяма Хэтча в Оук-Парке, штат Иллинойс (США), рассказывает о своем опыте работы со Стивом Перкинсом, учителем четвертых классов и консультантом по вопросам грамотности (США), и его учениками, изучавшими американскую революцию. Учащиеся проводили индивидуальные исследования по конкретной теме, связанной с этим историческим периодом. Стив и Марта хотели, чтобы в ходе исследований их ученики работали с различными источниками.

Пелагоги намеренно планировали процесс так, чтобы помочь учащимся приобрести опыт обобщения информации из своих источников так, чтобы ученики начали понимать, как осмысливать информацию из нескольких источников, которые могут содержать разные точки зрения.

Их план включал постановку четких целей для чтения-просмотра-прослушивания разной информации, организацию источников таким образом, чтобы учащиеся могли легко получить к ним доступ, использование базовых текстов для формирования необходимого учащимся типа мышления, и творческую переработку основных стратегий.

Ниже приведены педагогические подходы, которые они сочли полезными.

Научите учащихся ставить четкие цели при чтении нескольких источников

Стив и Марта хотели, чтобы ученики разработали свои собственные вопросы для исследования. Они учили их, как искать повторяющиеся подтемы во время чтения, просмотра и прослушивания информации. В каком-то смысле они учили детей следить за смыслом, когда они работали с каждым из дополнительных источников, спрашивая:

  • Является ли эта информация новой? Или я уже читал об этом в другом источнике?
  • Если я уже читал по этой подтеме в другом источнике, чем новая информация похожа или отличается?

Как только учащиеся выделили похожие подтемы (по определенной теме) в нескольких источниках, изучение этих подтем становилось целью их дополнительных исследований. Например, если ученик замечал, что несколько авторов описывают колонистов, участвовавших в первых сражениях революции при Лексингтоне и Конкорде, то это становилось вопросом для дальнейшего исследования: что я узнаю о воевавших там людях?

Создайте базу данных источников

Марта и ее коллега использовали созданный Стивом блокнот с несколькими источниками, подобранными по вопросам, связанным с американской революцией. Например, есть подборка о короле Георге III, Законе о сахаре и Бостонской резне в 1773 году. Создание базы источников имеет множество преимуществ.

Прежде всего, источники систематизированы и будут легко доступны учащимся с разными способностями, можно использовать различные источники, включая традиционные тексты, а также видео и инфографику. Кроме того, в базе могут быть тексты разного уровня сложности.

Хотя мы стремимся, чтобы учащиеся в конечном итоге находили информацию самостоятельно, но список источников, которые уже были проверены и подготовлены учителем, может послужить учащимся ориентиром для самостоятельного поиска типов источников.

Привлекайте учащихся к совместному мышлению по нескольким «базовым» источникам

В то время как ученики в классе занимались исследованием связанных с американской революцией подтем, они также услышали несколько прочитанных учителем вслух текстов на эту тему и посмотрели вместе короткие видеоролики.

На своих мини-уроках Стив использовал эти базовые источники, чтобы продемонстрировать стратегии, например, как определить основную идею и вспомогательные детали, как увидеть точку зрения автора или рассказчика, и как исследовать структуру источника, а также как все это делать с разными видами источников.

Кроме того, когда Марта и Стив подходили к ребятам, чтобы обсудить с ними индивидуальные результаты, они отвечали на вопросы через призму базового источника. Подсказки для обсуждения с учащимися могут звучать так:

  • Помните, как мы определили главную мысль в этом отрывке из книги? Как можно сделать это с этим источником?
  • Как вы думаете, есть ли у этого автора основная идея, которая похожа или отличается от некоторых основных идей в базовых источниках, которые мы обсуждали? Что заставляет вас думать так?

Когда учащиеся запутались, найдите творческий способ переработать основные стратегии

Хотя к моменту, когда учащиеся уже проделали большую работу по определению основных идей, многим все еще это не удавалось. Еще больше затруднений у них возникало при попытках анализировать основные идеи из разных источников и синтезировать их.

В большинстве случаев проблема, казалось, была связана с выявлением разницы между основной идеей и вспомогательными деталями.

Марта и Стив использовали классификацию, чтобы прояснить разницу между главными и второстепенными вопросами.

  • Подборка написанных на стикерах утверждений, которые составляли основную идею и вспомогательные подробности из двух источников.
  • В ходе разбора ученики работали в малых группах и размышляли вслух о том, почему они классифицируют утверждения определенным образом.
  • Оказалось, это проясняет разницу; многие ученики также поняли, что некоторые из утверждений могут быть либо основными, либо вспомогательными в зависимости от того, как они отсортированы.

Получить глубокие знания – означает научиться синтезировать

Если мы хотим, чтобы учащиеся приобрели глубокие знания, могли свободно писать и говорить на ту или иную тему, мы должны постоянно спрашивать себя: «Что нужно моим ученикам, что поможет им синтезировать информацию из нескольких источников?»

Как только мы это поймем, то сможем ставить конкретные цели при планировании обучения. Такое обучение будет полезным для наших детей в их жизни.


Источник