Конфликт в педагогическом коллективе

Категории: Статьи

Тэги: ,

Как возникает? Как разрешить? Как предотвратить?

В любой группе людей всегда имеется почва для возникновения разногласий и конфликтов. Не является исключением и педагогический коллектив.

Поскольку конфликты нередко приводят к спорам, ссорам людей, иногда к разрушению взаимоотношений, возникает вопрос: а нельзя ли их как-то избежать? Увы, приходится признать, что даже среди двух общающихся людей не может быть абсолютного единодушия и точного совпадения взглядов по всем вопросам. Впрочем, специалисты отмечают и положительные стороны конфликтов: столкновение желаний и мнений заставляет лучше изучить возникающие проблемы, стимулирует развитие творческих подходов к их решению.

А можно ли уменьшить разрушительную силу конфликтов или даже извлечь из них какую-то пользу? Оказывается, можно, если разобраться подробнее в их «устройстве» и особенностях «протекания».

Различные конфликтологические теории, представленные сегодня в научной литературе, пытаются, прежде всего, разобраться в причинах конфликтов. Попробуем разобраться и мы, воспользовавшись концепцией профессиональных позиций, разрабатываемой московскими и пермскими учеными (С. И. Краснов, Р. Г. Каменский, В. Р. Имакаев, С. В. Шубин).

Согласно предлагаемой концепции, каждый сотрудник любой организации занимает определенную позицию по отношению к той профессиональной деятельности, которую выполняет.

Наличие/отсутствие средств и соответствие выполняемой деятельности ценностным ориентациям определяет четыре профессиональных позиции работников.

Четыре позиции работников

Позицию «ученика» демонстрируют работники, считающие свою профессиональную деятельность ценной и важной, интересующиеся и вдохновленные этой деятельностью, но имеющие недостаточно опыта и знаний, чтобы выполнять свою работу по-настоящему эффективно и качественно. Собственно, их позицию и называют условно «ученик», поскольку они постоянно стремятся узнать что-то новое, пополнить свои знания, получить необходимый опыт, читая специальную литературу, посещая курсы и тренинги. Часто эту позицию демонстрируют недавние выпускники вузов.

В любой организации найдутся сотрудники, которые саму свою работу считают наградой, занимаются ею с удовольствием, «вкладывают душу» и обычно успешно справляются со всеми возникающими профессиональными проблемами. Такую позицию авторы концепции предлагают называть «профессионал».

Есть работники, которые обладают необходимыми умениями и опытом для весьма качественного выполнения своей деятельности и которые могли бы работать лучше, чем это происходит сейчас. Но,.. за такие деньги? В таких условиях?.. В общем, особого смысла напрягаться они не видят, хотя минимально необходимый за свою ставку объем работ с приемлемым качеством, как правило, выполняют. Их позицию предлагают называть «специалист».

И, наконец, в каждой организации есть сотрудники, в общем-то, случайно попавшие на эту работу. Не слишком она им нравится, да и результативность оставляет желать много лучшего. Впрочем, они адаптировались, имеют хорошие отношения со многими членами коллектива, поскольку с удовольствием по собственной инициативе организуют неформальное празднование дней рождения, других праздников, любят поговорить о трудностях своего, например, педагогического труда. Кроме того, они знают, что любые проверки оценивают обычно не качество реальной работы, а качество заполнения всевозможных отчетов и других бумаг, поэтому содержат свою документацию в исключительном порядке. Эту позицию с полным правом можно назвать «имитатор».

Индивидуальный подход к каждой позиции

  1. Исследователи указывают, что управление сотрудниками, занимающими ту или иную профессиональную позицию, требует своего — особенного подхода. Так, «ученику» для успешной работы необходима инструкция, подробный пошаговый алгоритм действий. Тогда он гарантированно не «наломает дров».
  2. «Профессионалу» можно предоставить относительную свободу. Его имеет смысл обеспечивать всем необходимым для работы, а, кроме того, скорее всего, потребуется защищать, так как «специалисты» и «имитаторы» на его фоне смотрятся неважно, а потому стараются его «поприжать».
  3. «Специалистов» хорошо стимулирует к работе договор — от устных договоренностей до письменного трудового контракта с оговариванием всех условий труда (объем, качество, деньги и др.).
  4. А вот на «имитаторов» действуют только прямое давление, угрозы наказания, обвинение и тому подобные приемы, которые носят общее название «манипулирование».

Оказывается, несоответствующий позиции управленческий подход как раз и является причиной большинства производственных конфликтов. Например, предоставление свободы «ученику» вызывает у него ощущение брошенности «на средину реки» и оставление без помощи, а, следовательно, и серьезную обиду на «равнодушного» руководителя. Договор — пугает, так как «ученик» часто не может его выполнить в силу недостаточной пока профессиональной компетентности. Ну, а жесткая требовательность, давление сделают из «ученика» «имитатора», поскольку реальные достижения в работе он продемонстрировать не может, а руководитель требует.

Инструкции, алгоритмы деятельности, предложенные «профессионалу», только вызовут у него раздражение — с работой он и без них справляется прекрасно. Договор — смутит, он воспримет его как проявление недоверия. А вот давление и угрозы наверняка заставят поискать другое место работы.

По тем же причинам не приведут к желаемому успеху инструкции и алгоритмы, выданные «специалисту». Не подействует и предоставление относительной свободы, обеспечение — «специалист» ведь может работать, умеет, вот только не хочет, не видит смысла. Попытки заставить его работать лучше, «закручивая гайки», при помощи угроз, немедленно вызывают протест с его стороны и письменные жалобы в вышестоящие инстанции. Именно «специалисты» чаще всего пишут жалобы на руководителей, поскольку работать, как уже говорилось, умеют, могут это умение продемонстрировать, а, поэтому, не боятся проверок — знают, что пострадает, в первую очередь, руководитель.

«Имитатор» не воспользуется алгоритмами и инструкциями работы, поскольку эта деятельность ему не интересна. Не сработает и договор — «имитатор» не умеет толком работать и свои условия договора соблюдать наверняка не сможет. Обеспечение же и защиту воспримет с энтузиазмом, вот только на результатах (нулевых) работы это никак не скажется.

Таким образом, приведенная схема часто позволяет понять истоки производственных конфликтов и принять необходимые меры для их разрешения.

Разрешение конфликтных ситуаций

Не менее ценной для разрешения конфликтных ситуаций может стать более подробная информация об их «устройстве».

Как уже говорилось, любой конфликт представляет собой некоторую проблему, в связи с которой он случился. Кроме проблемы, есть еще целый набор эмоций, которые возникают у участников конфликта, сопровождают их спор и мешают конструктивно исправлять возникшую ситуацию. Часто именно эмоции приводят к разрушительным последствиям столкновения мнений. Следовательно, навыки решения проблем и управления эмоциями могут серьезно помочь и в разрешении конфликтов. Рассмотрим эти навыки подробнее.

Какие бывают проблемы? Существует множество разных их классификаций. Нам представляется удобным разделить их на: правовые, способы решения которых однозначно задаются юридическими нормами (например, нарушение сотрудником трудовой дисциплины); творческие, для решения которых необходимо использование специальных технологий, например, «мозгового штурма»; и, наконец, бытовые, повседневные проблемы, решение которых заранее никем не задано и зависит от множества уникальных особенностей данной конкретной ситуации.

Считается, что практически любую проблему можно решить, если воспользоваться следующим алгоритмом.

  1. Уяснение задачи и выбор цели (то есть фактически нужно ответить на два вопроса: что сейчас есть (происходит), но меня не удовлетворяет? как я хочу, чтобы было?).
  2. Перебор или изобретение вариантов дальнейших своих действий (можно просто дать волю фантазии и записать все, что приходит в голову).
  3. Анализ этих вариантов и выбор наилучшего.
  4. Реализация принятого решения.
  5. Анализ результатов и коррекция, исправление (если нужно) деятельности.

Используя приведенный алгоритм, мы можем решать возникающие проблемы и противоречия. Для преодоления возникающих эмоций также есть несколько соображений.

Важный навык, способствующий профилактике и конструктивному разрешению конфликтов, — умение вызывать симпатию. Что приятно большинству людей? Как правило, людям приятно, когда им делают комплименты, хвалят, льстят, говорят о том, что им нравится, что их интересует, не говорят о том, что им неприятно, делают подарки, угощают тем, что им нравится, подчеркивают их статус, внимательно выслушивают, просят совета, им улыбаются, помогают преодолевать трудности, соглашаются с их мнением и др. Очевидно, человек, демонстрирующий перечисленные варианты поведения, будет вызывать симпатию у собеседников. Симпатия, в свою очередь, не позволит вспыхнуть негативным эмоциям.

Отдельной причиной многих конфликтов является критика. Как поступить в ситуации, когда критикуют, не спровоцировав при этом конфликт? В.Г. Ромек в своей книге «Тренинг уверенности в межличностных взаимоотношениях» предлагает рассмотреть два варианта — когда критикуют справедливо и несправедливо.

Если вы считаете, что критика по отношению к вам несправедлива:
— не отвечайте хамством на хамство, внимательно выслушайте упрёки, претензии;
— переформулируйте обращенные к вам слова в нейтральные общезначимые утверждения, общие идеи, с которыми трудно не согласиться, например:
 
Критическое замечание — Возможный ответ
* Вам совершенно наплевать на людей! — К разным людям относятся по-разному
* Никогда ты мне не помогаешь! — Иногда я помогаю больше, иногда — меньше
* Вы несете полную ерунду! — Некоторые мои слова могут показаться ерундой.
* Откуда только у тебя руки растут! — Обычно руки растут из туловища

Если вы считаете, что вас критикуют справедливо:
— дайте оппоненту высказаться, выслушайте его внимательно;
— перескажите слова, с которыми готовы согласиться;
— выделите реальные единичные претензии, расспросите о них;
— переформулируйте проблемы в задачи или правила на будущее;
— постарайтесь вызвать симпатию.
Например:
Вам: Безобразие! Вы никак не можете наладить дисциплину в вашем классе!
Вы: Действительно, сегодня на пятом уроке ребята вели себя шумно. Мы помешали вам работать?
Вам: Вот именно, у меня в соседней аудитории была самостоятельная работа. Дети постоянно отвлекались на ваш шум.
Вы: Что ж, я приношу вам свои извинения. Я более тщательно буду продумывать планы уроков, чтобы времени на шум не оставалось. Спасибо, что вы сказали мне об этом, мне это очень важно.

В педагогической и управленческой практике часто случаются ситуации, когда нужно предъявить требование или выступить с критикой. В таких случаях можно воспользоваться следующим алгоритмом.

Критика, требования (вы критикуете или требуете):
— перечислите конкретно, как обстоят дела, что именно происходит и вас не устраивает;
— выразите свои чувства по этому поводу;
— выразите свои пожелания по этому поводу (что делать);
— возможно, повторите несколько раз;
— если потребуется, скажите «иначе…».
Например:
Вы: Анна Николаевна, на педагогическом совете в начале этого учебного года мы приняли правила внутреннего распорядка, согласно которым учитель должен приходить в школу не позднее, чем за 20 минут до начала урока. Вы сегодня пришли перед самым звонком, то есть опоздали. Мне очень неприятно сейчас говорить об этом, я хочу, чтобы этого не повторялось.
Вам: Извините, я еду на работу издалека, а сегодня на дороге была ужасная пробка.
Вы: Понимаю, пробки у нас на дорогах, увы, не редкость. И все же на педагогическом совете в начале этого учебного года мы приняли правила внутреннего распорядка, согласно которым учитель должен приходить в школу не позднее, чем за 20 минут до начала урока. Вы сегодня опоздали. Мне это очень неприятно, я хочу, чтобы этого не повторялось.

Похожим образом строятся похвала и, если необходимо, выговор.
Похвала:
— дружеское прикосновение (если есть контакт с этим человеком);
— глядя в глаза;
— сказать, что сделано правильно;
— поделиться, как вы довольны, что у него получилось;
— быть последовательным.
Выговор:
— описание того, что сделано неправильно;
— выражение своих чувств по этому поводу (огорчён, раздражён, встревожен, зол, обижен и др.);
— пауза;
— поддержка;
— быть последовательным (если выговор заслужен, то он высказывается, даже если в остальном всё хорошо).

Способы совладать собой


Любой человек может переживать самые разные эмоции. Эмоции гнева, раздражения, злости — нормальные человеческие эмоции, которые испытывают все люди. Первый шаг к овладению эмоциями — признать, что вы их на самом деле испытываете. В числе способов совладания — физические упражнения, требующие затрат энергии, полное глубокое дыхание, методы релаксации, проигрывание предстоящих стрессовых ситуаций заранее в голове, отвлекающая деятельность.

Управлению своими эмоциями помогает и понимание того, что нельзя прямо вызвать в себе переживание, можно только создать ситуацию (реальную или воображаемую), которая вызовет это переживание.

Известный психолог Ф.Е. Василюк отмечает, что события, вызвавшие те или иные эмоциональные переживания, хранятся в нашей памяти, в мозге — нашем мощнейшем биокомпьютере. Но он полностью в нашей власти! Попробуем припомнить неприятного человека; подрисовать ему мысленно ослиные уши, козлиную бороду, кошачьи усы, штанишки Карлсона… Включить моторчик и пусть улетит. Какие теперь эмоции он вызывает? А ведь мы всего лишь изменили картинку в своей памяти!

Вообще, изменить можно: размеры, форму (сжать, растянуть, изогнуть); перекрасить в любой цвет (и объект, и фон), добавить детали или убрать их; неподвижное заставить двигаться (заставить плясать, ползать по-пластунски и т. д.); создать звуковые эффекты (разные голоса — мужской и женский, заставить декламировать, шептать, петь, свистеть и т.д.).

Итак, мы рассмотрели некоторые важные умения и навыки, позволяющие в некоторых ситуациях избегать конфликтов, а если конфликт все-таки возник, выйти из него с наименьшими потерями. Следование описанным выше простым и очевидным схемам поведения позволяет сделает нашу жизнь, с одной стороны, легче и понятнее, а с другой — насыщеннее и интереснее.

Савченко Игорь Анатольевич, психолог