Как снимать 1 сентября в школе

Как ежегодно снимать 1 сентября так, чтобы к выпускному сделать полноценный фильм

Вам ничего не напоминает эта фотография? Уже совсем скоро во всех школах ряды родителей будут выглядеть похожими на репортерский пул, потому что все с камерами, все что-то снимают. И это правильно: сохранить на память важные вехи жизни наших любимых детей супер-ценно. Но как снимать не обрывочные кадры, которые потом и показать-то без дополнительных объяснений не получится даже остальным членам семьи, а так, чтобы через несколько лет сложить настоящий фильм к Выпускному, а можно и раньше, если появится желание и накопится хороший материал?

Ольга Татарникова — телевизионный режиссер, медиа-тренер и руководитель онлайн-школы видео и медиа-контента «Я Режиссер» http://я-режиссер.рф

Чтобы ваши кадры не оказались безвозвратным браком, из которых ничего нельзя смонтировать, нужно выполнить хотя бы три условия:

🔷 чтобы изображение не качалось и не тряслось, то есть придать ему стабильность;

🔷 чтобы планы были сняты монтажно, то есть продолжали друг друга для логичного соединения их при монтаже;

🔷 чтобы не было бессмысленных панорам – кручения камеры туда-сюда, как снимают большинство начинающих видеографов.

Основное действие, которое все снимают в этот день – это школьная линейка. Но забегая вперёд, скажу, что это не единственное, что можно и нужно снимать. Но без нее тоже не обойтись.

Еще до дня «Х» постарайтесь узнать в школе, что и как будет происходить. Будет ли линейка только на улице? Или в зале? После нее дети пойдут в классы? Где кабинет вашего ребенка? Попробуйте заглянуть в него и присмотрите себе место для съемки спиной к окну, чтобы гарантированно не снимать против света и не получить черных человечков.

Представляя примерный сценарий торжества, подумайте, что для вас важнее запечатлеть и как это лучше сделать. Свои мысли лучше записать в собственный план съемки, чтобы ничего не упустить и не забыть.

Перед началом линейки найдите подходящее место для съемки. Лучше если вы займете позицию сбоку от происходящего, чтобы вы могли, чуть развернувшись, снимать и детей, и само действо. То есть вы должны стоять не за вашим ребенком, а сбоку от него или даже напротив.

Во время торжественной части снимайте и само действо логически законченными фрагментами, и реакции ребенка. Снимайте длинными статичными планами, не водя камерой в разные стороны даже, если вам кажется это скучным во время съемки. У вас задача снять не репортаж о школьной линейке в школе номер такой-то, а снять репортаж о первом сентября в жизни вашего ребенка. Верно? Вот и помните об этом во время съемки – это подскажет вам, что важнее снять в каждый момент.

Следующее, что я вам настоятельно советую снять в этот день – это интервью с вашим школьником.

Почему советую? Потому что научившись задавать нехитрые вопросы, можно из небольшого количества материала делать полноценные фильмы. Потому что интервью обладает огромными ресурсами и малыми затратами.

И если записать отдельное интервью с ребенком после торжественной линейки здесь же в школе, по дороге домой или дома, пока у него ещё свежи эмоции, то это само по себе представляет необыкновенную ценность, которая с годами будет только расти, потому что и вам, и ему будет очень интересно увидеть, что он думал и как говорил 10 лет назад.

Это то, что сохранит на всю жизнь те ощущения, которые забудутся со временем. Это то, что будет всегда интересно смотреть.

Какие вопросы задавать?

Чтобы придумать вопросы для интервью, можно воспользоваться техникой, с которой работают все журналисты мира при событийных съемках. Стоит она на шести «китах» — шести вопросительных местоимениях: кто? что? где? когда? как? почему?

Вот какие могут получиться вопросы на их основе:

— Где ты сегодня был?

— А что ты там делал?

— Расскажи, как это происходило?

— Кто запомнился больше всех?

— Почему это понравилось тебе?

— Когда учительница сказала, что…

Ну и так далее, вариантов множество. Главное, старайтесь не задавать вопросы ребенку, на которые он может ответить односложно: «да» или «нет», только если для уточнения чего-то. Пытайтесь его разговорить, чтобы он, а не вы пересказывали, что было в школе в этот день.

Для съемки интервью найдите подходящее место не только по фону, но и по достаточному освещению. Если снимаете в помещении, то посадите ребенка лицом к окну, а ни в коем случае не наоборот, чтобы свет из окна ровно освещал его личико. Не «прилепляйте» к стене, напротив, посадите его в центре комнаты, тогда это даст глубину кадру.

Камеру хорошо закрепите, не снимайте с рук. Если нет штатива или монопода, поставьте камеру на стул, закрепите книгами или даже примотайте скотчем, если снимаете дома. В общем, проявите смекалку, чтобы добиться стабилизации камеры. И установите ее на уровне глаз ребенка, потому что если держать объектив чуть выше, то ваш герой будет смотреться слабым и легко ранимым, если ниже – надменным. Если у вас такой задачи нет, то камеру лучше держать на уровне глаз того, кого вы снимаете.

Если вы записываете интервью на встроенный в камеру микрофон, то найдите для съемок тихое место без посторонних шумов, помните, что такой микрофон одинаково фиксирует все звуки: и голос вашего ребенка, и вопли прохожих, и гул холодильника.

Фильм с интервью многограннее, он сохранит не только, кто во что был одет, а настоящие ощущения, голоса, интонации, то есть то, что действительно может увековечить этот важный день. А вот это действительно дорогого стоит. Даже добавив в фильм небольшие интервью, можно значительно повысить его профессиональный уровень даже без крутой аппаратуры.

Если делать так из года в год, то к окончанию школы у вас точно накопится материал для отличного фильма. Чего я вам искренне желаю – это настоящая семейная ценность, наличие которой в ваших руках.

С пожеланием творческой удачи и классных кадров не только 1 сентября,
Ольга Татарникова

Заглядывайте на сайт http://я-режиссер.рф — там много материалов про создание качественного видео и медиа-контента собственными руками.