Как помочь ребенку из детского дома? Станьте наставником!

Деньги, подарки или значимый взрослый — что на самом деле нужно детям, оставшимся без попечения родителей?

Подарки не в счёт

На начало 2021 года в России зарегистрировано чуть более 400 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них находятся в приемных семьях или у опекунов, а 37 000 проживают в детских домах.

Благотворительной помощью таким детям занимаются и большой бизнес, и мелкие организации, и частные лица. Помощь эта в основном материальная и сводится к регулярным пожертвованиям.

Нередко благотворители приезжают в детский дом с раздачей подарков. Но эту практику руководители благотворительных организаций не поощряют.

«Такие подарки стирают границы между чужим и не чужим. Своим детям вы говорите: „Ничего не бери у незнакомых“. А вот чему мы, получается, учим детей в детских домах: „Бери все у незнакомых дядь и теть, обнимайся с ними!“ — говорит президент благотворительного фонда „Волонтеры в помощь детям-сиротам“ Екатерина Альшанская. — Вообще у нас в культуре не принято, что детям дарят подарки незнакомые взрослые. А детдомовец к такому привыкает, и, если незнакомые дядя или тетя начинают его обнимать или что-то дарить, он воспринимает это как норму. А уже за пределами детского дома взрослые редко делают это с хорошими намерениями. Поэтому наши подопечные чаще становятся жертвами неприятных взаимоотношений».

К тому же, дети в детских домах зачастую избалованы презентами от государства и спонсоров, поэтому даже дорогими подарками их не удивишь.

«Когда мы в первый раз приехали в детский дом в Тверской области, то были в шоке. Дети выбежали к нам навстречу с криками: „Спонсоры приехали“. Мы, конечно, привезли им одежду и игрушки, но быстро поняли, что „прогадали“ с подарками. Дети были одеты лучше, чем мы, у всех телефоны, планшеты. Зато полы в главном учебном корпусе уже сгнили и дырки просто прикрывались линолеумом. „Проходите возле стеночки“, — говорила нам директор. Детские корпуса были новенькие и очень красивые. Директор рассказала, что их строительство оплатили сербские спонсоры, а на главный корпус бюджета не хватило», — рассказывает Александр о своем опыте волонтерства в 2017 году.

Психологи и руководители фондов говорят, что лучше не делать адресных переводов или подарков определенному ребенку, а пожертвовать деньги на целевой сбор — например, на обучение таких детей английскому языку, ремонт кабинетов или оплату логопеда.

Общение как помощь

Анастасия, участница программы наставничества в Московской области, увидела пост о волонтерах-наставниках и решила попробовать себя в этой роли: ей нравится общаться с подростками, она много времени проводила с племянником, с которым ей легко удавалось найти общий язык.

Программа наставничества существует в нашей стране всего несколько лет. Наставники — это взрослые люди, волонтеры, которые становятся для ребенка из детского дома старшими друзьями и советчиками. Важно понимать, что наставник не имеет никаких прав на ребенка, не является опекуном или усыновителем. Также он не получает никакого финансового вознаграждения.

По словам Анастасии, чьим подопечным стал 17-летний юноша, у детей в детских домах много проблем.

«Эти ребята травмированы, у них нет привязанности к близкому человеку, они не умеют успешно коммуницировать, договариваться. Вот для этого и нужен наставник — друг, значимый взрослый, который будет рядом в нужные моменты. Человек, который покажет, в какие моменты жизни мир не опасен, а в какие — наоборот, очень опасен. Человек, который может подсказать что-то, поделиться личным опытом, вместе проводить время», — рассказывает девушка.

Как отмечает Анастасия, у воспитанников детских домов нарушены границы — они не могут установить их по отношению к себе и соответственно не чувствуют и по отношению к другим людям. Кроме того, такие дети не приспособлены к жизни и не знают элементарных бытовых вещей. Например, о том, что чай может быть несладким, ведь в столовой-то всегда дают сладкий чай. В детских домах у ребят очень мало самостоятельности — они годами живут по расписанию и в свободное время даже не знают, чем себя занять.

«У них нет базовой уверенности в своих силах, которую могут сформировать в родной семье. Все мы приходим во взрослую жизнь с разным стартом — регионы, национальность, даже уровень личной энергии и активности. Так вот, старт этих детей усложнен максимально», — рассказывает Анастасия.

Чтобы помочь таким детям социализироваться и освоиться в «большом мире», и нужен наставник.

Как стать наставником?

Наставником может стать только совершеннолетний человек (некоторые программы берут только людей старше 25 лет), который проживает в регионе, где работает программа наставничества и расположен детский дом.

Если вы решили стать наставником, надо обратиться в благотворительный фонд, который реализует такую программу в вашем регионе. После заполнения анкеты на сайте кураторы проекта приглашают на личную встречу. До этого требуется собрать справки из психиатрического, туберкулезного и наркологического диспансеров по месту жительства о том, что вы не состоите у них на учете.

Также может потребоваться:

  • справка из ГУВД об отсутствии судимости;
  • справка от психиатра об отсутствии противопоказаний в работе с детьми;
  • справка от терапевта об отсутствии инфекционных заболеваний.

Иногда кураторы просят принести рекомендательные письма — их пишут работодатели, преподаватели или даже друзья. После этого будущий наставник проходит психологическое тестирование и серию занятий с психологом, который расскажет, с чем ему придется столкнуться.

Подбором пары «наставник — воспитанник» также занимается психолог — он определяет общие интересы, ищет схожие психологические качества.

«Подбор психологами — очень крутая история, потому что в таком случае больше шансов, что люди будут друг другу интересны и подойдут по характеру. Я слышала, что порядка 26 процентов усыновленных детей возвращают в детские дома. Мне кажется, это происходит еще и потому, что люди у нас выбирают детей, как в магазине на прилавке. Если бы ребенка подбирали психологи — наверное, процент „возврата“ был бы меньше», — рассказывает Анастасия.

Первое знакомство с подопечным проходит также в присутствии психолога. Затем встречи, которые организуются обычно раз в одну-две недели, проходят без присутствия третьих лиц и, как правило, на территории детского дома. Однако позднее можно оформить разрешение на то, чтобы на время забирать ребенка из учреждения для прогулок и путешествий.

Считается, что для установления хороших, надежных отношений между ребенком и наставником нужны регулярное общение в течение двух лет.

К чему нужно быть готовым наставнику?

В 2018 году научные сотрудники Московского психолого-педагогического университета провели мониторинг благополучия ребенка и комфортности его пребывания в детских домах среди детей от четырех до 18 лет. Он показал, что наличие наставника оказывает позитивное влияние — благополучие подростков со «старшими друзьями» выросло на 15,5 процента, а без — наоборот снизилось на 18 процентов. Также наличие наставника повышает самооценку и самоуважение. За такими результатами стоит труд наставников.

Но важно понимать, что к роли наставника нельзя относиться легкомысленно: недопустимо переносить встречу без уважительной причины, подолгу не общаться с подопечным, не сдерживать свои обещания. Более того, надо быть готовым к тому, что ребенок может не сразу пойти на контакт, а ваше общение не всегда будет безоблачным.

«Бывали и странные ситуации, когда я все-таки замечала, что этот ребенок — не совсем такой, как мой племянник. И дело не в характере — он просто другой. Искренняя радость аттракционам в 18 лет, дружба с асоциальными и агрессивными ребятами, гордость за то, что прорвался на электричку без билета — и абсолютное непонимание, почему это ненормально», — рассказывает Анастасия.

Как и большинство наставников, девушка переживала за своего подопечного и думала, что, возможно, делает что-то не так. Обычно фонды, у которых есть программы наставничества, поддерживают наставников и проводят встречи с психологами, с которыми можно обсудить проблемы, опасения и получить заряд мотивации.

Общение Анастасии и ее подопечного продолжается и сейчас — они созваниваются, и время от времени он обращается к ней за советом. Но бывают случаи, когда наставник и ребенок становятся по-настоящему близкими друзьями: например, как рассказала Анастасия, девочка из детского дома не только многому научилась, но и обрела приемных родителей, благодаря активному участию своей наставницы.

Проекты и фонды, организующие программы наставничества в России:

  1. Проект «Старшие Братья Старшие Сестры»  (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Алтайский край, Тульская, Тверская, Калининградская области).
  2. Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» (Москва, Московская область, Тульская область).
  3. Благотворительный фонд «Солнечный город» (Новосибирская, Калининградская, Иркутская области, Башкортостан, Пермский край, Нижегородская, Ивановская, Оренбургская, Кировская, Читинская, Рязанская области, Красноярский край, Томская область, Чебоксары, Алтайский край, Свердловская, Челябинская и Воронежская области).
  4. Благотворительный фонд «Хранители детства» — онлайн-наставничество по всей России.
  5. Проект «Будем вместе» (Москва, Смоленская и Ярославская области).
  6. Благотворительный фонд «Здесь и сейчас» (Москва).
  7. Благотворительный фонд «Арифметика добра» (Архангельская область).
  8. Благотворительный фонд «Надежда» (Владимирская, Костромская, Ивановская, Рязанская и Кировская области).
  9. Благотворительный фонд «Счастливые дети» (Красноярский край).

Источник