Как победить списывание на уроках

Категории: Статьи

Тэги: ,

Для школьников развитие технологий дает больше возможностей, чтобы… списать. Чего только не придумывают дети: мобильные телефоны, умные часы, беспроводные наушники. И хотя гаджеты — это не первопричина «жульничества», современные технические средства способны его побороть. Как именно — разбираемся вместе с экспертами платформы Classtime.

Почему дети списывают

Учителя борются со списыванием по умолчанию, не разбираясь в причинах. Но на деле ученики часто списывают, потому что:

  • не поняли материал;
  • сомневаются в ответе;
  • не видят цели обучения и саботируют его.

Из глобальных причин:

  1. Страх плохой оценки.

Списывание закономерно для среды, где цель образования — оценка, а ошибки не прощают. Ученик не хочет рисковать и мечтает снять с себя ответственность, освободиться от давления школы.

Кажется, что, списывая, школьник вредит только себе. Но если оценка — маркер качества знаний, то списывающие ученики попросту уничтожают канал обратной связи и, как следствие, всю структуру обучения.

  1.  Попытка освободить время.

Российские школьники одни из самых занятых в мире. Австралийская страховая компания Ozicare Insurance подсчитала, что ученики в России тратят на домашнее задание 9,7 часа в неделю. А на уроках, согласно СанПину, ученики проводят до 37 часов при шестидневной учебной неделе. В сумме это 46-47 часов — даже больше, чем рабочая неделя у взрослых (40 часов).

Списывание преумножает незнание материала, вынуждая списывать больше и больше. Вскоре ученик теряет способность учиться самостоятельно, а его скрытность не позволяет ни учителю, ни родителям помочь вовремя.

Как предотвратить жульничество

Обычно педагоги пытаются бороться со списыванием, конфискуя гаджеты и потенциальные тайники для шпаргалок. Но это борьба с симптомами, а не причиной проблемы:

«В нашей школе перед зачетом мы отбираем у детей все мобильные телефоны, снимаем электронные часы, убираем крышки от калькуляторов. Я даже прошу всех подняться, чтобы проверить стулья, чистоту рук от ладони до сгиба. Но методы списывания так быстро меняются, что не всегда успеваешь за ними уследить», — рассказывает Юлия Цыганкова, учитель физики и естествознания Мустамяэской гуманитарной гимназии Таллина.

Угроза плохими отметками на практике тоже не так действенна:

«В нашей школе действует официальное правило: за списывание работа конфискуется и выставляется „единица“. И потом учитель сам решает, даст он эту оценку исправить или нет. Но дети потом умоляют дать им возможность, просят прощения, и, конечно, идешь им навстречу», — добавляет Юлия.

Но есть и другие, менее очевидные способы победить жульничество.

  1. С помощью психологии

Избавиться от списывания можно, если создать в классе комфортную среду, избавить детей от страха наказания и ошибок. Для этого стоит:

  • оценивать не личность ребенка, а его работу;
  • не наказывать за ошибки;
  • предложить способы улучшить качество знаний;
  • создать условия для здорового отдыха.

Александр, учитель начальных классов:

«В своей работе я стараюсь идти от обратного и внушаю ребятам, что ошибки — благо. Они дают возможность развиваться, увидеть свои слабые стороны. Сложнее в этой ситуации с родителями, которые нацелены на результаты в виде отметок, хорошей успеваемости, а не на знания».

Елена Никитина, учитель русского языка и литературы, гимназия Локса (Эстония):

«Я спокойно отношусь, если вижу, что дети списывают со своих же шпаргалок: концентрация материала помогает его лучше усвоить. А запоминание для меня важно».

Следующий шаг — создать условия, в которых списывание невыгодно, а инициатива не наказывается.

«Со списыванием на своих уроках почти не сталкиваюсь. Наверное, потому, что составляю задания для учеников так, чтобы им это было не нужно. Чаще всего это задания на понимание материала и применение его на практике. Если же надо проверить определенные знания, то составляю короткие блиц-опросы с ограничением во времени. Тут или знают, или нет. Жульничать не получается», — добавляет Елена.

Владимир Половский, учитель истории в Ивано-Франковском лицее имени Николая Сабата (Украина) для непрямой защиты от списывания советует:

  • Давать ученикам задание найти нужный ответ в учебнике и указывать номер страницы. Или устроить «квест по учебнику», где детям приходится находить информацию самим.
  • Формулировать вопросы и задания таким образом, чтобы максимально усложнить прямой поиск в интернете.
  1. С помощью технологии прокторинга

В случае онлайн-обучения на помощь придет технология прокторинга. Это система, когда с помощью специальной программы за работой ученика следит особый человек, проктор. У него есть доступ:

  • к видеосвязи;
  • трансляции экрана;
  • звуку с микрофона;
  • браузеру, чтобы отслеживать открытые программы и подключенные к компьютеру ученика устройства.

С технологией прокторинга учителя и ученики, скорее всего, уже сталкивались на олимпиадах 2020/2021 учебного года. А учителя, которые проводили контрольные работы на дистанте, создавали аналог прокторинга буквально своими руками, отслеживая добросовестность учеников по видеосвязи.

  1. С помощью платформ для оценки знаний

Еще одно цифровое решение — онлайн-сервисы с защитой от списывания.

Например, Classtime — платформа, на которой учителя создают интерактивные тесты — сессии. Они предусматривают несколько форматов вопросов:

  • тестовое задание;
  • развернутый письменный ответ;
  • выбор ячейки в таблице или точки на картинке (карте или графике).

Учитель всегда видит результаты детей в реальном времени: ответ на каждый вопрос педагог получает отдельно в момент, когда он был дан учеником. После окончания сессии можно скачать pdf-файл с отчетом. Другой вариант — закрыть доступ к тесту и опубликовать результаты тогда, когда это удобно учителю.

На платформе доступны настройки, которые разработчики называют «Антисписыванием». Они позволяют ограничивать время на выполнение заданий, выдавать вопросы и варианты ответов каждому ученику в разном порядке, предоставлять доступ к контрольным только с подтвержденных ученических аккаунтов.

Для честной оценки знаний Classtime также использует геймификацию. На платформе есть две игровые механики:

  1. Правильные ответы сразу после каждого вопроса.

По мере прохождения теста этот метод, похожий на телевизионную викторину, повышает вовлеченность учеников.

  1.  Командные игры.

Это сессии с сюжетом, реагирующим на ответы учеников. Например, в одной из командных игр с каждым правильным ответом увеличивается популяция краснокнижного животного, закрепленного за командой: у кого больше особей, тот и победил. В другой — строится парк развлечений, появляются новые аттракционы и здания. Игры сплачивают команды в ситуации, где вклад каждого важен, а остаться равнодушным к ним просто невозможно.


Источник