Как избежать участи учителя-мученика

Давайте отложим в сторону клише и стереотипы по отношению к профессии УЧИТЕЛЬ. Как и все, она подчиняется Трудовому кодексу Российской Федерации. Какие права имеет работающий человек?

Любой человек, придя на работу, обязан честно и добросовестно трудиться. У него есть нормированная рабочая неделя, определенная всё тем же ТК РФ. По окончании рабочего дня он покидает свое место и с чистой совестью отправляется домой.

В случае ЧП его могут вызвать звонком. Но если он не работник МЧС, то за ним остается право выбора, отозваться на просьбу руководителей или нет.

В случае болезни логично и разумно взять больничный в целях самосохранения и охраны здоровья коллег.

В отпуске работающий человек наслаждается отдыхом на полную катушку с учётом собственных заработанных за год возможностей.

Собственно говоря, из основополагающих моментов — всё.

Реализация закона в жизни многих учителей выглядит по-другому. Государство наделяет нас огромным количеством обязанностей, при этом скупо выдавая права. Честь мундира вынуждает учителей превращать себя в жертву на педагогическом поприще. Они жертвуют своим временем, здоровьем и родными ради великой мифической цели.

Чтобы не вступить в ряды учителей-мучеников, стоит знать способы самозащиты.

  • На первом же собрании обозначьте родителям время, когда они могут выходить с вами на связь. Дайте чёткую установку, что не стоит звонить по вопросам, которые решаются и без вашего участия. Внеклассные мероприятия, предполагающие выезд, осуществляйте только в том случае, если вам лично это доставляет удовольствие. Не берите на себя родительские обязанности, а вот самих родителей в качестве помощников возьмите обязательно. Это все-таки их дети.
  • Старайтесь держаться как можно дальше от администрации и, упаси Боже, не стремитесь к дружбе с её представителями. Совершенно незаметно для себя вы попадаете в зависимость. Сказать «нет» директору-приятелю намного сложнее. Помните, что участие в субботниках — совершенно добровольное занятие. А для мытья полов в кабинетах существуют уборщицы. Привлекать к этому процессу детей не только неправильно, но и противозаконно (статья 50 Закона «Об образовании»: ««Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается»).
  • Соглашайтесь на замены уроков только в том случае, если вам хочется получить дополнительный доход, и вы при этом обладаете свободным временем и неимоверным желанием. Ваше рабочее время заканчивается максимум через 20 минут после звонка с последнего вашего урока, если не запланированы педсоветы. Научите администрацию уважать ваше время, вы совершенно не обязаны ждать начала совещания 4 часа. Умение грамотно составлять расписание входит в компетенцию завуча.
  • Старайтесь проводить контрольных и проверочных не больше, чем требуется по программе. Используйте существующие электронные ресурсы для того, чтобы ваш труд стал менее энергозатратен.
  • В свободное от работы время не решайте школьные проблемы. Встречи с друзьями-коллегами не превращайте в выездные педсоветы. Позволяйте себе хотя бы небольшие поездки, на 1-2 дня. Поверьте, при грамотном распределении финансов любой учитель может себе это позволить. Самое дорогое в жизни — это вы и ваша семья. Будьте интересны для собственных детей. Подумайте, пожелали бы вы им своей жизни? Если нет, то прекратите подавать им дурной пример. Начните сами наслаждаться жизнью.
  • Работа — это только часть жизни. Не засоряйте ею все временное пространство. Вы заслуживаете большего!

Источник