Что творится в образовании?

Мысли вслух о наболевшем

В этой статье приведу немного странную аналогию. Несколько месяцев назад я задалась вопросом, почему в образовании сейчас происходит деградация. А сравнивать мне есть с чем: работаю больше 25 лет в школе. И поиски привели меня к выводу очень неприятному, даже пугающему.

На истину не претендую, т.к. находясь внутри ситуации трудно оценить масштаб бедствия. Время, конечно, расставит всё по местам, но не хотелось бы быть одураченным сейчас. Итак, поделюсь своими мыслями. Правда, начну совсем с другой темы.

В начале 90-х, вернее, с начала президентства Горбачева в стране резко исчезли продукты и товары. Я это время помню хорошо, потому что, будучи студенткой, испытала прелести дефицита на себе. Не было в магазинах даже мыла и шампуней. После пар мы ходили по магазинам, и если видели большой хвост очереди, значит, нам туда — выкинут что-нибудь нужное.

Но мы не знали, что этот дефицит был создан искусственно. Если честно, я недавно об этом узнала: https://youtu.be/tO7HXrhHOS8

Боюсь, что и эта иллюзия деятельности, которую создают чиновники вокруг образования, приведет к необратимым последствиям. Налицо есть много признаков того, что настоящая политика направлена вредить обществу:

* Напичканные ненужной информацией учебники, в которых нет самого главного правила составления учебного материала — от простого к сложному; без этого правила не будет усвоения материала.

* Школы заваливают разными конкурсами — до 20-30% учебного времени теряется, потому что дети занимаются разными танцульками вместо серьёзного изучения предметов.

* Отдельное слово о ФГОСАх.
Что такое ФГОС, если по-простому? Это научи себя сам. Вот напиши, например, инструкцию чайнику, как себя включить. Или кастрюле, как в себе суп сварить… Ну, бред ведь! По ФГОСу учитель не должен проговаривать тему урока сам, он должен ТАК смотивировать детей (ходить вокруг да около темы урока), чтобы они сами догадались, какая будет тема. То есть я обязана каким-то образом подвести класс к теме квадратных уравнений или строения пищеварения…

* План урока по-новому должен состоять из огрооооомной таблицы, где учитель прописывает возможные вопросы и ответы, способы достижения целей данного этапа урока и прочий бред.
То есть, если вы идете, например, в магазин, кроме списка покупок записать надо маршрут, все возможные повороты и встречи (а что! а вдруг!), беседу с продавцом, возможные способы оплаты покупки, возможную сдачу и т.д. Кто до этого бреда додумался, наверное, получил уже за свою диссертацию.

* Оснащение школ. А его просто нет! Сами ремонтируем казённое здание, сами покупаем бумагу, заправляем картриджи на свои деньги, интернет тоже свой, у многих и ноутбуки свои. Проекторов нет, оборудования нет (вообще-то есть… советское), химикатов нет.

* Специалистов тоже скоро не будет. Предпенсионного возраста учителей осталось немного, а на 12-15 тысяч рублей молодежь точно не пойдет работать. Зато прошедшие 2-3 месячные курсы придут обучать! Представляете, 5-6 лет недостаточно, чтобы стать специалистом (ещё 3 года под наблюдением наставника раньше начинали работать), а сейчас можно курсы за 3 месяца пройти — и специалист готов!

 

* Рабочие программы — это нечто! Учитель весь сентябрь только и делает, что её делает. Доходит до такого маразма: вместо слова ученик вдруг понадобилось писать обучающийся. Аааа, перепечатывайте! Все 18 папок на 20 листах (с двух сторон). Или номера законов не те вписали, или … — словом, каждый год новые порядки, так что из-за чего перепечатывать будут весь сентябрь миллионы учителей, Минобразования скажет попозже, в конце сентября будущего учебного года. Да, ещё, папки должны быть в 3-х экземплярах: себе, директору и завучу. Ну а что, слабо что ли быть типографией?!

Источник: школа.ру