Бум онлайн-образования. Высшее образование больше ни к чему?

Категории: Статьи

Тэги:

Растут объемы инвестиций в цифровые образовательные проекты и EdTech-стартапы. Обзор финансовой составляющей взрывного роста заставляет людей даже задаваться вопросом, каково в конкурентной среде офлайн-вузам и другим учебным организациям. Размышлениями на эту актуальную тему с нами поделился Виткин Владимир Владимирович, заместитель начальника департамента открытого образования ИТМО (Институт теории и методов обучения, прим. ред.), ответственный исполнитель разработки государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда».

Исследователи озвучивают довольно впечатляющие цифры: многомиллиардные сделки и инвестиции, кратное увеличение аудитории, рост суммарного количества академических часов, которые пользователи тратят на получение новых знаний в формате онлайн. Суммарная выручка топовых EdTech-компаний (по данным Smart Ranking) во втором квартале этого года составляет более 15 миллиардов рублей. Это на четверть больше, чем в начале года и в два раза больше, чем в тот же период прошлого года.

Стремление населения к образованию — отличный тренд. Но так ли все гладко для онлайн и действительно ли «обычное» высшее образование включилось в битву за учащегося? Есть две новости. Первая: действительно, онлайн проник в нашу жизнь уже очень глубоко, и, конечно, пандемия послужила катализатором бума. Но даже когда «ковидная история» закончится, внимание к онлайн-образованию не угаснет. Вторая: вузам рановато сдаваться. Им придется переформатировать многие аспекты образовательного процесса, но высшее образование никуда не уйдет.

У онлайн-формата есть множество преимуществ перед традиционным, они широко известны.

  • Курсы и преподаватели из любых городов и стран оказываются на экране домашнего ноутбука.
  • Есть широкий выбор масштабов и стоимости обучения: от бесплатных массовых открытых лекций до дорогостоящих практических интенсивов.
  • Возможность учебы без отрыва от текущего места учебы или трудоустройства, или получение практических навыков уже во время обучения в вузе.
  • Возможность никуда не ехать и подбирать расписание самостоятельно.

Параллельно с этим существуют проблемы высшей школы. Исследования удовлетворенности студентов в доковидный период давали нерадостную для вузов картину. В 2017 году компания Changellenge озвучила результаты опросов: 55% не устраивало отсутствие практического опыта, 41% были недовольны оторванностью от требований рынка труда, еще 36% отмечали недостаточное внимание развитию soft skills и нехватку нужных предметов в академической программе. Случившиеся в такой действительности ковидные ограничения дали онлайн-формату серьезную фору. Однако предыдущие два года показали, что платформы и курсы пока не могут выкинуть высшее образование с «поля».

EdTech-стартапы, показывающие самые впечатляющие финансовые результаты, работают в областях:

  • бизнес-образования (рост на 213% по сравнению со вторым кварталом 2020 года);
  • обучения цифровым профессиям;
  • освоения иностранных языков;
  • корпоративного обучения.

Многие из них ориентируют своих слушателей на карьерное и профессиональное развитие. Одно из самых главных маркетинговых обещаний — это успешное трудоустройство или резкий взлет карьеры после прохождения курсов. Но на этом пути возникают сложности. Платформы и курсы не могут гарантировать реальную работу. В действительности, чтобы выпускники курсов смогли трудоустроиться, нужно стечение многих обстоятельств.

Качество контента. Необходимо, чтобы курс не являлся «мотивационной пустышкой». Рынок, к сожалению, наполнен программами, которые при ближайшем рассмотрении оказываются местом, где, в лучшем случае, проходит психологический коучинг про «выход из зоны комфорта» и «ты сможешь» без передачи реальных знаний.

Продуктивное завершение курса слушателем. Если курс серьезен и эксперт дает реальные навыки, необходимо достаточное количество времени и сил, чтобы учиться. Качественные программы требуют концентрации и самодисциплины. Некоторые не справляются с совмещением текущей работы с обучением, или ошибочно выбирают слишком сложные программы, которые не могут завершить.

Преодоление высокой конкуренции. На собеседовании красивая бумага с логотипом известной платформы не станет убедительным аргументом для работодателя. Производству и бизнесу нужны опытные специалисты. Поэтому оценивают и профессионалов, и новичков: портфолио, проверочные задания, ролевые игры и т. п. «Бумага» сыграет роль только если за ней стоят настоящие навыки, а они не появляются автоматически вместе с сертификатом.

Если мы говорим о получении знаний, например, для расширения кругозора или повышения уже имеющейся квалификации, онлайн-формат показывает наилучшие результаты. Гарантий трудоустройства эта форма обучения не дает. Помощь — возможно, но это не «волшебная таблетка».

Работающим вариантом успешного развития событий для вуза станет не только продолжение «старых академических традиций», а еще и «прием новых правил игры». Фундаментальные основы, которыми обладают университеты, могут стать отличной осью, на которую можно нанизать практические навыки, чтобы ответить на требования рынка труда. Вузы, развернувшие в пандемию дистанционное обучение, резко ускорили работу над созданием собственных онлайн курсов и формированием систем прокторинга для приема экзаменов: в 21 веке люди хотят учиться без географических ограничений, быстрее, с большей ориентацией на практическую деятельность. Уже возник прообраз виртуальной академической мобильности студентов и преподавателей и широкого сетевого взаимодействия университетов между собой.

В коммерческом сегменте одним из самых востребованных каналов продаж онлайн-курсов стали маркетплейсы, которые показывают разнообразие обучающих программ, а пользователь выбирает наиболее ему подходящие. Созданная еще до пандемии государственная информационная система «Современная цифровая образовательная среда» (ГИС СЦОС), приняла похожую эффективную форму. Но в отличие от маркетплейсов работает не как продавец, а как информационный помощник. ГИС СЦОС представляет собой единую витрину сервисов российского высшего образования с дополнительными свойствами. Это значит, что в сервисе можно не только получить всю информацию об обучающем курсе (лицензия, содержание программы, информация о преподавателях и даже формируемые компетенции), но и подключиться к передовым программам элитных вузов. Тут реализованы еще две очень важные кросс-информационные функции.

Информационное портфолио. Ресурсы и сервисы ГИС СЦОС хранят и синхронизируют с информационными системами ФРДО (Федеральный реестр сведений документов об образовании и квалификации), ГИА и приема (Государственной итоговой аттестации и приема) всю информацию об успехах студента. Результаты олимпиад, публикации, дипломы и сертификаты будут видны работодателю, при предоставлении ему доступа.

Возможность включения результатов курсов, размещенных на портале, в программу вуза.  Через личный кабинет в ГИС СЦОС студент может подать заявку на перезачет или увидеть список вузов, где данный курс уже является перезачитываемым. А вуз, со своей стороны, может одобрять эти заявки и включать подходящие программы в свой список перезачитываемых.

Вынужденный переход вузов на дистанционное обучение во время пандемии и серьезная конкуренция с коммерческими образовательными платформами влечет за собой, по сути, полноценную реформу высшей школы, которая уже началась. Есть надежда, что и платформы будут уделять больше времени качеству контента: время требует от всех игроков EdTech-отрасли баланса качества и стоимости курсов, сочетания теории и практики. В старый формат вернуться невозможно. Но также понятно, что образование не может делиться по форме обучения (онлайн или офлайн, заочное или вечернее, курсы вузов или образовательных платформ). Оно может оцениваться лишь по своим результатам.


Источник