Беседа с родителями о заикании

Запись выступления логопеда и педагога Анастасии Петровны Осницкой (Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева) для родителей

Добрый день! Сначала хотела бы задать вам вопрос: что такое заикание? Как вы думаете, что является его причиной?

Вряд ли кто из взрослых не знает, что такое заикание, так как этот речевой дефект всегда обращает на себя внимание. Кроме этого, заикание — распространенная речевая аномалия (около 2% всех детей имеют заикание). Это сложное речевое нарушение очень мучительно, так как речь постоянно прерывается внезапными, не зависящими от говорящего, паузами, остановками или повторениями звуков и слов.

Но далеко не все взрослые знают, отчего возникает заикание и что необходимо предпринять родителям, если у их ребенка оно появилось. Мы обращаемся к вам как к родителям потому, что, как правило, заикание возникает у детей в раннем детском возрасте — от 2 до 5 лет, именно на родителей падает ответственность за своевременное устранение этого дефекта, а иногда и за его появление.

К нам часто обращаются за консультацией родители, дети которых заикаются. Всех интересуют вопросы: отчего возникает заикание, можно ли его исправить? Многие сокрушенно разводят руками: «Что теперь делать?» А между тем часто выясняется, что появление заикания у ребенка вызвали сами родители, конечно, не желая этого.

Причины появления заикания

Причин появления заикания много, но нам хочется остановиться лишь на тех, в которых вольно или невольно повинны сами родители.

Одной из самых распространенных причин возникновения заикания у детей является их чрезмерная речевая перегрузка. Конечно, родители должны заботиться о речевом развитии ребенка, но при этом никогда не следует забывать о его возможностях и возрасте. К сожалению, часто взрослые слишком много читают детям стихов, рассказов и заучивают с ними прочитанное. Причем стихи и рассказы выбирают иногда слишком сложные, трудные и для понимания и для произнесения.

Вот один пример. Молодые родители привели на консультацию трехлетнего малыша, который, по их словам, без видимых причин начал вдруг заикаться. И мать, и отец наперебой убеждали меня, что дома у них прекрасная, спокойная обстановка, ребенок всем обеспечен, никто его никогда не пугает, обращаются с ним ласково и мягко. Мальчик растет веселым, жизнерадостным, здоровым. Но вот беда — вдруг начал заикаться и очень переживает это сам.

Начинаю беседовать с ребенком. У малыша есть недостатки произношения: не может еще правильно выговаривать все звуки речи. Я прошу его рассказать какое-нибудь стихотворение. И вдруг ребенок начинает, захлебываясь, бормотать что-то невразумительное. Сначала я даже не поняла, на каком языке лепечет малыш. Потом стала различать искаженные до неузнаваемости слова «Анчара» А.С. Пушкина.

Понятно, что, как бы ни был развит ребенок, ему, трехлетнему малышу, очень трудно произнести и тем более понять: «Природа жаждущих степей его в день гнева породила…», «И мчится прочь уже тлетворный», «К соседям в чуждые пределы» и т. д.

А родители малыша гордо, счастливо улыбались, не подозревая того, что сами стали причиной появления заикания у своего сына. Они и вправду из самых добрых побуждений старались развивать речь ребенка, стремились воспитывать его на русской классической литературе. Но разве мало в нашей детской литературе доступных для его возраста стихотворений?

Родителям необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребенка ограничены: у него не развито еще в достаточной степени звукопроизношение, словарный запас беден, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые требуют от него слишком многого, перегружая его речь, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, настойчиво требуя бесконечного запоминания.

Правильно выговаривать все звуки речи ребенок может только после 4 лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. Поэтому до тех пор нельзя заставлять его произносить слова и фразы — трудные и в звуковом, и в смысловом отношении.

Переутомление от впечатлений

Не менее опасна для малышей (напоминаем, что заикание возникает от 2 до 5 лет, и поэтому речь идет именно об этом возрасте) и перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребенка.

К сожалению, многие родители (опять из стремления развивать ребенка) часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор. Посещение кинотеатра детям дошкольного возраста вообще не рекомендуется. Во-первых, потому что специальных художественных фильмов для такого возраста почти нет, а во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для дошкольников. Телевизионные передачи детям также не рекомендуется смотреть, за исключением специальных передач для самых маленьких, например, «Спокойной ночи, малыши».

После просмотра передач так же, как и после посещения кино, театра, цирка, у ребенка возникает очень много впечатлений, вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он, не владея в достаточной мере речью, захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается, снова начинает торопливо говорить. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.

Все сказанное отнюдь не означает, что совсем не нужно развивать ребенка или полностью исключить всякие посещения театра, цирка. Но делать это нужно осторожно, постоянно помня о возрастных возможностях малыша, впечатлительности и легкой ранимости его нервной системы.

Родители должны умело развивать речь ребенка

Иногда родители прибегают к другой крайности: они совсем не развивают речь ребенка, не читают ему, не просят пересказывать прочитанное, не разучивают с ним детских стихотворений, очень мало разговаривают, не обращают внимания на его неправильное произношение, не поправляют, когда ребенок говорит неверно.

Родители в таких случаях считают, что речь ребенка должна развиваться сама собой. «Нас-то ведь никто не учил. Сами заговорили в свое время», — обычно рассуждают они. Но если речь малыша не развивать специально (не повторять с ним с первых месяцев его лепет: «тя-тя», «агу-агу»), не заучивать со второй половины первого года жизни некоторые слова, повторяя их по нескольку раз и показывая на предметы, ими обозначаемые, не требовать к году произнесения некоторых слов, то ребенок начнет отставать в своем речевом развитии, т. е. к концу первого года жизни у него не появятся первые самостоятельно произнесенные слова, а к полутора годам он не начнет говорить фразами, не сможет начать задавать вам вопросы.

В таких случаях (когда у ребенка бывает недоразвитие речи) первые отдельные слова появляются к 3 годам, а развернутыми фразами он начинает пользоваться только к 5 годам, а то и позже.

Такое отставание в речевом развитии ребенка проявляется не только в позднем появлении слов и фраз, но и в очень бедном запасе слов, нарушении грамматического строя, неправильном произношении звуков. При этом мыслительные способности ребенка превышают его речевые возможности. У ребенка не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. Поэтому в момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем переходят в стойкий дефект — заикание.

Родители должны очень умело, постепенно развивать речь ребенка. Необходимо читать ему книги (конечно, только детские, соответствующие его возрасту), потом просить пересказать основное содержание. При этом малышу необходимо подсказывать слова, задавать наводящие вопросы, показывать на картинки.

Хорошо развивает речь детей картинное лото, которое позволяет ребенку в игровой форме запомнить новые слова и произносить их. Полезно учить его рассказывать о том, что он делает в данный момент, что изображено на картинках, что он видит на улице и т. п.

Обстановка в семье

Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в отдельных семьях. Скандалы и конфликты в семье, запугивание ребенка, побои, строгие наказания, частые претензии, одергивания у нервных и впечатлительных детей вызывают заикание.

Заикание может возникнуть и в результате подражания. Постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок начинает и в собственной речи воспроизводить те же запинки. Именно поэтому нельзя «сюсюкаться» с ребёнком, он должен слышать правильные, чёткие слова.

Обычно считают, что заикание появляется в результате испуга. Поэтому родители, как правило, связывают возникновение этого дефекта речи именно с испугом. Однако испуг часто лишь провоцирует заикание, которое вследствие перечисленных факторов может возникнуть и без него.

Итак, мы перечислили наиболее распространенные причины возникновения заикания, знание которых, мы надеемся, поможет многим родителям предотвратить появление этого дефекта речи у детей.

 Родительские ошибки

А если все-таки заикание возникло? Как должны вести себя родители в таких случаях?
И в этом случае хочется предостеречь вас, родителей, от ошибок. Остановимся на наиболее распространенных, которые еще больше усугубляют дефект, дают возможность заиканию прогрессировать. Например, привела мать на консультацию ребенка — у него только что появилось заикание. Но вместо того чтобы бережно, ласково отнестись к малышу, успокоить его, взрослые начинают без конца одергивать ребенка, требовать речи без заикания.

Часто родители просто мешают вести с ребенком беседу, необходимую в случаях консультации: то начинают бранить малыша за неправильный ответ, сами подсказывают ему ответы, то требуют повторить неправильно сказанное ребенком слово. Такое «одергивание» ребенка только отрицательно сказывается на его речи, вызывая еще большее заикание.

И дома происходит подобное. Если малыш начинает говорить с заиканием, многие родители, к сожалению, немедленно делают ему замечание, иногда кричат: «Говори как следует! Не балуйся!» Наоборот, в таких случаях следует помочь ребенку, договорив за него фразу, успокоить его и незаметно отвлечь от начатого разговора, переключив его внимание на что-нибудь более интересное. Важно не акцентировать на дефекте внимание.

Да, многие родители понимают, что ребенку стало трудно говорить, особенно при посторонних. И, тем не менее, именно в присутствии посторонних они начинают предъявлять особые требования к речи ребенка: заставляют без конца говорить то «спасибо», то «здравствуйте», «пожалуйста», «можно ли это» и т. п.

Понятно, что всему этому нужно учить ребенка, но не во время проявления заикания. Сначала нужно помочь малышу избавиться от этого недуга, иначе заикание начнет прогрессировать, так как с посторонними людьми ребенку говорить труднее, и в его речи будет появляться все большее количество запинок. В это время необходимо по возможности ограничивать речь малыша, чтобы заикание не закреплялось и не становилось стойким дефектом.

Речевой покой

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок как можно меньше разговаривал, предупреждать возможные просьбы и вопросы с его стороны. Взрослые, как правило, хорошо понимают своего ребенка и могут догадаться о потребностях и желаниях малыша. Так, например, если вы заметите, что малыш хочет достать какую-нибудь игрушку (тянется к ней и подставляет стул, чтобы достать ее), не ждите просьбы с его стороны, а сразу скажите: «Ты хочешь достать вертолет? Сейчас я тебе помогу». Или: «Ты не можешь открыть дверь? Я открою». Так, внимательно наблюдая за ребенком, вы сможете предугадывать его желания.

Говорить с малышом нужно спокойным тоном, не торопясь. Очень полезным оказывается полный речевой покой или так называемый режим молчания. Однако прежде чем вводить такой режим, ребенка надо обязательно показать врачу-невропатологу. В случае необходимости он назначит ребенку успокаивающие и общеукрепляющие медикаментозные средства, которые помогут также проведению режима молчания, требования которого сводятся к тому, чтобы в течение месяца ребенок не говорил и лишь в самых крайних случаях спрашивал что-нибудь шепотом.

Вполне понятно, что это очень сложная задача, которая требует от вас как родителей не только огромного терпения, такта и выдержки, но и большой изобретательности. Тем более что в это время не следует открыто запрещать ребенку говорить. Такой запрет лишь крайне огорчит малыша, вызовет у него, наоборот, еще большее желание спрашивать, обращаться к взрослым по любому поводу. Всякий раз необходимо находить убедительный предлог для того, чтобы предотвратить подобное желание.

Например, можно пожаловаться ребенку на то, что у вас болит голова, и попросить его помолчать некоторое время; можно сказать, что за стеной спит маленький ребенок и нельзя его будить, а то он будет плакать; можно предложить послушать, как за окном щебечет птичка (ребенок будет молча долго прислушиваться и забудет на время о своем желании говорить).

Можно, наконец, сделать вид, что вы очень заняты какой-нибудь работой или чтением и попросить ребенка вести себя тихо, не мешать, не разговаривать. Можно предложить ребенку заняться каким-нибудь интересным делом, которое отвлечет его от стремления поговорить, устроить игру в «молчанку» — кто дольше вытерпит и не будет разговаривать, а то и выйти из комнаты, оставив его на время одного. И, наконец, когда вся ваша изобретательность в этом плане истощится, начать говорить с ребенком шепотом. Очень часто малыши, тут же начиная подражать старшим, переходят на шепот. Шепотная речь, как правило, проходит без заикания. Но много разрешать разговаривать ребенку шепотом также не следует, так как невольно он может перейти и на громкую речь.

На этот месячный срок исключается чтение ребенку, разучивание с ним стихотворений, сказок. И, конечно, исключено посещение дома гостями, товарищами ребенка. Словом, необходимо исключить все, что может вызвать у малыша переживания, желание высказаться, спросить, потребовать объяснений.

Обычно правильное выполнение всех этих условий приводит к тому, что по истечении месяца заикание исчезает. Если же по каким-то причинам вы не смогли организовать все то, о чем мы говорили, или проведение подобного режима молчания не принесло желаемых результатов, необходимо обратиться к специалисту-логопеду, который начнет специальные занятия по исправлению заикания у ребенка.

В настоящее время исправлением заикания занимаются в логопедических группах при массовых детских садах и в специальных детских садах для детей с нарушениями речи, где они находятся постоянно и уходят домой только на воскресенья и праздничные дни. Срок пребывания в таких группах заикающихся детей — 9 месяцев. Устранением заикания занимаются также и в логопедических кабинетах при детских поликлиниках и при психоневрологических диспансерах.

Но родителям следует помнить, что логопедические занятия принесут желаемый результат только в случае самой активной их помощи. Они должны внимательно относиться ко всем требованиям логопеда и строго выполнять их.

Режим общий и речевой

Главное, на что мы хотим обратить внимание родителей: необходимо помнить, что как бы высоко ни был квалифицирован логопед, сколько бы стараний он ни вкладывал в работу по устранению заикания у вашего ребенка, все усилия не принесут быстрого положительного результата, если родители не будут принимать в этой работе самого активного участия, не будут помогать логопеду, не поймут, насколько серьезно нужно отнестись к этому.

Прежде всего необходимо дома соблюдать правильный общий и речевой режим ребенка. Под общим режимом надо понимать быт, питание, сон, отдых, прогулки. В семье всегда должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Надо помнить о том, что дети весьма чувствительны к различного рода огорчениям, которые нередко служат причиной ухудшения состояния их речи. Они чутко реагируют на различные неполадки во взаимоотношениях между взрослыми. Все это, несмотря на регулярные логопедические занятия, не только не способствует улучшению речи ребенка, но иногда значительно ухудшает ее.

Под речевым режимом мы понимаем строгое продолжение работы логопеда по его занятиям, внимательное отношение к речи ребенка, ограничение речи в домашней обстановке до тех пор, пока логопед не разрешит начать разговаривать с ребенком.

В то время как ребенок посещает логопедические занятия, необходимо, как уже говорилось, ограничить его речь в семье. Но делать это нужно предельно мягко, тактично, незаметно для ребенка. Ни в коем случае не прямым запретом говорить, а направляя внимание ребенка на интересную игру, выполнение каких-нибудь посильных поручений взрослых: убрать в уголке, разобрать пуговицы, вытереть пыль, полить цветы и т. д.

Иногда полезно начать что-нибудь рассказывать ребенку. Тогда он заслушается и забудет о своем желании спрашивать и говорить. Хорошо еще использовать те же приемы для исключения речи ребенка, которые мы проводили для режима молчания.

На протяжении всего периода занятий с логопедом необходимо особенно бережно, чутко и ласково обращаться с ребенком. Иногда родители так усердно стараются выполнить ограничение речи, что прибегают к непозволительному «террору». На малыша кричат, его даже запугивают, наказывают — лишь бы он молчал. Следует помнить, что кроме вреда такое поведение взрослых ничего не принесет. А заикание у ребенка, наоборот, будет только усиливаться.

Рекомендации логопеда

То же самое относится и к выполнению других рекомендаций. Скажем, логопед просит, чтобы дома ребенок не бегал, не смотрел телевизор, не играл в шумные, возбуждающие игры. Все эти требования нужно выполнять обязательно. Но для этого необходимо большое терпение со стороны взрослых, выдержка и большая мягкость. Проще запретить или приказать малышу не делать того-то.

Иногда в семье ребенок только и слышит: «Это нельзя!», «Этого не делай!». Я была свидетельницей того, как один мальчик, доведенный до отчаяния постоянными запретами, со слезами закричал: «А что же мне можно?!»

Учитывая все это, родители должны проявлять очень много изобретательности. Нужно стараться как можно меньше непосредственно предъявлять ребенку запретов, а в тот момент, когда он собирается делать то, что ему может повредить (бегать, разговаривать и т. д.), предложить ему интересное, спокойное занятие.

Старшие особенно должны следить за своим поведением. Бывает, например, и так, что все взрослые члены семьи сидят у экрана телевизора, а ребенку запрещают в это время смотреть передачу. Конечно, такая ситуация вызовет только конфликт с ребенком. Но если родители объявят с сожалением, что телевизор испортился и сами на некоторое время откажутся от просмотра телепередач, когда ребенок находится дома, понятно, что это не вызовет у него переживаний.

Или, например, если малыш начал бегать по комнате. Вместо того чтобы ругать его за это — попросить серьезным ласковым тоном: «Я очень устала. Помоги мне, пожалуйста, перемотать нитки». Понятно, что ребенок с удовольствием примется за работу, и еще одним переживанием у него будет меньше.

Запаситесь терпением

Улучшения в речи ребенка (в результате занятий с логопедом) наступят не сразу. Очень важно, чтобы в этот момент родители проявили выдержку. Ни в коем случае нельзя показывать ребенку, что вы заметили его заикание. Не следует вообще фиксировать внимание ребенка на том, как он говорил.

Иногда взрослые поступают в таких случаях неверно, делая замечания: «Ты же занимаешься с логопедом? Помнишь, как тебя учили говорить? Теперь скажи все сначала и хорошо». Такое обращение не дает положительного результата. Наоборот, ребенок начинает бояться своей речи, нервничает и говорит от этого еще хуже. Лучше помочь ребенку, договорив за него начатую фразу, и тут же переключить его внимание на интересное занятие, которое отвлечет его от начатого разговора.

На протяжении всего времени занятий с логопедом не следует водить ребенка в гости и самим принимать у себя родных или знакомых в его присутствии. Помните, что появление нового человека в вашем доме вызовет у ребенка возбуждение, желание говорить, спрашивать. А это, как мы уже говорили, только ухудшит его речь.

После того как логопед разрешит дома понемногу разговаривать с ребенком, также внимательно следите за его речью. Многие дети говорят слишком быстро, торопливо, а это усугубляет заикание. Не нужно добиваться неестественно растянутой речи. Но ребенок должен говорить не торопясь.
Поправлять ребенка нужно очень умело, тактично.

Понятно, что одного замечания окажется недостаточно. Необходимо постоянно следить за темпом речи ребенка. Но всякий раз поправлять его в шутливой, веселой манере, не читая ему скучных наставлений. Родители должны знать, что это не может полностью снять заикание, тем не менее в какой-то мере улучшит речь ребенка, а главное — не даст прогрессировать дефекту.

Взрослые должны также разговаривать с ребенком неторопливо. Часто родители допускают такую ошибку. Жалея ребенка, боясь вызвать у него слезы, они полностью исключают всякие запреты, разрешают малышу делать все, руководствуясь принципом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Постепенно такое поведение взрослых превращает ребенка в маленького деспота.

Поэтому очень важно, чтобы родители постоянно ощущали чувство меры в каждом своем поощрении в отношении с ребенком, соблюдали единство требований. Нельзя допускать, чтобы один из взрослых разрешал то, что запрещает другой.

Важно помнить, что заикание необходимо устранять полностью. Окончательно исправленным дефект считается только тогда, когда в любых видах эмоциональной речи, т. е. когда ребенок возбужден большой радостью или огорчением, — он говорит без малейших запинок. Поэтому надо запастись терпением и провести весь курс логопедических занятий полностью.

Регулярность занятий

Бывает, к сожалению, что родители не всегда серьезно относятся к посещению ребенком логопедических занятий: в мороз — жалко везти на занятия, у кого-нибудь из взрослых выходной и хочется побыть с малышом дома, то кажется, что он не выспался, и жалко его будить утром.

Надо помнить, что одно-два пропущенных занятия намного ухудшают речь ребенка, он отстанет от своих товарищей по группе, ему трудно будет «догнать» их, так как каждое новое занятие предусматривает всегда усложнение речи детей.

Иногда родители наносят еще больший вред ребенку, довольствуясь достигнутыми успехами. Им кажется, что заикание полностью исчезло у ребенка, и они вовсе прекращают водить его на логопедические занятия, несмотря на просьбы и предостережения логопеда.

Следует помнить, что если заикание у вашего ребенка исчезло, этот успех необходимо прочно закрепить, иначе оно может возобновиться. А это принесет двойной вред: не только будут уничтожены все старания логопеда, ребенка и ваши, но, что так же опасно, может исчезнуть у ребенка вера в успех логопедических занятий, и он вряд ли согласится снова посещать их когда-нибудь.

Последнее, что хочется сказать родителям: помните, что заикание — вполне устранимый дефект речи. Если у ребенка появилось заикание, не нужно отчаиваться, смотреть на это как на непоправимое несчастье. Наоборот, нужно активно действовать, принимать все необходимые меры для того, чтобы этот дефект исчез полностью и навсегда.
Благодарю за внимание!

Источник: zen.yandex.r