«Успокойте своих детей»: как вести себя учителям в кризисные моменты истории

Категории: Статьи

Тэги: ,

В связи с началом спецоперации на Украине у учителей возникло много вопросов. Как говорить об этой ситуации с учениками? Как снизить напряжение в коллективе? Как вести себя в соцсетях? Своим мнением о том, что нужно и чего точно не стоить делать, когда кажется, что мир рушится на глазах, с Педсоветом поделились учитель младших классов Антонина Девятова (МАОУ СОШ 11 им. Т. А. Апакидзе, г. Калининград) и учитель истории Анна Борисова (МБОУ «СОШ № 9», г. Абакан, Хакасия). 

Не паникуйте

Антонина Девятова:

«Если вы в панике, расстроены и эмоционально пропускаете через свое собственное сердце трагедию этой войны, все эти страхи перейдут к вашим ученикам. А это ни к чему хорошему не приводит. Страх парализует, не видит перспектив, блокирует правильные, понятные действия.

Вы транслируете не только знания, но и поведенческие алгоритмы. От того, что вы скажете, как поведете себя, и даже от того, как вы будете себя чувствовать в этой ситуации, зависит, какое мироощущение будет у ваших учеников».

Занимайте детей их привычными делами

Антонина Девятова:

«Ваша задача — успокоить учеников, объяснить, что не всегда так будет, а все, что им необходимо делать — это заниматься своими обыденными делами: готовить домашние задания, готовиться к экзаменам, жить своей обычной жизнью. Так вы сохраните себя, детей и наше будущее».

Анна Борисова: 

«Начальным классам вообще не стоит лишний раз об этом напоминать, потому что они никак не могут повлиять на ситуацию. Если вопросы поступают, можно очень мягко отвечать, приводить какие-то доступные аналогии, примеры, — и потом обязательно возвращать ребят в реальную жизнь, занимать их рутинными делами для того, чтобы они чувствовали себя в комфорте и безопасности».

Не давайте оценок, транслируйте только факты

Антонина Девятова:

«Предоставляйте детям только факты. Если вы не являетесь человеком, который дает профессиональные критические оценки происходящему, то и не начинайте сегодня этого делать. Пусть ваше отношение и суждение останется с вами».

Анна Борисова:

«Если у подростков есть какие-то конкретные вопросы, соберите вместе с ними информацию и изучите факты. Не стоит транслировать свое собственное мнение. А если транслировать — то только в том случае, если уверены, что оно никак не сможет усилить тревогу у ребят».

Научите детей исключать из инфополя тревожные новости

Анна Борисова:

«В последние два дня я вижу, как дети обсуждают видео из ТикТока и Инстаграма, и понимаю, что в голове у них полнейший хаос — и при этом очень-очень напуганные глаза.

Если информация не служит руководством к действию, лучше не обращать на нее внимания — она только усиливает ощущение безнадежности, апатии, страха, бессилия. Донесите эту мысль до ребят».

Расскажите о гигиене соцсетей

Анна Борисова:

«Какая бы ни была война, она все равно рано или поздно закончится миром. И сейчас важно то, как каждый из нас ведет себя в публичном пространстве, в соцсетях: какие оставляет комментарии, как реагирует на агрессию, на провокации купленных аккаунтов и ботов. Дайте ребятам возможность проявить свое критическое мышление, о котором мы так много говорим. И объясните, что от их поведения в соцсетях сейчас действительно зависит то, каким будет общее настроение».

Поддерживайте друг друга в коллективе

Антонина Девятова:

«Не все могут пережить кризисные ситуации легко и ровно, даже если лично его кризисы не коснулись. Необходимо давать друг другу ощущение плеча, что мы все рядом и что с любой глобальной проблемой будем справляться вместе.

Говорить себе правду — тоже правильный путь. Будет ли жизнь беднее? Конечно, будет. Будут ли цены выше, жизнь сложнее — да. Нужно ли из-за этого паниковать? Нет, конечно. Наша с вами задача — делать то, к чему мы призваны. Выполнять миссию, которая на нас возложена. С честью и достоинством пронести ее через свою жизнь и меняющиеся обстоятельства».


Источник