«Уси-пуси», «ням-ням» и «мимимишечки»: когда сюсюкать полезно

Многие родители уверены, что сюсюканье вредит ребенку — нарушает его речевое развитие, приучает коверкать слова и вообще тормозит созревание личности. Так ли это? Прислушаемся к мнению специалиста, перинатального психолога Елены Патрикеевой.

Беби-ток (Baby talk) — это язык, который используют родители в самых разных странах. Разговаривая с детьми, они невольно удлиняют гласные, искажают звуки (делая их более «детскими» и менее четкими), а речь в целом становится более певучей.

Те, кто говорит на русском, используют уменьшительно-ласкательные суффиксы (кнопочка, бутылочка, булочка ). Ну и, конечно, трудно поддающееся переводу «сюсюканье» (всяческие «уси-пуси», «бибика» и «лялька»).

Так разговаривает со своими малышами большинство родителей. Почему и зачем?

В первую очередь, это эмоционально окрашенная речь, обращенная к младенцу. Она звучит мягко и тепло. Сопровождается улыбкой.

Это то, благодаря чему мы устанавливаем контакт с ребенком, успокаиваем его.

Так мы сообщаем, что все хорошо, ему здесь рады и здесь безопасно.

С давних времен в ходу у родителей в разных культурах были потешки. И ни у кого не возникало вопроса, а надо ли, а можно ли, а не вредно ли так говорить и общаться с ребенком. Эмпирическим путем люди выяснили, что дети так успокаиваются, концентрируют внимание на взрослом, следят глазками, а затем, месяца в полтора, дарят ему первую улыбку. Такой язык — абсолютная норма общения с младенцами.

Сейчас у нас появился доступ к невиданному доселе объему информации, что неминуемо повышает тревогу. Потому что информация местами противоречива. И в каждой точке противоречия приходится принимать какое-то решение самостоятельно.

И вот родители начинают задаваться вопросами: а это вообще нормально, что я вдруг с рождением своего ребенка на автомате впал в детство и начал сюсюкать? А вдруг он вырастет из-за этого слишком мягким и изнеженным? А вдруг ребенок не чувствует себя так личностью? А вдруг, коверкая слова, я порчу ему артикуляцию?

Отвечу коротко. Нормально. Нет. Нет. Нет.

А теперь подробнее.

ХАРАКТЕР, ЛИЧНОСТЬ И ЯЗЫК

Повторюсь: такой специфический язык нужен для эмоционального общения. А оно — залог безопасности ребенка, а значит, и его нормального развития. Влияет ли это на формирование характера?

Давайте уточним: основа характера (личностные черты и паттерны реагирования на разнообразные ситуации) закладывается условно до пяти лет. А у младенцев пока есть лишь особенности темперамента и функционирования нервной системы. И довольно долгое время мы своим поведением лишь компенсируем или подкрепляем именно эти проявления. Постепенно, по мере развития ребенка, мы своими реакциями на его поступки (в сочетании с его особенностями) начинаем формировать и характер.

Будет ли развиваться у ребенка самодисциплина, структура воли и прочее, зависит от того, насколько взрослые поддержат его естественную исследовательскую деятельность, инициативность. Помогут ли учиться новому или, образно говоря, спрячут в кокон родительской тревоги.

А нежный лепет к этому отношения не имеет. Если вы даете ребенку возможность постепенно сепарироваться от вас, принимать решения, сталкиваться с последствиями этих решений, можете хоть до старости называть его «бубусечкой».

Далее. В современном гуманистическом обществе изменилось отношение к ребенку. Мы стараемся относиться к детям как к личностям с самого рождения. Но давайте разберемся, что это.

Это в первую очередь значит: «Я уважаю твои потребности и чувства, малыш, и осознаю, что ты не моя собственность. Я понимаю, что у тебя может быть свое мнение, свои интересы и отличающиеся от моих вкусы. Ты, как любой человек, нуждаешься в уважении своих границ и безопасности. Ты не хочешь, чтобы на тебя кричали, чтобы тебя били или оскорбляли. Но при этом ты крошечный и только что родился. И одна из твоих потребностей — теплый эмоциональный контакт со мной, твоим родителем. И сюсюканье отлично удовлетворяет эту потребность».

Уважение — это прекрасно. Крайности в чем бы то ни было — нет.

В ФОРМАТЕ 3D

Что касается артикуляции. Человеческая речь развивается путем подражания, это правда. Именно поэтому 2D-мультики плохо влияют на развитие речи (в тех случаях, когда кроме них у ребенка нет других примеров для подражания).

Нужна 3D-объемная модель. Чтобы было хорошо и четко видно, как именно двигаются губы и язык. Первое время ребенок будет лишь впитывать эти звуки и картинки, а гуление (первую «речь») выдаст только к 2-4 месяцам. Лепетные слова появятся к 7-8 месяцам.

И даже когда вы коверкаете само слово, ребенок считывает, как вы артикулируете (видит, как складываете губы, куда ставите язык), и будет в дальнейшем вам подражать.

К тому же с определенного возраста — по сути, с возраста в пару месяцев — он уже будет неплохо концентрироваться на речи между взрослыми, между родителями и другими детьми. И ваше сюсюканье, и разговоры просто вокруг него — это та благодатная среда, в которой и формируется речь в дальнейшем.

Когда в норме сюсюканье сойдет на нет? Вот такое утрированное к году обычно уходит само. Но даже если после года «детский» язык не уходит, не спешите вешать ярлыки и ставить диагнозы. По одному «симптому» не стоит делать вывод о том, что происходит с процессом сепарации или границами в семье.

Разве есть возраст, когда пора перестать целовать мальчиков? Проявлять ласку? Нежность и тепло не исключают здоровых и адекватных границ. Одним словом, не бойтесь «перелюбить» своих малышей.


Источник