Звонок на перемену

Кто будет управлять школами

 Фото: Виктор Коротаев
Министр образования и науки Ольга Васильева считает, что подчинение школ муниципалитетам мешает создавать единое образовательное пространство.

— Есть регионы-доноры, дотационные регионы. Мы видим такое разнообразие образовательных программ, что очень сложно говорить о главной задаче российского образования — создании единого образовательного пространства и базового содержания для каждого ребенка, — подчеркнула министр на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке. Муниципалитеты должны принимать участие в создании программ, но, по словам министра, «не очень этим озабочены».

В 2000-х годах учредителями школ стали муниципалитеты — города, села, районы. Тогда такая децентрализация себя оправдывала, сегодня — нет. «Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом Министерству образования и науки России не подчиняются. Также они не подчиняются и региону. Это проблема, которая волнует всех», — считает Ольга Васильева.

16 регионов станут пилотными для апробации новой модели управления в школах

На сегодняшний день 16 регионов предложили свои площадки в качестве пилотных, чтобы попробовать новую модель управления. Министр, рассказывая об этом, призвала «не делать никаких резких шагов» и «все просчитать».

Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов подчеркнул, что ни о каких реформах пока нет речи.

— Есть понимание того, что управляемость в образовании потеряна и надо решить проблему единого образовательного пространства. У нас получилось так, что сегодня не найти ни одной школы с одинаковыми программами. Слова министра — начало дискуссии. Никаких законопроектов о перераспределении полномочий между регионами и муниципалитетами в портфеле комитета нет. Возврат в прежние времена, когда все школы подчинялись министерству образования, невозможен. Где-то идея перераспределения полномочий от муниципалитетов к региону оправдана, где-то не надо ничего менять, — уверен Вячеслав Никонов.

Доходы муниципалитетов на образование составляют иногда две трети от общих сумм. Никто их этих денег не лишает. Вячеслав Никонов заметил, что для школ ничего не меняется, все обязательства перед учителями будут, как и прежде, выполняться, а муниципалитеты, как и раньше, получат положенные средства.

Мнение

 

Татьяна Абанкина, директор центра государственного сектора экономики Института управления госресурсами ВШЭ:

— Речь не идет о том, чтобы передать все школы в федеральное ведение. Речь идет об уровне региона. Если посмотреть на финансирование, то школы в каждом регионе и сейчас финансируются с двух уровней бюджета: регионального и муниципального. На региональном уровне устанавливаются нормативы, куда включаются зарплата учителей и учебные расходы. Муниципалитеты, как правило, собственники имущества, они финансируют его содержание.

Возможно, будет предложена модель соучредительства региона и муниципалитета, регионы получат больше полномочий в решении кадровых вопросов, распределении базовых и стимулирующих выплат. Сейчас пропорцию определяет школа и учредитель, а это, напомним, муниципалитет. В каждой школе утверждается свое Положение об оплате труда, критериях стимулирующих выплат. Во всех школах соотношение разное. Где-то это 70 к 30, а где-то 90 к 10. Возможно, подходы будут едиными. Для сельских школ передача на региональный уровень важнее. В России примерно 24 тысячи сельских школ. Учитывая особенности расселения в сельской местности, думаю, на уровне региона будет проще решать многие вопросы, связанные с доставкой детей в школы, работой школ-интернатов, сетевого взаимодействия.

 


Ректор МГПУ Игорь Реморенко, работавший в Минобрнауки в 2004–2013 годах, рассказал, что «в начале нулевых» ведомство проводило такой эксперимент по инициативе руководства Самарской области. «Он показал неплохие результаты, потом присоединилась Астраханская область, другие регионы,— вспоминает господин Реморенко.— Но в 2011 году встал вопрос, нужно ли распространять его на всех». По его словам, большинство губернаторов пришли к выводу, что это должно происходить по выбору региона. «Губернаторы говорили, что ряд вопросов имеет очень сильную местную привязку: строительство дороги к школе, ремонт, питание. Если регион достаточно большой, а муниципалитеты разрозненные, то эти вопросы очень сложно администрировать из единого центра,— говорит Игорь Реморенко.— Вот почему сейчас каждый регион сам определяется на этот счет». По его словам, если руководство министерства решило распространить эту практику, то «данные вопросы придется тщательно продумывать и обсуждать с губернаторами».

Вице-губернатор Самарской области Дмитрий Овчинников рассказал, что режим госуправления образовательными учреждениями был введен в 2001 году. Вместо 35 муниципальных органов управления образованием были созданы 11 межмуниципальных образовательных округов под руководством регионального Минобрнауки. А в 2011 году все муниципальные школы в 35 из 37 муниципалитетов области (за исключением Самары и Тольятти) были переведены в разряд государственных. «В результате была снижена доля расходов на содержание органов управления образованием,— говорит господин Овчинников.— Снижен разрыв между лучшими и худшими образовательными учреждениями в условиях общей позитивной динамики образовательных результатов».

В Санкт-Петербурге школы исторически были подчинены региональным властям. «При этом директоров школ назначают все-таки главы районов по согласованию с городским комитетом образования,— говорит глава комиссии по образованию, культуре и науке петербургского заксобрания Максим Резник.— Что, на мой взгляд, неправильно: было несколько случаев, когда главы районов оказывали давление на директоров школ, и комитет ничего не мог поделать. Я считаю, что и эти полномочия нужно полностью передать городскому комитету».

«Передача школ регионам будет шагом в правильном направлении,— говорит сопредседатель независимого профсоюза “Учитель” Всеволод Луховицкий.— Сейчас школы разделены на муниципальные и государственные, что приводит к неравенству в их финансировании. Следующим шагом было бы правильно перевести их на общефедеральное финансирование. Но это достаточно длительный процесс».

«Главный вопрос — какие задачи улучшения качества и доступности образования может это помочь решить,— говорит академик Российской академии образования Виктор Болотов.— Ответа пока нет». По его словам, сложность системы образования является и ее недостатком, и достоинством. «Воевать с недостатками путем упрощения системы значит потерять очень важное — связь школ с местными сообществами»,— уверен он.

Источник