Жить в эпоху перемен: эксперты призвали готовить школьников к жизни в меняющемся обществе

 Через пять-десять лет учитель должен будет заниматься социальным воспитанием детей, а проверять домашнее задание будет робот

© Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Министерство образования запускает две ключевые программы в области информатизации образования: «Российская электронная школа» и «Современная цифровая образовательная среда» для вузов. Это ответ на вызовы цифровой революции. Необходимость и дальше совершенствовать образовательную систему обсудили участники панельной сессии «Революция в образовании: готовы ли мы?» в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что российские школы и вузы находятся на пороге цифровой революции и преподаватели должны быть к ней готовы. «Революция неизбежна, но мирным путем», — сказала она. Васильева отметила, что запускаемые программы дадут преподавателю технологии, «которые позволяют ему быть наставником для своих учеников, которые в этой «цифре» уже рождены».

Педагогические кадры

Качество профессиональной подготовки педагогических кадров должно отвечать современным требованиям, уверена вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец. «Чего сегодня требует система — это постоянное качественное образование педагогов. Вот мы задали цель, что уровень оплаты труда педагога должен быть выше, и несколько лет в Москве серьезно повышалась оплата труда. Мы видели, что за три года вслед за изменением зарплаты быстро изменились, прямо моментально, возраст педагогов и их подготовка. То есть пришли те, у кого хорошее университетское образование, это стало престижно, но сейчас мы опять немного начали это терять», — отметила она.

По словам вице-премьера, «социальные отношения меняются едва ли не быстрее, чем меняются технологии». Поэтому современный педагог «должен думать и о технических новациях, и о социальных новациях, должен научить ребенка жить в меняющемся мире».

Внимание к каждому ученику

Эксперты также затронули вопрос роли преподавателя. К 2025–2035 годам учитель должен будет стать «воспитателем в большей степени, чем он им является сейчас и чем он был в советской школе», отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

По его словам, эта воспитательная роль педагога должна оттеснить роль школы как «центра традиционного, рутинного обучения». «Будут автоматизированы, забраны у человека не только рутинные задачи, но и рутинное принятие решений. Современные технологии уже через пять лет смогут перечеркнуть технологии обучения, потому что за каждого ребенка в 2025 году решат задачу, за него подберут примеры и за него напишут эссе», — заметил ректор ВШЭ. Основой общеобразовательных программ должно стать внимание к каждому учащемуся, заявил Кузьминов.

Учиться, учиться

В профессиональном же образовании, согласно прогнозу ВШЭ, произойдет «сдвиг фундаментальной программы». «Наряду с университетской степенью человек будет зарабатывать массу микростепеней, и его CV (Curriculum vitae — резюме. — Прим. ТАСС) будет складываться из таких «значков», — отметил Кузьминов.

Президент фонда «Центр стратегических разработок» Павел Кадочников подчеркнул, что необходима работа с мотивацией молодежи. «Если мы не донесем до детей, а потом юношей и девушек, что им надо всю жизнь учиться, что у них должны быть мотивы учиться, то не сможем раскрыть человеческий капитал, который у нас есть в стране», — заметил он.

Инвестиции в образование

Инвесторы должны прийти в систему образования, что будет выгодно обеим сторонам, уверен президент образовательного холдинга «Просвещение» Владимир Узун. «Эта сфера вложения человеческого капитала, сил, времени, не только материальных ресурсов, которые должны потом вернуться успехом, карьерой, в конечном итоге материальным благополучием людей», — подчеркнул он.

Однако необходимо повысить уровень привлекательности системы для инвестиций. «Нужна стратегия стабилизации системы, улучшения качества государственного регулирования, инвестиционного климата, снижения финансовых потерь от разбалансировки», — отметил Узун, предложив перевести учредительство школ на уровень регионов, упростить систему закупок и ввести единую федеральную систему оплаты труда учителя.

Председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов отметил, что компании, крупные и не только, уже идут в школы в поисках будущих талантливых кадров: «Мы, как и все, участвуем в борьбе за таланты, их надо искать на раннем этапы, и мы намерены делать это начиная со школы. Это не уникальная позиция «Северстали», так бизнесы начинают делать. А это означает вступать в контакт со школами, помогать школам, развивать с ними программы», — добавил он.

 

Источник: ТАСС