Владимир Машков: актер — это чемодан неприятностей

Каждый год тысячи молодых людей, мечтающих о славе, главных ролях, поклонниках и автографах, хотят поступить в театральные вузы. Во ВГИК в этом году конкурс был 134 человека на место, в Щукинском училище — 200. И это еще не предел. Пару лет назад в ГИТИС на одно место претендовали 450 человек! В Московскую театральную школу Олега Табакова попасть тоже непросто: здесь обычно более ста желающих на место. Стоит ли актерское ремесло того, чтобы тратить силы и время на столь серьезную конкурентную борьбу? К чему должны быть готовы дети, грезящие сценой? Что важно для этой профессии? Как распознать талант? На эти и другие вопросы мы попросили ответить художественного руководителя Театра и Школы Олега Табакова, народного артиста России Владимира Машкова.

Считается, что хорошему актеру для правдоподобной игры нужен жизненный опыт. Но в этом случае дети и подростки вряд ли могут рассчитывать на серьезные роли… 

Главное стратегическое оружие артиста — воображение. Не каждый взрослый артист имеет тот уникальный опыт, который требуется в произведениях Шекспира, Достоевского. Я говорю о глубине образов и качестве человеческой души. Главный принцип существования актера – правдоподобие чувств и искренность страстей в предлагаемых обстоятельствах. «Опыт, сын ошибок трудных», актер приобретает всю жизнь. Вообще актер – это чемодан неприятностей. Все свои жизненные неурядицы ты должен нести с собой как топливо для своей работы. Принципы эти нужно закладывать как можно раньше, чтобы Джульетту играли 16-летние девушки, а не взрослые женщины. Актеру нужно как можно раньше выйти на сцену и испытать успех. Это дает ему крылья и основание для того, чтобы понимать, что эта профессия тебя призвала.

Надо полагать, что выход на сцену – это лишь начало большой и трудной работы?

Профессия актера, как и профессия медика, не имеет конечной точки. Актер должен обучаться всю жизнь. Каждый артист, получая новую роль, начинает заново весь процесс. Абсолютно все: и народные, и заслуженные – снова и снова проходят путь от полной пустоты и непонимания, что делать с этим текстом и как подойти к образу, до открытий. Этому мы и учим в школе: как подступиться к материалу, как найти для себя верный путь.

В этом году мы взяли в театр пять молодых актеров из наших выпускников. У нас весь театр — это либо педагоги, либо наставники, которые помогают ребятам советами, знаниями, а также адаптироваться и в Москве, и на сцене. Но у нас очень строгая творческая дисциплина. Пришедший человек должен сразу искать свое место в театре и доказывать, что он достоин его. Мы часто даем новичкам большие роли в премьерных спектаклях. И если юные актеры проявят себя, убедят всех, что способны существовать в нашем коллективе, значит, они будут продолжать эту деятельность. Если нет, мы будем расставаться.

Какими качествами должен обладать подросток, чтобы попасть в Школу Олега Табакова?

Прежде всего мы ищем артистический склад характера. Также нам важно увидеть в человеке волю к этой профессии, а воля включает в себя три составляющих: воля как свобода, воля как желание и воля как сила. Вот этого мы ждем от наших будущих партнеров по сцене. Мне кажется, это самое правильное. И если позже мы понимаем, что взяли человека с параличом воли, – это наша вина, не разглядели.

Изначально ошибку может допустить и сам ребенок, ведь в 15-16 лет далеко не всем удается выбрать профессию раз и навсегда. Какой «багаж» получит студент, посвятивший некоторое время актерскому мастерству, но принявший решение сменить профессиональное направление?

Артистический склад характера, о котором я говорил выше, незаменим в любой деятельности: журналиста, оператора, фотографа, учителя. Мы уж не будем вспоминать слова Шекспира: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры. У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль». Актерское образование позволяет развить коммуникабельность и, главное, внимание и все его пять свойств. Я говорю о сосредоточенности и концентрации, устойчивости внимания (то есть способности сопротивляться отвлекающим факторам), распределении внимания, объеме и переключении. Это пять свойств внимания, которые можно усовершенствовать самостоятельно. Это и есть основа актерского существования. Об этом говорил Станиславский: «Актер должен быть внимателен максимально не только на сцене, но и в жизни».

А могут ли как-то пригодиться актерские навыки школьникам?

В Англии и США театральному образованию придают большое значение, и неспроста. Актерское мастерство лежит в основе развития эмоционального интеллекта и навыков коммуникации, что очень важно в том возрасте, когда ребенок активно познает жизнь. Уверен, было бы правильным вернуть в школы театральные кружки. Хотя это и непросто осуществить: нужны педагоги, которых тоже нужно сперва обучить. Сейчас мы пытаемся реализовать эту идею в Кемеровской области. К слову, я считаю, что в кружке должны преподавать не только актеры, но и учителя: для гармоничного развития важно знать историю и географию, уметь правильно обращаться с прекрасным родным языком. Многие предметы, включая химию, физику, математику, дети с помощью театра могут познавать более осознанно.

Как родители могут помочь ребенку раскрыть потенциал?

Независимо от того, прочите вы своему ребенку актерское будущее или какое-то иное, нужно как можно больше внимания уделять его развитию во всех направлениях. Мы часто сталкиваемся в большой проблемой: у детей чудовищная речь. Родители не обращают внимания на дефекты речи ребят, когда они картавят, не выговаривают, к примеру, букву «л». Я спрашиваю: «Почему не исправляете?» И слышу ответ: «А нам казалось, что это «миво»».

Дети не умеют слышать, что и как они говорят, значение некоторых слов им неведомо. В кружке многие недочеты в некой игровой театральной форме можно ликвидировать. Для этого нужна практика, общение. А еще – пластика. Сейчас много «желеобразных» детей лишь потому, что родители не считают нужным уделять внимание тому, чтобы молодой человек правильно формировался. Неужели вы не хотите, чтобы дети были красивые, стройные, физически сильные, с хорошей речью и ясным взором? Ведь это очень важно!


Источник