«Великая деревенька»

Познавательно-игровая программа, посвященная празднованию Дня Победы


Лыкова Светлана Юрьевна, музыкальный руководитель ГБУЗ СО ТЛРЦ «Ариадна», г.Тольятти. Самарская область


Программа предназначена для учащихся 1 классов и старших дошкольников с ОВЗ. В качестве соведущих принимают участие ученики младшего школьного звена.

Цель: приобщение детей с ОВЗ к празднованию Дня Победы.

Задачи:
— через сюжет и эмоции ввести в тему войны и победы;
— вовлечь детей в активные действия в теме праздника.

Предварительная подготовка:
1. Подготовка и репетиции презентации сообщений школьников с георгиевскими свечами и портретами родственников.
2. Подготовка слайдов и видео.
3. Запись фонограммы.
4. Создание декораций.
5. Сбор атрибутов и материалов для игр и интерактива.
6. Подготовка помощников для проведения игровых моментов.

Мероприятие проводится в помещении без сцены, с большим свободным пространством для интерактивных действий. Задник – экран для показа слайдов и видео. У центральной стены располагается «деревенька» — несколько объемных домиков, в окнах которых горит свет.

Ход мероприятия:

Звучит крик петуха, утренние звуки деревни. Домики плавно освещаются
Слайд «Деревня»

Ведущий: Деревенька… Обычная русская деревня… Теплые летние дни полны житейских хлопот – проводить корову в стадо, накормить скотину, работа в поле и саду… Но в один из дней жители деревни услышали по радио такое сообщение.

Звучит голос Левитана – сообщение о начале войны

Ведущий: Напал враг на нашу страну – на города и села, на дома и семьи. Встали жители этих домов на защиту своей деревни.

Ведущий подходит к одному из домов

Ведущий: В этом доме жил молодой мужчина. Он был трактористом и каждое утро выезжал на тракторе в поле. Но в этот день он превратился в солдата – взял в руки оружие и стал артиллеристом. Он оставил свой дом и ушел на фронт.

Свет в доме гаснет

Ведущий: Многие мужчины в то время взяли в руки оружие и превратились в защитников. Давайте и мы попробуем себя в роли метких стрелков.

Игра «Меткий стрелок»
Из мягких мелких модулей сооружается преграда. Участники игры крупными мячиками «уничтожают» её.
 
Ведущий подходит к другому дому.

Ведущий: В этом доме тоже жил молодой мужчина. Он был деревенским механиком – чинил трактора и комбайны. Защищать Родину он отправился в летные войска – стал заниматься самолётами на далеком военном аэродроме.

Свет в доме гаснет

Ведущий: Механик чинил самолёты, пострадавшие в воздушных боях. Кто хочет принять участие в воздушном бое?

Игра «Воздушный бой»
Зал делится на 2 одинаковые части, дети на 2 команды, которые встают (или садятся) напротив друг друга на своих половинах. У каждого в руках бумажный самолетик. По сигналу ведущего все начинают запускать самолётики на территорию соперника. Все попавшие на свою половину самолётики также отправляются к противнику.
Это продолжается до тех пор, пока не перестанет звучать музыка или не прозвучит команда об окончании боя. Затем происходит подсчет самолётиков, лежащих на территориях команд. У кого больше, тот и победил – «сбил» больше самолетов противника.
Можно сделать самолёты для каждой команды определенным цветом и в финале подсчитывать, сколько самолетов противника осталось на «вражеской» территории. У кого больше, тот и победил.

Ведущий подходит к следующему домику со светом внутри

Ведущий: Здесь жила доярка, молодая девушка, которая каждый день доила коров. Она тоже оставила свой дом и отправилась воевать.

Свет в доме гаснет

Ведущий: Она стала санитаркой. Чтобы помогать раненым бойцам, ей пришлось научиться оказывать медицинскую помощь и собирать аптечку первой помощи. Кто хочет попробовать собрать военный медицинский чемоданчик?

Игра «Собери аптечку»
Из множества предметов нужно выбрать те, с помощью которых можно оказать медицинскую помощь. Предметы выкладываются на поднос (или несколько подносов). Ведущий подходит к детям с подносом. Каждый выбирает что-то одно и кладёт в чемоданчик с красным крестом. Затем один из взрослых приглашается, кто разбирается в первой медицинской помощи, и проводит обзор содержимого чемоданчика.

Ведущий подходит к следующему дому со светом внутри

Ведущий: Долго шла война. Все молодые мужчины и даже женщины ушли на фронт. Совсем мало жителей осталось в деревне. В этом доме жил гармонист – местный музыкант, без которого не обходилось ни одно веселье на деревне. Но и он ушёл воевать.

Свет в доме гаснет

Ведущий: И хоть стал гармонист обычным рядовым солдатом — его музыка, голос и песни очень поддерживали бойцов в трудную минуту, придавали сил и бодрости. Сейчас и мы с вами исполним известный военный марш «Прощание славянки», который вдохновлял советский народ на победу.

Всем детям раздаются детские музыкальные инструменты

Общий оркестр исполняет марш «Прощание славянки»

Ведущий выходит на середину

Ведущий: Совсем опустела деревня. Долгие 4 года шла война. И силами простых людей – тракториста и механика, доярки и гармониста (показывает на дома) – силами самых простых и обычных людей эта война наконец была выиграна! 9 мая 1945 года все жители услышали по радио такое радостное и долгожданное сообщение.

Звучит голос Левитана – сообщение об окончании войны

Песня «День победы»

Видеокадры 1945 года «Радость победы». Детям раздаются серпантин и конфетти.
 
В финале песни — общий салют с криками «Ура!»

Ведущий подходит к домам

Ведущий: Ожила ли эта деревенька? Появился ли свет в окнах этих домов после восстановления мира? Конечно. Этот свет до сих пор горит и живёт – в нашей памяти, в воспоминаниях о наших родственниках, участвующих в Великой Отечественной войне.

Выходят школьники с георгиевскими свечами и портретами своих родственников (в формате бессмертного полка). Они останавливаются около домов.

Каждый делает небольшое сообщение по форме «Мой дед, Иван Петров, рядовой такого-то полка, ранен/погиб под Сталинградом».

Свечи ставятся в дома – в окнах снова появляется свет

Ведущий: Каждая российская семья через своих родственников связана с Великой Победой. В память о наших предках, их подвиге в те суровые дни, мы сейчас повяжем друг другу георгиевские ленточки.

Всем раздаются и повязываются ленты

Ведущий: Сейчас, в эти майски дни, когда мы выйдем из зала и отправимся домой, мы можем встретить очень много людей с такими же лентами. Это значит, что люди помнят о войне и не хотят её повторения. С праздником, дорогие друзья! С Днём Победы! Да будет мирным небо над нашей головой!

Дополнительные рекомендации. Мероприятие может быть расширено концертными номерами, презентациями на тему военных подразделений, в которые «уходят» воображаемые жители деревни. Можно прибавить количество домов, жители которых могут становиться танкистом, моряком, разведчиком и т.д. Это сопровождается играми на соответствующую тематику.
Если аудитория состоит из слабослышащих детей, то эффективно будет использовать момент театрализации, когда житель каждого дома изображается живым актёром, и менять образ из деревенского жителя в военного прямо на глазах детей (актёр надевает бескозырку, шлем танкиста и т.п.).
В финале всем детям можно раздать георгиевские свечи для дальнейшей работы с ними дома или на других уроках.

Музыкальные произведения, использованные в мероприятии:
1. «Песня артиллеристов» (Лихая артиллеристская). муз. Т.Хренникова, сл. В.Гусева
2. «Пилоты» их к/ф «Небесный тихоход», муз. М.В. Соловьёва-Седого сл. А.Фатьянова
3. Марш «Прощание славянки» М. В.Агапкина
4. «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова
5. «Тёмная ночь» (инструментальная версия), муз. М.Н.Богословского, сл. В.Агатова
6. «Катюша», муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского
7. «Салют победы», муз. и сл. В.Шестаковой

Использованная литература:
1. Верейская Е. «Три девочки»/ изд. «Детская литература», 1961
2. «Дети военной поры»/сост. Э.Максимова. – М.: Политиздат, 1984
3. Крестинский А. «Мальчики из блокады»/изд. «Самокат», 2015