В ВШЭ объяснили снижение интереса в России к высшему образованию

Категории: Статьи

Тэги:

Количество россиян, желающих отдать детей в вузы, упало в два раза за десять лет. Что привело к таким изменениям, предположила в эфире радио Sputnik директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

За последние десять лет популярность высшего образования среди выпускников школ снизилась почти вдвое, об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного сервисом Superjob. В исследовании приняли участие родители, чьи дети окончат школу в 2021 году. Только 43% респондентов заявили, что их ребенок пойдет учиться в вуз, а в 2010 году такой ответ давали 80% опрошенных.
На планы выпускников и их родителей прежде всего влияет фактор конкуренции между высшим и средним профессиональным образованием, прокомментировала данные опроса в эфире радио Sputnik директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
«Спрос на среднее профессиональное образование сильно вырос, причем и после 9-го, и после 11 классов. В отдельных регионах больше 50% выпускников идут в колледжи – и на юге страны, и в северных регионах, и на Урале. Появились частные колледжи, они тоже пользуются спросом. Среднее профессиональное образование намного дешевле, программы там короче, и трудоустройство после них вполне себе оправданное», – сказала она.
В то время как привлекательность среднего профессионального образования растет, в отношении высшего образования наблюдается снижение «отдачи» после обучения, отметила эксперт.
«У нас очень низкий темп введения новых рабочих мест. Потребность в кадрах, особенно квалифицированных, на самом деле упала. Как минимум с 2014–2015 годов ребята, которые получали высшее образование, преимущество в своих зарплатах при выходе на рынок труда чувствовать перестали, отдача от образования падала», – считает Ирина Абанкина.
В 2015–2017 годах у выпускников и их семей начали формироваться альтернативные представления об успешности, предположила она. Кроме того, расходы на подготовку детей к поступлению в вузы, а также на оплату обучения в них, стали непосильными для некоторых родителей, допустила эксперт.
«Когда большинство семей готовятся к ЕГЭ – это затраты, при этом поступить на бюджетные места могут не все, поэтому идут учиться платно. Для многих семей эти расходы становятся превышающими их возможности как на уровне подготовки, а это один-два года, так и платного обучения. На этом фоне выигрывают колледжи, для поступления в которые не надо сдавать ЕГЭ, там конкурс аттестатов, там не надо тратиться на подготовку, и даже платные программы там намного дешевле, чем в вузах», – отметила она.
После колледжа ребята тоже поступают в университеты – например, по интегрированным программам, на второй или третий курс, добавила Ирина Абанкина.
В целом, на изменение отношения к высшему образованию повлияли снижение доходов в семьях выпускников, эффект коммерциализации образования, конкуренция со стороны колледжей, а также снижение «отдачи» от высшего образования при трудоустройстве, резюмировала Ирина Абанкина.


Источник