Утверждены новые перечни специальностей высшего образования

Минобрнауки утвердило новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования. Они начнут действовать с 1 сентября 2024 года. В списке появились новые области образования и группы направлений подготовки.

Среди них — «Информатика, вычислительная техника и искусственный интеллект», «Образование и педагогические науки», «Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии». В отдельные группы выделены «Кораблестроение и морская техника» и «Управление, эксплуатация и инфраструктура водного транспорта».

— Действующие перечни специальностей и направлений утверждались почти 10 лет назад и, очевидно, отстали от современных запросов экономики и рынка труда, — прокомментировал документ глава Минобрнауки Валерий Фальков. — Мир перешел на другой технологический уклад, каждый год появляются новые виды деятельности, новые рабочие места. Стремительно развиваются IT-отрасль, науки о жизни, робототехника и другие направления.

На какие новые направления смогут поступать абитуриенты в 2024 году? Это «Фундаментальная, прикладная и синтетическая биология», «Медицинская микробиология», «Системы искусственного интеллекта», «Техническая кибернетика и информатика», «Социотехнологическое обеспечение национальной безопасности», «Управление специальным информационно-технологическим обеспечением», «Инженерия в агробизнесе» и другие — в целом новые специальности в перечне составляют 20 процентов.

— Уверен, принятый перечень поспособствует развитию университетского образования в нашей стране, — считает председатель Общественного совета при Минобрнауки, сопредседатель Российского исторического общества Александр Чубарьян. — Радостно, что услышаны предложения учебно-методического объединения по истории и археологии о разделении в перечне истории и философии.

По словам декана экономического факультета МГУ им. Ломоносова и председателя Федерального учебно-методического объединения «Экономика и управление», Александра Аузана, в новом перечне, в частности, предусмотрено укрупнение направлений специальностей, которое позволяет сочетать фундаментальную подготовку по широким направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Бизнес-информатика», «Государственное и муниципальное управление» с возможностью выбора индивидуальных траекторий учебы. Это делает образование в университете более гибким.

— Новый перечень — только начало преобразований, отмечает Аузан. — В ближайшее время необходимо будет разработать новые федеральные государственные образовательные стандарты.

Изменения в перечне помогут студентам получать дополнительные квалификации в рамках основных профессиональных образовательных программ и, например, получить «на выходе» сразу две квалификации.

Как? Например, абитуриент поступает на укрупненную группу специальностей и направлений «Биологические науки». После того, как пройдена базовая часть программы, он вправе выбрать несколько профилей, допустим, биология и почвоведение, по окончании которых получит квалификации «Бакалавр биологии», «Бакалавр почвоведения». Выпускнику выдается один диплом о высшем образовании, но с указанием в нем этих двух квалификаций и со списком всех освоенных дисциплин.

— Студенты смогут получить второй дополнительный профиль, не снижая уровень фундаментальности и качества образования, — подчеркнул Валерий Фальков. — Возможность менять свою образовательную траекторию даст большую свободу студентам, повысит осознанность выбора направления подготовки и в итоге сделает выпускников более конкурентоспособными.


Источник