Ученый рассказал, почему российские школьники выигрывают международные олимпиады

Шестеро российских школьников вновь показали высокий результат на международной научной олимпиаде, выиграв сразу шесть золотых медалей. Директор по развитию Московского физико-технического института Виталий Баган рассказал благодаря чему это произошло и почему эти школьники предпочитают учиться в России, а не за рубежом.

Директор по развитию Московского физико-технического института Виталий Баган рассказал, что несмотря на неоднозначное отношение к российской системе образования и кризис науки в 90-е годы, российская физико-математическая школа остается одной из самых сильных в мире.

Команда российских школьников завоевала все шесть золотых медалей на международной естественнонаучной олимпиаде юниоров (International Junior Science Olympiad – IJSO), которая завершилась в понедельник в Амстердаме.

«Китай, Индия, США готовят сильных школьников, но россияне сильнее тем, что способны успешно решать нестандартные задачи, подходить к ним креативно. Эти основы закладываются талантливыми педагогами в школах, ведь учитель может так рассказывать и «заряжать», что задачи будет увлеченно решать весь класс, вне зависимости от способностей. Школьники чувствуют искренность, вовлеченность учителя, и, если урок ведется «для галочки», быстро теряют интерес. Опять же, возрождается преемственность: двум ребятам, которые готовили команду россиян, нет 30 лет, а они уже имеют опыт участия в таких соревнованиях и работают в Физтехе», – считает Баган.

Представитель МФТИ отметил, что на международных олимпиадах россиянам часто предлагают хорошие условия учебы в зарубежных вузах. Но им недостаточно «хлеба с маслом и икрой», российские таланты нуждаются в большем:

«Провал 90-х есть, это были тяжелые времена для российской науки. Но сейчас (в последние 10–15 лет) условия стали значительно лучше. В МФТИ действует программа «5-100», благодаря которой создано 50 лабораторий за пять лет. Каждая лаборатория занимается своим направлением: это и разработки в сфере искусственного интеллекта, занимаются элементами квантового компьютера. Все студенты с третьего курса обязаны проходить практику, а лучшие могут остаться после окончания вуза и продолжают работу в лаборатории».

По словам Багана, именно атмосфера соревновательности и борьбы для российских старшеклассников и студентов важнее денег и бонусов, которые готовы обеспечить иностранные вузы. Он подчеркнул, что школьники, с триумфом победившие в июле 2017 года на олимпиаде по физике, поступили в российские институты.

«На ноябрьской научной конференции в МФТИ с лекцией выступал Нобелевский лауреат Константин Новоселов, в это время на сборах были и российские школьники. Узнав об этом, Новоселов предложил встретиться с ними, поскольку видит свою задачу в том, чтобы «зажигать» молодых ребят и доказывать, что наука – это здорово», – сообщил Виталий Баган.

Он считает, что подобные истории популяризируют науку и вдохновляют школьников:

«Надо, чтобы внимания к таким победам у общества и СМИ было не меньше, чем к спортивным. Чтобы эти шесть победителей вдохновили шестьдесят тысяч школьников пойти в науку. Ведь именно это – главный эффект от всех олимпийских побед».

Однако Баган отметил, что мало «зажечь» в школьниках желание развиваться, важно создавать условия, чтобы эти ребята реализовывали свой потенциал в России. Для этого МФТИ привлекает к работе со студентами профессионалов из «Яндекса», Intel, Роснано, с ними работают ученые из Академии наук, представители многих промышленных компаний.

«Сегодняшние российские школьники стали более прагматичны, чем те, кто учился 10–15 лет назад, – считает Виталий Баган. – Они хотят понимать, куда они пойдут работать, у них более четко сформулированы цели на будущее».

Известно, что состязания в Амстердаме проходили в три этапа: тестовый, теоретический и экспериментальный. Участники должны были ответить на вопросы и решить задачи из области химии, физики и биологии. В экспериментальном туре школьники соревновались не поодиночке, а командами, между ними разыгрывался всего один комплект медалей. Обе команды российской сборной получили по медали в экспериментальном туре, взяв золото и бронзу, сообщается на сайте МФТИ.

Школьник из Черноголовки Григорий Бобков занял абсолютное первое место. Кроме него, обладателями золотых медалей стали жители Вологды Михаил Матвеев и Елисей Судаков, москвичи Илья Панов и Никита Чернов и Тимур Давлетбаев из Саранска.

Олимпиада проходила в Нидерландах, участие в ней приняли школьники из 48 стран.

Изначально было отобрано 30 человек, из которых оставили шесть наиболее успешных школьников, вошедших в состав сборной России. Помимо российских школьников на базе МФТИ подготовку проходила и сборная Казахстана, на олимпиаде она получила шесть бронзовых медалей.

Напомним, в июле этого года российские школьники также завоевали золотые медали на олимпиадах по физике и математике, которые проходили в Индонезии и Бразилии. На физической олимпиаде в Джокьякарте россияне впервые в истории взяли пять золотых медалей. На олимпиаде по математике в Рио-де-Жанейро школьник из Санкт-Петербурга Михаил Иванов завоевал одно золото, а российская команда заняла 11-е место, сообщает RT.

Московский физико-технический институт (Физтех) является одним из ведущих вузов страны и входит в основные рейтинги лучших университетов мира. В разное время выпускниками МФТИ стали нобелевские лауреаты Андрей Гейм и Константин Новоселов, основатель компании ABBYY Давид Ян, один из авторов архитектурных принципов построения вычислительных комплексов Борис Бабаян и другие.