Ученые: неоправданная похвала может навредить успеваемости школьников
Ученые из Университета Эдинбурга установили, что неоправданная похвала и чрезмерная мотивация детей могут стать причинами ухудшения их учебных результатов.
Эксперты провели исследование среди учащихся 5-6 классов в одной из школ небогатого района Китая. В ходе него 101 девочка и 89 мальчиков были разделены на три группы, которым были предложены задания разного уровня сложности.
Детей из разных групп в разной степени хвалили или вовсе не мотивировали к учебе. Так, членам первой группы после выполнения каждого задания говорили, что они хорошо потрудились и приложили много усилий, участников из второй группы исследователи хвалили за высокий уровень интеллекта, а школьников, вошедших в третью группу, никак не мотивировали. После этого специалисты сравнили успеваемость детей из разных групп и проанализировали их оценки за все время учебы.
В результате исследования выяснилось, что похвала, которую получали ученики из первых двух групп, не имела никакого положительного эффекта, а в ряде случаев даже вредила успеваемости. По мнению ученых, это связано с тем, что, стремясь повысить самооценку школьников, взрослые часто игнорируют реальные проблемы, с которыми дети сталкиваются в образовательной организации.
По словам российских экспертов, важно, чтобы ребенок получал не только внешнюю мотивацию, но также имел собственные установки. Кроме того, на успеваемость влияют реальные способности и понимание, для чего нужен успех в учебе. Отмечается, что специфику мотивации в первую очередь определяет система образования.