ТОП-7 правил воспитания и развития творческого потенциала осуждённых в исправительной колонии

Из опыта работы педагогов


Кирсанова Елена Ивановна, Позднякова Ольга Александровна, Чапанова Наталья Владимировна, учителя МБОУ «Вечерняя (сменная) школа №7» г. Ульяновска при ИК-3 (г. Димитровград)


Одна из главных задач, стоящих перед педагогом в исправительной колонии – это социальная реабилитация осуждённого, попавшего в трудную жизненную ситуацию, восстановление утраченных межличностных связей, осознание себя как человека, уважающего себя и других, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания. А самое главное – дать возможность поверить в себя, свои способности и возможности.

Возрастная категория наших учеников – от 18 лет. Лица, отбывающие наказание в исправительной колонии (ИК-3), давно порвали со школой, нигде не работали, круг их общения, характер поведения определялся законами криминальной среды. Они неохотно идут на контакт, доверительные отношения не только с учителями, но и друг с другом, – это не про них.

Конечно, в школе проводились различные мероприятия: классные часы, круглые столы, интерактивные игры, конкурсы, – но нашему творческому коллективу хотелось другого. Нужен был практический выход их творческой деятельности – результат, способствующий проявлению у обучающихся самореализации и саморазвития, воплощению их собственных идей, формированию компетенций в той или иной сфере будущей профессиональной деятельности.

Потенциал (от лат. – сила) – средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели.

Правила – это и есть принципы развития творческого потенциала в образовании, которые предъявляются к действиям для достижения поставленной цели.

Образовательно-воспитательная среда учебного заведения, ориентирующаяся на развитие творческого потенциала каждого учащегося, создаётся с опорой на эти правила.

Правило первое: «Заражай! Если у педагога горят глаза – этот свет обязательно найдёт отражение в его учениках!»

Принцип гуманизации – отношение к человеку как к высшей ценности, защита прав личности на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей.

В декабре 2018 года впервые проводился метапредметный конкурс среди обучающихся – «Планета знаний». Участие приняли пять человек. Красочно оформленные кроссворды по предметам, которые выбрали наши ученики, размещены на стенде, названы победители, вручены грамоты.

Из отзывов: «Я в школе на воле нигде не участвовал, а здесь мне понравилось».

Правило второе: «Поощряй!»

Принцип интегративности – включение механизмов повышения мотивации обучающихся, индивидуального подхода к ним в содержании всех видов деятельности.

В марте 2019 года прошла анфилада предметных недель, завершением которой стал конкурс «Аукцион талантов», где было представлено три номинации: «Литературное творчество», «Конкурс рисунков» и «Конкурс головоломок». Двенадцать участников приходили за советом и комментариями кураторов об их творческих работах. Началось сотрудничество между педагогом и учеником. В мероприятии приняли участие не только ученики школы, но и осуждённые колонии (ИК-3).

Из отзывов: «Меня никогда никто ни за что не хвалил, это первая моя грамота в жизни».

Правило третье: «Увлекая, помогай»

Принцип ценностной ориентации – формирование морального сознания, развитие духовности, нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Ноябрь 2019 года – конкурс декоративно-прикладного творчества «Аукцион талантов – 2». Осуждённый из УКП-Тюрьма, узнав о нашем мероприятии, передал нам макет «Мой дом родной», сделанный в течение двух месяцев только из папиросной бумаги, клейстера и зелёнки. Выставленная работа поразила всех! В школе заработала творческая мастерская, где все начали общаться, дружить, называть друг друга по именам. Рождались новые идеи, ребята получали удовольствие от взаимопомощи и результатов своего творчества.
Началось то, чего мы добивались: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». (Н.В. Гоголь)

Правило четвёртое: «Начал – продолжай!»

«Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжёлый и изумительно радостный труд». (Н. Островский)

Принцип системности – обеспечение системы последовательности и взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.

Март 2020 года – конкурс, которого уже все ждут с нетерпением! Представленные работы удивляли мастерством, креативностью и неуёмной фантазией. Вот несколько техник исполнения поделок: «Стринг-арт», «Выжигание по дереву», «Плетение из джутового шпагата», «Папертоль», «Лепка из солёного теста», «Нитяная графика», «Аппликация», «Насыпание», «Этюд» (правдоподобное изображение модели), «Шитьё», «Макет» и т.д.

Лучшей поделкой признана работа «Лебедь» в технике кусудама (авторы: Евгений Р., 11 А класс; Валерий К., 10 Б класс). Для изготовления своего шедевра ребята использовали пять тысяч модулей, работая по несколько часов в день в течение двух месяцев.

24 участника конкурса стали победителями, потому что в творчестве проигравших нет!

Администрация ИК-3 поддерживала не только наши начинания, но и самих осуждённых. За активное (неоднократное) участие в конкурсах ребята приближались к условно-досрочному освобождению!

Из отзывов сотрудников колонии: «Нас поразила ваша выставка творческих работ, на это хочется смотреть и смотреть».

Правило пятое: «Где нет простора для проявления способностей, там нет и способности». (Л. Фейербах)

Принцип субъектности – направленность образовательного процесса на создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

Декабрь 2020 года – в конкурсе «Подарки к Рождеству» захотели участвовать и осуждённые колонии №10 (ИК-10). Оказалось, что среди них много не только способных, но и по-настоящему талантливых ребят. Лучшей работой признан портрет Сергея Есенина Михаила П., приуроченный к 125-летию со дня рождения поэта.

Создание условий для проявления творческих способностей учащихся стало комфортной средой и для психологической реабилитации наших учеников. Творчество – это и успокаивающее средство при агрессии, и помощь в выявлении скрытых переживаний, и расслабляющее действие, наступающее после творческой активности путём высвобождения энергии, снятие напряжения.

«Перестал нервничать и психовать, мне в школе хорошо и спокойно, я тут как дома» (из отзыва ученика с расстройством психики, приступами агрессии, который уже три раза принимал участие в наших мероприятиях.)

Правило шестое: «Обучая, воспитывай!»

Принцип культуросообразности – патриотическое воспитание, основывающееся на ценностях и традициях национальной и региональной культуры.

Апрель 2021 года – конкурс «Наша память жива…». Творчество – это не только приобщение к прекрасному, это духовно-нравственное, патриотическое воспитание. Ребята изучали историю Великой Отечественной войны (значимые сражения, памятники, ордена, военная техника). Лучшие работы – макет ордена «Победа», поделки из дерева: установка «Катюша», самолёты «Як-9», «Су-2».

Из отзывов: «Я теперь много узнал об истории Великой отечественной войны и знаю, чем заняться со своими двумя сыновьями, спасибо вам».

Правило седьмое: «Всё, что ты делаешь, обязательно пригодится в жизни!»

Принцип продуктивности (эффективности) – нацеленность творческой деятельности на конечный результат в виде конкретного продукта, оценивание всей практической деятельности, рефлексия.

Ноябрь 2021 года – творческий конкурс «За всё тебя благодарю», посвящённый Дню матери.

Слово «мама» для наших подопечных – святое! Это мероприятие связано с особыми эмоциями, желаниями, стараниями обучающихся. К своим поделкам ребята просили нас найти красивые слова, цитаты о мамах, сами сочиняли стихи.

Лучшие работы: рисунок карандашом Анатолия И. «Сердце матери»; поделки Георгия К. «Тюльпаны для мамы», «Кашпо» Максима С., набор для рукоделия Вадима Д., фартуки Владимира З.

Из отзывов: «Маме сказал, что сам сшил два фартука. Она в шоке – я до этого иголку в руках не держал».

Прошло три года после начала нашей работы по воспитанию и развитию творческих способностей учащихся «Вечерней (сменной) школы №7» г. Ульяновска. Многое сделано и будет делаться дальше.

Кроме всего сказанного, есть и другие результаты:
— поделка «Бычок Боря» Александра К. заняла второе место в конкурсе новогодних игрушек среди подведомственных учреждений УФСИН России по Ульяновской области (2020 год);
— с сентября 2021 года в ИК-3 заработала творческая мастерская Анатолия И., инициатором которой стали осуждённые ИК-3, желающие научиться рисовать; администрация колонии сделала всё возможное для реализации этого проекта;
— больше половины наших учеников встали на путь исправления: освободились по УДО, ушли на колонию-поселение УКП-5.

Но, самое главное для нас – это слова благодарности ребят, их глаза, эмоции, гордость от осознания своего собственного роста, от достижения поставленных целей, от истинного наслаждения приобщения к миру прекрасного. В добрый путь!