Стимулирующие для учителя, или Должен ли педагог исполнять недолжностные обязанности

В Оренбурге на учителей возложили дополнительную нагрузку – за баллы для стимулирующих выплат они вынуждены посещать семьи прогуливающих школу учеников, будущих первоклассников и мигрантов. Правильно ли это? Педагоги решили, что свои права надо отстаивать и обратились с письмом в Государственную Думу РФ.

Вот уже несколько дней федеральные и местные СМИ обсуждают возникшую в Оренбурге ситуацию. Сетевое издание «Учительская газета», основной аудиторией которого являются именно педагоги, решило разобраться и обсудить данную тему со своими читателями.

Итак, что же произошло, что вынудило учителей обратиться в высокие инстанции за защитой своих прав?

Поход по домам за баллы

За разъяснением мы обратились к председателю регионального отделения профсоюза «Учитель», учителю одной из оренбургских школ Елене Николаевне Щукиной, которая и подписала письмо, адресованное в Госдуму.

Как рассказала Елена Николаевна, в сентябре – начале октября учителей обязали посещать семьи прогульщиков, первоклассников и мигрантов. Последним нужно было разъяснять правила пребывания и поведения на территории РФ.

Обходы (за исключением мигрантов – такое поручение дали впервые в сентябре) учителя делали и раньше. И не только выясняли информацию о не посещающих школу учениках, о будущих первоклассниках, но и … считали недавно построенные здания, таблички на домах и даже трубы. Зачем? Чтобы определить, у кого отопление газовое, а у кого – печное.

За такую работу давали отгулы. Потом стали давать баллы, которые влияют на стимулирующие выплаты.

Почему же сейчас педагоги стали отказываться от дополнительной нагрузки?

Учитель должен учить

В СМИ появилась информация, что якобы ранее учителя делали поквартирный обход за большие деньги, а теперь сумма уменьшилась – отсюда и отказ, – говорит Е.Н.Щукина. – Однако дело, конечно, не в этом, не в маленьких и не в больших деньгах.

Действительно, ранее балл стоил 1000 рублей (например, в ноябре 2020 года на школу пришло 500 тысяч рублей), а сегодня балл – 50 рублей, поскольку в этом году школа получила только 38 тысяч рублей на всех учителей.

Но дело не в 50 и не в 1000 рублей, – отмечает Елена Николаевна. – Дело вообще не в деньгах. Например, наша школа находится на территории частного сектора, который перемежается пустырями. Можно представить, что люди здесь живут разные – есть и агрессивные. Кроме того, в частном секторе содержат разных животных. В частности, собак, одна из которых однажды уже напала на учителя, делающего обход. И мне просто страшно отпускать молодых девчонок обходить дома, я опасаюсь за их жизнь и здоровье. А ведь микрорайон обходят именно молодые учителя: они боятся или им просто неудобно отказать администрации. Но они стали жаловаться, что опасно, страшно, что есть негативное отношение со стороны населения. Так, были случаи, когда пьяные жильцы выставляли за дверь, кричали на учителей. После этого учителя стали резко отказываться от дополнительной нагрузки. Согласитесь, в такой ситуации никакие деньги не нужны.

Учитель, по мнению Елены Николаевны, должен учить. Более того, если учитель и должен ходить к ученикам, не посещающим занятия, то только к тем, которые обучаются в школе, где работает педагог. Вести учет детей по району, в том числе будущих первоклассников – компетенция других органов.

Работа с мигрантами

Напомним, что в сентябре этого года учителям Оренбурга, помимо прочего, вменили обязанность обходить мигрантов, чьи дети учатся в школе. Их нужно было предупреждать о недопустимости нарушения СанПиНов и Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

Елена Николаевна Щукина высказала свое мнение по данному вопросу сетевому изданию «Учительская газета»:  я уже говорила на радио «Россия», скажу еще… Привлекать к работе с мигрантами учителей – идея довольно странная. Конечно, дети-иностранцы учатся в школе. Но чаще всего это как раз спокойные, интеллигентные ребята. С какой информацией придет учитель к родителям такого ученика? Какие правила пребывания на территории РФ будет разъяснять, если не владеет нормами миграционного законодательства?

Когда приказ о работе с мигрантами пришел в школу и был размещен на стенде, я пошла к завучу и отказалась от имени всего коллектива, – рассказывает Елена Николаевна. – Я тогда сказала: «Как хотите отчитывайтесь, я девчонок не пущу. По самой простой причине: во-первых, допустим, мы отправляем людей, приходим и что объясняем? — мы совершенно некомпетентны в этом, откуда мы знаем законы о мигрантах? Во-вторых, почему я должна оскорблять родителей ребенка, который прекрасно учится и виноват лишь в том, что он иностранец? А если противоположная ситуация? И там действительно террористы — может, и семья хорошая, но приехал родственник-преступник, — что может случиться с девочкой-учителем, которая явится в такую семью?»

А был ли приказ?

В распоряжение сетевого издания «Учительская газета» были предоставлены ответы Управления образования Администрации города Оренбурга, где указывается, что каких-либо поручений по посещению семей мигрантов с целью разъяснения им их прав управление образования не давало.

Кроме того, по поводу обхода семей не посещающих школу детей, а также будущих первоклассников в информационном письме Управления образования Администрации города Оренбурга от 22 июня 2021 года разъясняется, что учет детей, закрепленных за школой, осуществляется с целью недопущения уклонения учащихся от обучения, а также с целью планирования учащихся 1 классов и контингента школы в целом.

При этом разъяснения по организации такого учета носят рекомендательный характер, а алгоритм действий по учету, способы привлечения сотрудников к мероприятию и степень ответственности каждого участника определяются самостоятельно руководителем общеобразовательной организации.

Копия документа предоставлена сетевому изданию «Учительская газета» Щукиной Е.Н.

 

Отметим, что обязанность по учету детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования возложена на школы Постановлением Администрации города Оренбурга от 24 ноября 2014 года N 2856-п. Именно на него и ссылается управление образования в своем письме.

Что говорит закон?

Согласно п.6 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Порядок учета детей, подлежащих обучению, закрепляется нормативным актом этих органов  (письмо Минобрнауки России от 22.10.2014 N 06-974).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» определяет должностные обязанности учителя, в которые не входят ни обход семей, ни учет проживающих в районе детей, ни иные, не связанные с реализацией образовательных программ, действия.

То есть осуществление работы по  обходу микрорайонов, дворов, домов, квартир в трудовые обязанности учителя не входит.

Может быть, учитель обязан посещать исключительно мигрантов? Но и на этот счет действующее законодательство требований к педагогам не содержит.

А Трудовой Кодекс РФ в статье 60 предусматривает запрет для работодателя требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

В п.8 Рекомендаций по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей (письмо Министерства образования и науки и Профсоюза работников народного образования и науки от 16.05.2016 № НТ-664/08/269 с дополнительными разъяснениями в письме от 11 апреля 2018 года № ИП-234/09/189) Минобрнауки России обратило внимание руководителей образовательных организаций на недопустимость привлечения учителей к сбору и (или) обработке информации о несовершеннолетних лицах, проживающих на территории микрорайона, информации, связанной с выполнением функционала правоохранительных органов, органов управления здравоохранением, органов опеки и попечительства и т.д., и составление связанных с такой информацией видов отчетной документации (например, актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся).

Этим же письмом разъясняется, что дополнительные виды работ могут быть возложены на учителя только с его согласия и за отдельную плату.

Таким образом, делать обход микрорайона, домов, дворов, считать таблички и трубы, дома и заборы учитель может. Но! Только добровольно, письменно выразив свое согласие, и за отдельную плату, а не за стимулирующие баллы, которые определяют эффективность трудовой деятельности педагога.

Письмо в Государственную Думу РФ

За поручением обходить семьи мигрантов последовало еще одно распоряжение – в нем указывалось, что школы дали недостоверные сведения, и поэтому нужно еще раз обойти микрорайон. При этом необходимо… составить отчет, исключив из него номера нежилых и расселенных домов и, напротив, добавить те дома, что не были учтены ранее, а также вновь введенные в эксплуатацию.

Копия документа предоставлена сетевому изданию «Учительская газета» Щукиной Е.Н.

 

Именно эти требования и стали последней каплей в чаше терпения педагогов.

Следующим шагом в этой истории стало письмо оренбургских учителей в Государственную думу с просьбой о помощи.

Что в письме? Просьба рассмотреть вопрос о снятии дополнительной нагрузки, не относящейся к педагогической деятельности:

«…Управление образования города Оренбурга внедрило практику обхода домов микрорайона учителями школ с целью выявления необучающихся детей, школьников, инвалидов и т.д. Все эти сведения можно получить без привлечения учителей – в поликлиниках, соцзащите и других организациях.

 Молодые учителя, обходя дома и квартиры, просят предоставить конфиденциальные данные о детях. Реакция жителей неоднозначна, часто агрессивна. Как только учителя попробовали отказаться от этой работы, директор получил выговор. Нас возмущает постоянная дополнительная нагрузка, не относящаяся к педагогической деятельности…

Учителя должны учить!».

Елена Щукина также отметила, что в некоторых СМИ стали писать, будто письмо – это некая месть Щукиной, которая была директором, а теперь просто учитель. Такая информация действительности не соответствует, – возмутилась Елена Николаевна. – Я никогда не была директором, письмо не месть, а выражение мнения педагогов (его подписали 40 человек), которые регулярно обращаются к ней с просьбой помочь, им страшно обходить микрорайон и страшно отказаться от выполнения распоряжения. Что касается слова «выговор» директору, о котором говорится в письме, то здесь предполагался серьезный разговор, состоявшийся с руководителем школы в управлении образования, а не собственно дисциплинарное взыскание.

Кстати, на вопрос сетевого издания «Учительская газета» о том, кто же понесет ответственность, если при поквартирном обходе учителю будет причинен вред, Елена Николаевна ответила: «Директор. Такой замкнутый круг: директор не может отказаться от исполнения распоряжения по обходу микрорайона. И директор отвечает, если обход закончится плохо». По мнению Е.Н.Щукиной, отказаться от участия в таких мероприятиях  может независимый директор. Но каждый боится потерять рабочее место и терпит. Возможно, письмо в Госдуму как-то разрешит ситуацию.

Отметим, что Комитет просвещения Госдумы обратил внимание на регулярные жалобы от учительского сообщества. Например, педагогам в разных регионах поручают обойти и посчитать в районе ветеранов, позвонить в канун выборов родителям и проинформировать о «правильном» голосовании и многие другие мероприятия, которые никак не связаны с их трудовыми обязанностями.

Получается, что ситуация актуальна не только для оренбургских учителей, но и для педагогов многих субъектов РФ – наших читателей. Ранее сетевое издание «Учительская газета» обсуждало с читателями проблему некорректного, зачастую и грубого отношения к учителю со стороны учеников, родителей, других участников образовательного процесса.

Сегодня мы предлагаем педагогам высказать свое мнение по теме обходов квартир, переписи номеров домов и других поручений, не входящих в должностные обязанности. Читатели могут рассказать, сталкивались ли они с похожими ситуациями. Кроме того, нам интересно и мнение родителей, поскольку обход микрорайона напрямую затрагивает и их интересы.

Регистрируйтесь на сайте сетевого издания «Учительская газета», заходите в наши группы в социальных сетях, высказывайте свое мнение, делитесь опытом разрешения подобных ситуаций.


Источник