Собака – друг и помощник человека

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой

Задачи:
Образовательные: дать элементарные представления о разновидностях собак: охотничьи, служебные и комнатно-декоративные;
Воспитательные: воспитывать интерес и доброжелательное отношение к животным (на примере собак); формировать желание заботиться о домашних питомцах;
Развивающие: развивать память, внимание и воображение.

Медиа-объекты: сказки, стихи, музыкальные произведения, иллюстрации, фильмы, игры, ЭОРы и т.д., презентация «Собака – друг и помощник человека»; мультфильм «Кошка, которая гуляет сама по себе» (Р. Киплинг); фото Е. Чарушина.

Оборудование: игрушки, компьютеры, проекторы, спортинвентарь, бумага формата А4 на каждого ребенка с нарисованными силуэтами собак разных пород, цветные карандаши и фломастеры; обручи; книга Е. Чарушина «Про Томку».

Предварительная подготовка: отгадывание загадок о животных; слайды о декоративных собаках: пуделях, болонках, йоркширских терьерах; беседа с детьми о домашних питомцах; рассматривание иллюстраций с изображениями собак разных пород; подготовка листов бумаги с изображениями силуэтов собак разных пород (число листов должно быть больше числа детей); разучивание стихотворений о собаках: «Пограничник» (С.А. Васильева); «Ветеринар» (Е. Нефедова); чтение стихотворений о собаках.

Ход занятия:
 
1. Сообщить детям о том, что в детский сад по электронной почте пришло письмо. (Показ слайда с изображением письма)

Слайд 1 «Конверт с письмом от Шарика из деревни Простоквашино»

Прочитать содержание письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы с Котом Матроскиным поссорились из-за того, что он назвал собак бесполезными животными. Помогите мне, пожалуйста, доказать Коту Матроскину, что собаки полезны и нужны человеку. Жду ответа. Ваш Шарик».

Побеседовать с детьми о том, что очень давно человек приручил собаку для того, чтобы она стала его помощником. И в наше время собака остается верным другом и помощником человека.
Предложить детям вспомнить, как человек приручил собаку. Показать фрагмент мультфильма «Кошка, которая гуляет сама по себе». (Р. Киплинг).

2. Видеофрагмент мультфильма с сюжетом о приручении дикой собаки (1–2 мин)

Побеседовать с детьми по содержанию данного отрывка. Спросить: куда пошел человек с собакой?
Обобщить ответы детей: «Человек приручил собаку и пошел с ней на охоту. С давних пор охотничьи собаки помогают человеку. Они могут найти дичь в лесу, принести добычу из водоема, догнать даже самого быстрого зверя».

Слайд 2 «Охотничья собака приносит дичь»

3. Рассказать о том, что о собаках написано много книг, снято много фильмов и мультфильмов

Так, Евгений Чарушин написал много интересных сказок и рассказов о животных, в т.ч. о собаках. А еще он сам рисовал иллюстрации к своим книгам и к книгам других детских писателей и поэтов. Например, он рисовал иллюстрации, изображающие животных, к книге С. Маршака «Детки в клетке». Художников, которые рисуют животных, называют анималистами.

Слайд 3 «Фотография Е. Чарушина и его книги «Про Томку»

4. Вспомнить рассказ Е. Чарушина «Как Томка научился плавать», сопровождая беседу показом иллюстраций художника. Предложить детям высказать свои впечатления о восприятии образа собачки Томки.

5. Игра «Охотник, зайцы и собаки»

Цель: развивать у детей смелость и ловкость
Ход игры. Площадка для игр изображает лесную полянку, где живут зайцы (дети). Заячьи норки (их несколько) расположены вокруг полянки на некотором расстоянии друг от друга (нарисованы на полу мелом). В норках живут по 4–6 «зайцев». «Охотник» ходит со своими «собаками» (несколько детей) и высматривает, не пробежит ли где-нибудь «заяц». А «зайцы» сидят смирно, тихо, притаившись в своих норках. «Охотник» с собаками уходит в дом (условное место в стороне от норок). «Зайцы» выскакивают на поляну, прыгают (могут даже прискакать совсем близко к дому «охотника»).
Вдруг залаяли и выбежали «собаки». Их выпускает «охотник», который до этого удерживал их в доме. (Воспитатель держит «собак» за руки, чтобы дать «зайцам» подойти совсем близко). «Зайцы» быстро убегают к своим норкам, где «собаки» их не могут достать. Пойманных «зайцев» отводят к «охотнику» (и они пропускают одну игру).
Правила игры. «Зайцы» прыгают по всей полянке. Чем ближе к охотничьему дому они подходят, тем считаются храбрее. «Собаки» выбегают из дома ловить «зайцев» только тогда, когда их пошлет «охотник». Пойманные «зайцы» из охотничьего дома не выбегают. Спасаться можно в любой норке.
Указания к игре. Роли распределяют с помощью фишек: белые – «зайцы», коричневые – «собаки», красная – «охотник». Чтобы стимулировать в детях смелость, можно возле дома «охотника» начертить огород, куда будут прибегать «зайцы» за морковью и капустой. В этой игре для каждого действующего лица есть свое время отдыха: для «зайцев» – когда «охотник» гуляет с «собаками» по лесу, для «собак» – когда «зайцы» скачут.
Игра продолжается до тех пор, пока не поймают условленное число «зайцев» (примерно 3–4 раза).

Побеседовать с детьми о том, что собаки помогают человеку на охоте, пасти животных, охранять границу и многом другом. Предложить детям подумать о роли служебных собак: собак-военнослужащих, собак-пожарных, собак-спасателей, собак-поводырей, собак-артистов… (Например, к служебным собакам относится немецкая овчарка)
Выслушать и обобщить ответы детей.

Слайд 4 «Пограничник с собакой»

6. Рассказать детям о том, что служебные собаки помогают пограничникам охранять рубежи нашей Родины

Это очень умные и храбрые животные. Побеседовать с детьми о том, какую сообразительность и храбрость проявляют собаки в различных ситуациях при охране границы и задержании ее нарушителей.

Предложить детям посетить выставку комнатно-декоративных собак.

Слайд 5  «Разновидности пуделей, болонок, йоркширских терьеров»

7. Предложить детям внимательно рассмотреть слайд и выбрать наиболее понравившуюся собачку

В процессе просмотра слайдов дети могут свободно высказываться и выражать свои впечатления.  Обобщить высказывания детей и дополнить слайды комментариями о собаках: «Комнатно-декоративные собаки – это небольшие собачки, которых заводят в доме, для того чтобы иметь рядом преданного и красивого друга. Несмотря на маленькие размеры, эти собачки так же преданны человеку, как и крупные породы, и проявляют те же качества: смелость, сообразительность, преданность своим хозяевам».

Предложить детям, как на настоящем конкурсе, выбрать собаку-победителя. Для этого раздать детям медальки и предложить положить медальку в коробочку с изображением понравившейся собачки. (Обязательно сообщить результат конкурса)

8. Предложить детям стать художниками-анималистами

Подойти к раздаточному столу, выбрать подготовленные листы бумаги с изображениями силуэтов собак разных пород и раскрасить собачку по своему усмотрению, придумать ей кличку. В конце занятия оформляется «Выставка собак».

9. После выполнения задания, по желанию детей, они могут обыграть изображения, прочесть стихотворения или поделиться впечатлениями о своих питомцах.

10. В заключение занятия сказать, что «собак много разных на свете! Какие бы они ни были, маленькие или большие, черные или белые, гладкие или пушистые, люди должны всегда помнить, что собака – преданный друг и помощник человека! Человек должен уметь заботиться о животных и правильно их содержать».

Предложить детям после занятия написать в Простоквашино письмо, в котором рассказать о пользе, которую приносят собаки. После занятия, если есть возможность, показать детям дрессированных собак декоративной породы.

Интеграция с другими образовательными областями:
– чтение художественной литературы» – стихотворение «Мордочка, хвост и четыре ноги» Б. Заходера;
– чтение художественных произведений о служебных собаках;
— «Художественное творчество» – рисование домашних любимцев;
– «Коммуникация» – разучивание стихотворений «Пограничник» (С.А. Васильева), «Ветеринар» (Е. Нефедова)

Источник: pedagog-roditel.ru