Шесть советов молодому учителю перед его первым «1 сентября»

Хотелось бы дать им не то что бы советы (они сами умные, молодые и креативные), а поделиться так сказать, «сердца горестными заметами».

В последние дни перед 1 сентября школы притихли, действительно, как перед боем. Не случайно любимая фраза моих коллег — строчки Блока: «И вечный бой! Покой нам только снится …».

А сколько молодых учителей придёт в этом непростом учебном году в наши многострадальные школы? Сколько молодых специалистов будет сразу же брошено в горнило ВПР, классного руководства и роскошества новых норм санпина? Скорее всего, в бой, преимущественно пойдут «старики», вернее «старушки». Но какое-то количество молодёжи всё-таки попадёт в школы. Хотелось бы дать им не то что бы советы (они сами умные, молодые и креативные), а поделиться так сказать, «сердца горестными заметами».

1. Держите дистанцию
Вам буквально понадобится сегодняшний популярный слоган: «Держи дистанцию». Чем дальше дистанция между вами и учениками, чем чётче границы, тем лучше дисциплина. Ровное, корректное, доброжелательно отношение — самое то! Как театр начинается с вешалки, так урок начинается с порядка и дисциплины. Наша главная учительская задача — достичь цели урока. Для этого необходимы порядок и чёткость действий (поэтому и нужно к уроку готовиться). Мы с учениками приходим в школу работать (правда, многие из детей думают, что они идут просто тусоваться). Я часто повторяю детям фразу своего классного руководителя «Учёба — ваш главный труд!».

2. Сигнализируйте
Дети «считывают» с взрослого мгновенно и всё сразу. Вы ещё рот не открыли, а им всё понятно — увы! Сигнализируйте о своих серьёзных намерениях сразу внешним видом: прямая спина, уверенный взгляд, соответствующий дресс-код. Вы привыкли одеваться неформально, татуировки на всех местах? Ничего страшного, но тогда и дети могут себе позволить некоторые вольности. Уж какие — они сами решат. Кроме того, дети сильно отвлекаются. Не нужно вгонять их в ступор внешним видом, обсуждать его гораздо интереснее, чем заниматься новым материалом.

3. Следите за речью
С пятого класса цитирую детям Пушкина: «В миг по речи те спознали, что царевну принимали». Подробно разбираем, почему. Если хотите, чтобы к вам относились как к царевне — говорите как царевна! Если вы говорите правильно, следите за речью — вы состоявшийся, (почти) настоящий педагог.

4. Будьте в тренде
Если вы уважаете себя сами, если вы всё время помните, что вы личность, дети тоже это усвоят, хотя и не всегда сразу. Развиваете себя, читайте, ходите в театры! Новые технологии — ничто, виртуозное владение предметом и знания — всё! Хотя для многих это и звучит крамольно.

5. Демонстрируйте доброе отношение
Слухи о детской кровожадности сильно преувеличены. Многие ценят не просто доброе, а справедливое обращение. Дети открыты, изначально настроены именно на доброе отношение. Я получила новый пятый класс, видела их два раза. Сегодня в школьном дворе (ещё идет пришкольный лагерь) они радостно бежали ко мне навстречу.

6. Не рассчитывайте во всем на родителей
Дитя — копия родителей. Если ребёнок вам грубит, значит и родитель, скорее всего, нахамит. Не думайте, что вы пожалуйтесь родителю, и проблема будет решена. В некоторых семьях дети адекватнее родителей. Решайте проблему с ребёнком, по возможности, хотя, к сожалению, это не всегда реально. Чтобы избежать конфликтов, придётся вести себя так, как будто вас всё время снимает камера.

Зачем, спросите вы, все эти мучения?
Взять много часов молодой учитель не может — слишком много сил будет уходить на подготовку уроков и на эмоциональное реагирование. Но тогда зарплата будет неприлично мала. Поэтому, собственно, и идёт отток из школ молодых педагогов. Но, хотя это странно звучит, игра стоит свеч.

Такого драйва вы не получите больше нигде, прыжки с «тарзанки», сплав по горным рекам и охота на белого медведя — детский лепет! Вы точно будете знать себе цену. Будете знать предел своих способностей и возможностей. Уж не сомневайтесь, это предел всё время будет проверяться.

Если вы обладаете определёнными чертами характера, работа в школе может дать сильнейшее моральное удовлетворение. А с приобретением опыта и знаний ещё и материальное. Хороший преподаватель в нынешних условиях колоссальной нехватки образованных и продвинутых специалистов весьма востребован.

Работа в школе в школе неоднозначна. Многое зависит от нас!

Источник