Прием в педвузы: 22 балла ЕГЭ будущего учителя новой формации

Категории: Статьи

Тэги:

Хорошо известна точка зрения министра просвещения Сергея Кравцова на состояние дел с подготовкой будущих педагогов: подведомственные министерству педагогические вузы готовят учителей новой формации, обладающих инновационным мышлением и владеющих современными образовательными технологиями, а качество приема в педагогические университеты неуклонно растет, подтверждая тем самым повышение востребованности и престижа профессии учителя. К сожалению, итоги прошлогодней приемной кампании и беглый взгляд на документы приемных комиссий этого года позволяют утверждать, что министр пребывает в уютном мире вымышленных представлений.

Инновационный набор предметов

При поступлении в классический университет на физфак, биофак или факультет иностранных языков выпускник школы обязан сдать ЕГЭ по физике, биологии или иностранному языку соответственно. Ничего удивительного, не правда ли? Только в педвузах эта логика не работает. При поступлении на направление 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» абитуриент обязан предъявить результаты ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, а третий ЕГЭ может выбрать из предлагаемого вузом перечня.

Хочешь поступить в Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, чтобы стать учителем географии и иностранного языка? Можешь не сдавать ни географию, ни иностранный язык – достаточно профильной математики. Точнее так: можешь сдать и географию, и иностранный, и математику, но затем выбрать лучший результат. Как вы считаете, почему выпускника школы, провалившего ЕГЭ по иностранному языку и географии, но показавшего хороший результат по математике следует считать подходящим кандидатом на роль будущего учителя английского и географии?

Чтобы поступить в Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова на профиль «Русский язык и Литература», к обязательным русскому языку и обществознанию можно присовокупить ЕГЭ по истории, а литературу вообще не сдавать; при поступлении на профиль «Математика и Физика» можно не сдавать физику, а предъявить результат ЕГЭ по информатике и ИКТ.

В Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени В. М. Шукшина, расположенном в Бийске, при поступлении на профиль «Русский язык и Литература» нужно выбрать ЕГЭ либо по математике, либо по иностранному языку. Получается, если в Ульяновске будущий учитель литературы все же выбирает между ЕГЭ по истории и литературе, то в Бийске при поступлении на этот профиль сдавать ЕГЭ по литературе вообще не имеет смысла.

Подобные примеры, противоречащие логике и здравому смыслу, можно найти в каждом из 33 педагогических вузов, подведомственных Минпросвещения. Может быть, говоря о педагогах новой формации, обладающих инновационным мышлением, министр просвещения именно это и имеет в виду: будущему учителю иностранного языка не нужно при поступлении в вуз подтверждать даже минимальный уровень владения языком, а будущим учителям физики, географии или литературы – уровень освоения этих предметов в школе?

22 балла ЕГЭ будущего учителя

Предлагаю расшифровать один из любимейших тезисов министра просвещения Сергея Кравцова – «качество приема в педвузы повышается». Может быть, министр имеет в виду, что выпускники школ с низкими баллами ЕГЭ теперь не могут поступить в педвузы?

Вот, скажем, при поступлении в Высшую школу экономики (ВШЭ) на направление «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» необходимо набрать как минимум 70 баллов на ЕГЭ по иностранному языку, иначе документы просто не примут. Даже на платное обучение. А как с этим обстоят дела в педвузах?

Для поступления в некоторые педагогические университеты будущий учитель иностранного языка новой формации может вообще не сдавать ЕГЭ по этому предмету, в некоторых порог составляет 40 баллов, а в уже упоминавшемся Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени В. М. Шукшина достаточно набрать 22 балла:

Иностранный язык (Английский)
и Иностранный язык
(по выбору: Китайский/Немецкий)
1. Русский язык 100 40
2. Обществознание 100 44
3.1. Иностранный язык 100 22
3.2. Математика 100 39

Минимальные баллы ЕГЭ для абитуриента, поступающего на «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили – английский и китайский/немецкий языки

В официальных документах Минпросвещения мы читаем красивые слова о «единой образовательной среде и целостном пространстве» в педагогических вузах страны, а на деле видим большой разброс в подходах к набору будущих учителей.

Кто-то резонно заметит, что это всего лишь минимальные баллы, а для поступления – особенно на бюджет – нужны совершенно другие результаты. Действительно, в 2020 году для поступления, например, в Московский педагогический государственный университет (МПГУ) на «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» по профилям «Русский язык и Литература» требовалось набрать 255 баллов за три ЕГЭ и индивидуальные достижения, но в Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени В. М. Шукшина более чем скромные 126 баллов гарантировали поступление на это направление и профили.

И о каком росте качества приема твердит министр просвещения? Судя по всему, опять о любимом среднем балле, который, как и пресловутая средняя температура по больнице, не показывает ровным счетом ничего. В столичных и некоторых крупных городах качество набора в педвузы можно считать неплохим, хотя и там оно сильно уступает классическим университетам, но все прекрасно понимают, что выпускники столичных педвузов не поедут в Алтайский край, а там будущий учитель иностранного языка набирает 22 балла на ЕГЭ или вообще не сдает этот предмет. И как он будет учить?

В этом году выпускникам школ, поступающим в вузы, для получения аттестата необходимо сдать только один обязательный ЕГЭ – по русскому языку, поэтому не исключено, что будущему учителю двух иностранных языков для поступления на бюджет в Бийске может хватить даже 106 баллов: 40 по русскому и 22 по иностранному языкам, 44 по обществознанию.

Рост неравенства

Острейшая проблема России – неравенство – проявляется и здесь. Если в Москве и Санкт-Петербурге многие молодые учителя иностранного языка поступали в педвузы с солидными баллами ЕГЭ и имеют международные сертификаты, подтверждающие высокий уровень владения языком, то в регионах, как вы могли убедиться, картина совершенно иная. Если в столицах, особенно в профильных школах, математику и физику зачастую преподают выпускники МГУ имени М. В. Ломоносова, Московского физико-технического университета (МФТИ) и ВШЭ, то в регионах – бывшие школьные троечники, поступившие на профили «Математика и Информатика» или «Математика и Физика» с результатами 130-140 баллов за три ЕГЭ.

И это еще не самое страшное: даже таких учителей не хватает. Часто получаю сообщения от родителей из регионов: у нас в школе уже год нет учителя английского языка / физики / химии.

Как следствие – расширяющаяся и углубляющаяся пропасть: 70% дипломов Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по физике приходится на долю учеников из образовательных организаций Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области; одна столичная школа по количеству завоеванных дипломов опережает на ВсОШ 81 российский регион; Москва уверенно обосновалась среди лидеров в мировых рейтингах по результатам международных сопоставительных исследований, в то время как средние общероссийские баллы в исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) обеспечивают нашей стране места лишь в конце третьего – начале четвертого десятка.

Судя по изменениям, происходящим в Минпросвещения, там сейчас озабочены не столько обеспечением возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, хотя именно такие задачи и результаты декларируются в нацпроекте «Образование», сколько усилением роли военно-патриотического воспитания и увеличением доли детей, занимающихся добровольческой деятельностью.

Если послушать такого выдающегося эксперта в области школьного образования, как пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, то можно узнать, что Россия в школьном образовании «впереди планеты всей». Не стоит сомневаться, что скоро и Сергей Кравцов в очередной раз сообщит нам, как расцвело и похорошело российское школьное образование при его мудром руководстве, а низкие зарплаты, нехватку педагогов в регионах и 22 балла ЕГЭ будущего учителя новой формации, обладающего инновационным мышлением, можно не замечать. В уютном мире министра просвещения таким фактам просто нет места.


Источник