Почему подростки перестали думать (или нет?)

Ученица 10 класса рассказывает, когда школа отбивает привычку мыслить

Школьники порой могут рассказать о проблемах образования и потребностях нового поколения больше, чем кто-либо. Маша Чепелева учится в 10 классе обычной смоленской школы. Сегодня она рассуждает о том, почему школа отучает думать и что делать в сложившейся ситуации.

Правда ли, что в школе ученики совсем не думают?

Если вы учитесь в школе, то, скорее всего, слышали по отношению к себе фразу: «Школьники перестали думать». А если взрослый, то наверняка эту фразу сами произносили. Да и в обществе в целом сейчас бытует мнение, что система образования плоха и сильно устарела, а школа не учит думать — как говорим мы сами, от слова «совсем».

Представьте себе такую ситуацию. Идет урок, учитель объясняет материал, ученики записывают основные моменты. Думают ли они в этот момент? Нет: они просто впитывают авторитетное мнение педагога или автора учебника. Часто школьник не может ни подумать, ни высказать свое мнение на уроке, потому что нет диалога. А если все-таки учитель спросит, то, скорее всего, будет ждать того самого, единственно правильного ответа, записанного в учебнике.

Это больше, должна признать, характерно для учителей «старой закалки», еще времен СССР. Тех, кто привык жить по традиционным правилам. Эти люди придерживаются консервативного мнения об устоях общества и правилах поведения. Например, что «старшие всегда правы» и даже «учитель всегда прав». Или — что существует только один, единственно верный ответ на любой вопрос. Для таких причин войны всегда ровно четыре, не больше и не меньше. А Катерина в «Грозе» — определенно «луч света в темном царстве».

Они доверяют источникам, «проверенным годами», и не любят интернет, потому что раньше его не было, и было хорошо. Они будут крайне недовольны, если кто-то станет им возражать и выскажет свою точку зрения на проблему — или иначе ответит на поставленный вопрос.

Но вспомните: во многих школах таких учителей, скорее всего, можно пересчитать по пальцам. А остальные все-таки любят узнавать мысли учеников. Исследовать «чертоги разума» таких необычных и таких интересных подростков. Это не может не радовать.

Что делать, чтобы школьники думали?

Нужно помнить, что истинное знание можно получить только в процессе исследования. Это можно сделать, только если ищешь и находишь ответ самостоятельно. Анализируешь несколько источников и критически смотришь на информацию.

Один интересный вопрос или задача может вдохновить и раскрыть вашу любовь к предмету во много раз сильнее, чем простой рассказ и констатация фактов на протяжении целого года, — какой бы эта информация ни была важной, нужной и интересной. Вот почему для учителя так важно разговаривать с учениками, поощрять споры (без агрессии) и позволять им самим делать выводы.

Так ли плох ЕГЭ?

ЕГЭ — это супершанс для учеников из глубинки. Он позволяет им конкурировать со столичными ребятами. А еще это способ избежать коррупции при поступлении. Но проверяют ли тесты и задания с четкими критериями объективно уровень знаний — уже совсем другой вопрос.

Даже если ученик отлично знает предмет, но не знает саму структуру ЕГЭ, вряд ли он сдаст экзамен на высокий балл. В пример можно привести шаблон сочинения на экзамене по русскому языку: за малейшее отступление от него снижают баллы. Или, скажем, параметры разделения на абзацы в эссе в экзамене по иностранным языкам: за это тоже можно поплатиться.

Многие выпускники жалуются на самое обычное волнение во время ОГЭ и ЕГЭ, из-за которого они не смогли его сдать на желаемый балл. А еще выпускникам не нравится низкий уровень организации экзамена и множество отвлекающих факторов. Например, у меня во время ОГЭ под окном младшеклассники включили музыку и играли в баскетбол. Нередко за эссе в ЕГЭ по обществознанию баллы снижают, по сути, просто за то, что выпускник повел себя смело и посмел не согласиться с высказыванием «великого ума».

Во время подготовки к ЕГЭ выпускные классы большую часть времени уделяют не усвоению информации, а зазубриванию критериев и клише. Хотя если сравнивать ЕГЭ с той системой поступления, которая существовала раньше, то тут ЕГЭ, каким бы плохим он ни был, выигрывает.

И все же одно знание клише и незнание самого предмета тут тоже не поможет. Ведь задания на экзамене очень разнообразные и разноплановые. Например, в ЕГЭ по профильной математике в задании № 15 (неравенства) могут попасться показательные, логарифмические, иррациональные или смешанные примеры. А значит, номер с «натаскиванием» учеников на один шаблон решения в этом случае не пройдет.

Современные подростки — потерянное поколение?

Сколько бы ни наговаривали на «потерянное новое поколение», многие ребята в своем возрасте по широте кругозора сегодня превосходят подростков предыдущего поколения, — а возможно и современных взрослых.

Да, они много «сидят» в телефонах и компьютерах, но бесполезно ли это? В интернете сейчас есть множество информационных порталов, онлайн-курсов и электронных книг. Наши родители, может быть, читали «Войну и мир» в нашем возрасте. А современные подростки (не все, но многие), помимо прочтения «Войны и мира», прочитают «Нон-фикшн», пройдут курс по развитию бизнеса, сделают мем, создадут стартап, займутся фрилансом, найдут друга-иностранца для изучения языка. И при этом будут успевать делать уроки, готовиться к ЕГЭ, общаться с друзьями, заниматься спортом и время от времени «тусить».

Наверное, школа не перестала учить думать, ведь система образования осталась традиционной. Даже наоборот: сейчас по ФГОСам упор делают на самостоятельный поиск решения. Современные подростки — настолько любознательные и активные, что даже когда в школе им не предлагают думать и высказывать свое мнение, они найдут тысячу и один способ проявить себя за ее пределами.

Маша Чепелева